Вызвать желание творить, мыслить – задача
трудная и интересная, тем более что она не имеет
однозначного решения и в каждом классе
приходится решать ее заново, зачастую находя
новые средства и методы. Образование – процесс
обоюдный, без активных усилий ученика он обречен
на провал, каким бы замечательным учитель не был.
Такой процесс требует изменения позиции ученика
и переосмысления педагогической деятельности
учителя.
Для подготовки школьников к успешной жизни в
информационном обществе школа, как минимум,
должна формировать у своих учеников умения,
составляющие ИКТ-компетентность.
ИКТ-кометентность
Общешкольное умение
Дидактические цели – Цели обучения; Методы
обучения
Формирование ИКТ-компетентности должно
проходить на всех уроках (а не только на уроках
информатики). Необходимо сделать акцент на
формирование этих умений в соответствии с
требованиями информационного общества, в
котором большая часть информации представлена в
электронном виде: для этого учитель должен быть
настроен на формирование этой компетентности:
потребуется изменение дидактических целей
типовых заданий, которые мы обычно даем своим
учащимся: изучение конкретного учебного
материала и формирование ИКТ-компетентности;
формированию ИКТ-компетентности помогает
использование активных методов обучения
(групповая или командная работа, деловые и
ролевые игры и т.д.). Формирование информационной
и коммуникационной компетентности
рассматривается не только как формирование
технологических навыков. Одним из результатов
процесса информатизации школы должно стать
появление у учащихся способности использовать
современные информационные и коммуникационные
технологии для работы с информацией. Они должны
уметь искать необходимые данные, организовывать,
обрабатывать, анализировать и оценивать их, а
также продуцировать и распространять информацию
в соответствии со своими целями.
Итак, формирование информационной
компетентности представляет собой процесс
перехода к такому состоянию, когда ученик
становится способным находить, понимать,
оценивать и применять информацию в различных
формах для решения личных, социальных или
глобальных проблем. Выработка подлинной
информационной компетентности, прежде всего,
предполагает формирование универсальных
навыков мышления и решения задач. К ним относятся
умения наблюдать и делать логические выводы,
использовать различные знаковые системы и
абстрактные модели, анализировать ситуацию с
разных точек зрения, понимать общий контекст и
скрытый смысл высказываний, неуклонно
самостоятельно работать над повышением своей
компетентности в этой сфере.
При изучении темы «Поиск информации в
компьютерных сетях» в 9-м классе по учебному
комплекту Угринович Н.Д., практическую работу по
поиску информации в Интернет можно провести в
форме проектной деятельности учащихся по теме
«История развития средств передачи информации».
Тема урока: Практическая работа. Работа с WWW
Поиск информации в Интернете. Сведения, полученные в результате выполненной работы, позволят учащимся:
• сформировать представление о средствах передачи информации в жизни человечества;
• понять, что средства передачи информации с каждым годом совершенствовались, что дало возможность увеличения скорости передачи информации;
• провести анализ преимущества средств передачи информации.
• оценить вклад выдающихся ученых в развитие средств передачи информации.
Данное задание, с точки зрения ИКТ-компетентности, нацелено на выявление навыков по поиску и оценке и создании информации. Компетентность выявляется с помощью задания оценить информацию из базы данных с использованием предоставленного механизма поиска, выбрать те ресурсы, которые можно использовать для справки или те, которые отвечают определенным требованиям.
Время на выполнение: 30 минут.
Выявляемые навыки:
• доступ;
• управление;
• интеграция;
• оценка;
• создание информационных продуктов.
Тема: Практическая работа № 20. Работа с WWW. Поиск информации в Интернете. «История развития средств передачи информации».
Цели урока:
Общеобразовательные:
• научить умению поиска в Сети по ключевым
словам, использованию языка запросов поисковых
систем;
• знать основные приемы оптимального поиска
информации;
• иметь представление об основах поиска данных в
различных источниках информации. Воспитательные:
• формирование эмоционально-ценностного
отношения к интеллектуальной деятельности;
• формирование навыков учиться самостоятельно.
Развивающие:
• развитие аналитических качеств личности;
• формирование способов умственного труда с
использованием оптимальных средств поиска
информации;
• формирование навыков самостоятельного
(критичного) типа мышления;
• развитие ИКТ-компетентности учащихся.
