Цели и задачи урока:
- Обобщить знания учащихся о природе и населении Африки, подвести итог изучения темы.
- Проверить знание учащимися характерных черт природы материка – рельефа, климата, внутренних вод, растительного и животного мира.
- Проверить умения учащихся:
определять местонахождение основных географических объектов Африки;
устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы;
работать с различными географическими картами, в том числе сопоставляя их, и с другими источниками географической информации.
Оборудование и оснащение:
Минимальное мультимедийное оснащение: компьютер (ноутбук) и мультимедийный
проектор.
Желательно: компьютерный класс с интерактивной доской.
Подготовительный период к уроку:
- Разбивка класса на 3 команды, выбор капитанов, названий команд.
- Выработка правил игры.
Правила игры:
- В порядке очередности команды выполняют конкурсные задания.
- Поощряется коллективная дружная работа в командах. Капитаны готовят команду, организуют в ней работу.
- Если команда не знает ответа или отвечает неправильно, ответить может другая команда.
Эпиграф к уроку:
Сердце Африки пенья полно и пыланья,
И я знаю, что, если мы видим порой
Сны, которым найти не умеем названья,
Это ветер приносит их, Африка, твой!
Б.Пиляцкий
Ход урока
- Представление команд.
- Сообщение темы урока и задач урока.
- Ознакомление с правилами игры.
- Основные задания (конкурсы).
- Подведение итогов.
Учитель: Стоит только произнести слово Африка, как перед глазами возникают пески пустыни Сахара, таинственное озеро Чад или грохочущий водопад Виктория. Вместе с этим словом в воздухе появляется запах африканских специй и возникает непреодолимое желание убедиться самому, что экзотическая страна пирамид, сфинксов, жирафов и вечнозеленых экваториальных лесов существует на самом деле. Африка самый знойный из континентов. Он второй по занимаемой площади и четвертый по численности проживающего на нем населения. Археологи не зря считают колыбелью человечества именно Африку, ведь здесь найдены древнейшие останки человека и существует версия, что именно из африканских экваториальных лесов первобытный человек и расселился по другим континентам.
Конкурс “Блиц – турнир”.
Команды отвечают в быстром темпе без предварительной подготовки на данные вопросы.
- Крупнейший остров у берегов Африки?
- Крайняя южная точка материка?
- От Европы Африку отделяет неглубокий и узкий ... пролив.
- Самый крупный полуостров Африки?
- Крайняя западная точка материка?
- Он пересек Африку с запада на восток, исследовал р.Замбези, открыл вдп.Виктория, описал верхнее течение р.Конго, озеро Ньяса.
- Он собрал более 6000 образцов культурных растений, установил, что Эфиопия является родиной ценных сортов пшеницы.
- Река Замбези впадает в Гвинейский залив или Мозамбикский пролив?
- Какое государство находится восточнее Египет или Эфиопия?
- Песчаный ветер пустыни?
- Африка является родиной какао или кофе?
- Самый низкорослый народ на Земле, проживающий в экваториальных лесах?
- Пересыхающие русла рек?
- Места выхода грунтовых вод на поверхность в пустыне с богатой растительностью?
Конкурс “Африка в числах”.
Определить, что соответствует данным цифрам:
5895 – высота влк.Килиманджаро в м.;
58,1 – максимальное значение температуры воздуха в °C, зафиксированное на Земле;
1800 – ширина величайшего вдп.Земли (вдп.Виктория) в м.;
1498 – год путешествия Васко да Гамы (Открытие морского пути в Индию);
6671 – длина р.Нил в км.;
30,3 – площадь материка Африка в млн.км2.
Конкурс “Африка на карте”.
Соотнесите географические названия с номерами на карте.
Команда 1 | Команда 2 |
Гвинейский залив мыс Игольный Гибралтарский пролив Суэцкий канал Индийский океан оз.Виктория п-ов Сомали горы Атлас |
Средиземное море Красное море Алжир оз. Чад Атлантический океан Египет Мозамбикский пролив оз.Танганьика |
Команда 3 |
мыс Рас-Энгела Эфиопское нагорье Конго (Заир) Нигер о.Мадагаскар Эфиопия ЮАР вдп.Виктория |
Конкурс “Черный ящик”.
Что находится в ящике?
Подсказки:
- Это может использоваться в качестве дров;
- В некоторых отдаленных районах Африки заменяют деньги;
- В оазисах используются в качестве наживки;
- Многие народы называют этим словом любимых девушек;
- “Хлеб пустыни”: их едят сырыми, жареными, вялеными ...
Ответ: финики. Туареги считают, что счастлив тот муж, жена которого в течении месяца кормит блюдами из фиников, и ему это не надоедает, т.к. кушанья не повторяются.
Конкурс “Кто это? Что это?”.
Определить названия растений и животных, природных зон, отдельных объектов изображенных на рисунках, из возможных вариантов:
- Саванна;
- Гилея;
- Баобаб;
- Жирафы;
- Африканские слоны;
- Зонтичная акация;
- Финиковые пальмы;
- влк.Килиманджаро;
- Ниагарский вдп.;
- вдп.Виктория;
- р.Конго;
- р.Замбези.
Конкурс “Страна – загадка”.
По данным высказываниям определить название Африканской страны:
Страна 1.
- Страна расположена на южной оконечности материка.
- Большинство населения составляют коренные жители – банту.
- Геологическим чудом называют эту страну.
Дополнительный материал: Недра ЮАР богаты разнообразными полезными ископаемыми. ЮАР занимает одно из первых мест в мире по запасам и добыче алмазов, золота, платины, урановых и железных руд.
Страна 2.
- Большая часть страны расположена на Эфиопском нагорье.
- Это древнейшее государство.
- Столица – город Аддис-Абеба.
Дополнительный материал: Большая часть страны расположена на Эфиопском нагорье. Это древнейшее государство, которое оставалось формально независимым даже в колониальный период. Столица – город Аддис-Абеба. Страну населяют эфиопы, состоящие из ряда национальностей, среди которых преобладают амхара.
Страна 3.
- Среди стран Африки эта страна самая большая по численности населения.
- Географы называют эту страну Западной Африкой в миниатюре.
- Расположена в бассейне нижнего течения реки Нигер.
Дополнительный материал: Государство расположено в Западной Африке. Этнический состав страны чрезвычайно сложен – на территории Нигерии проживает более 250 этнических групп. Больше половины всего населения составляют три народа: хауса, йоруба, игбо. Основное занятие жителей – земледелие.
Итоги игры:
Подсчитывается сумма баллов каждой команды и объявляются победители.
Общий итог урока подводит учитель, отмечая все лучшее.