Задачи урока: формирование и оценка ИКТ-компетентности учащихся.
Тип урока: учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности.
Форма проведения урока: урок-практикум.
Логика учебного занятия:
• мотивация;
• актуализация комплекса знаний и способов
деятельности;
• самостоятельное применение знаний в сходной и
новой ситуациях;
• самоконтроль и контроль:
• коррекция; рефлексия.
Структура учебного занятия:
1. Организация начала занятия.
2. Подготовка учащихся к активной
учебно-познавательной деятельности на основном
этапе занятия.
3. Применения новых знаний и способов действий.
4. Контроль и самопроверка знаний и способов
действий.
5. Коррекция знаний и способов действий учащихся.
6. Подведение итогов.
7. Рефлексия деятельности и поведения.
Ход урока |
|||
I. Оргмомент | Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания | Настраиваются на урок. Внимательно слушают | Настроить класс на рабочий ритм. Мобилизовать учащихся для включения в учебный процесс |
Актуализация знаний | Переносит учащихся в жизненную
ситуацию, создавая тем самым познавательную
мотивацию. – Представьте, что вы – житель планеты в разные времена жизни нашего человечества. Вам необходимо передать нужную информацию. Какими средствами передачи информации вы воспользуетесь? – Предположим, что вам надо сделать информационный продукт, в котором можно будет рассмотреть историю появления устройств для передачи информации. – Скажите, какую вы выбрали программу для решения данной задачи? Спрашивает: – Много ли мы знаем о средствах передачи информации? – А хотели бы узнать и составить хронологию появления средств передачи информации, выявить их преимущества и значение для человека? |
Вспоминают, отвечают, опираясь на
жизненный опыт. – телефон, телеграф, азбука Морзе, радио, телевидение и т.д. Отвечают: Microsoft Windows, Microsoft Word, Microsoft PowerPoint. Отвечают: Знаем, но мало. Очень интересно узнать, какими средствами пользовались люди для передачи информации. |
Данный метод помогает актуализировать
знания учащихся, приобретенные на предыдущих
уроках, и заинтересовать учащихся. Этот метод позволяет понятно объяснить цель работы, ее актуальность и практическую значимость в будущем. |
II. Этап подготовки учащихся к работе на основном этапе | Спрашивает: – Где можно взять интересующую нам информацию? – Что такое Интернет? (Заполните схему.) ЛОКАЛЬНАЯ СЕТЬ – это ТЕХНОЛОГИЯ СЕТЕЙ Гипертекст состоит Web-страница – это СЕРВИСЫ ИНТЕРНЕТА · Какие возможности поиска информации предлагает сеть Интернет? · Перечислите названия русскоязычных порталов, предоставляющих средства поиска. · Перечислите англоязычные и русскоязычные поисковые системы. · Какими свойствами должен обладать запрос для учета информационных потребностей пользователя? · Алгоритм поиска информации в сети Интернет. |
Отвечают: В файловыъх архивах глобальной сети Интернет. |
|
III. Этап применения новых знаний и способов действий. Задания группам | Говорит: – Тема урока: «Поиск информации в Интернете. История развития средств передачи информации» Для проведения заданной работы необходимо разбить класс на 3 группы по 5–7 человек. 1-й группе предложить выполнить задание «Ручные средства передачи информации» 2-й группе – «Технические средства передачи информации» 3-й группе – «Компьютерные средства передачи информации» Ход работы 1. Поиск необходимой информации в поисковой системе «Rambler». 2. Создание информационного документа. Говорит: – Возьмите план итогового документа. Прочитайте описание задания, поставленного перед каждой группой. – Примерный план итогового документа: 1. Годы применения. 2. Автор создания средства. 3. Скорость передачи информации. 4. Описание принципа работы и провести анализ преимущества средств передачи информации. – Поиск необходимой информации в поисковой системе «Rambler» или других ИПС. – Задания рассчитаны на 30 минут. После выполнения задания учитель по сети собирает статьи на Рабочем столе ПК учителя. Учащиеся, используя полученные материалы, работают по группам над созданием презентации по теме группы. |
Приступают к созданию информационного
документа. Каждая группа с помощью ключевого
слова находит статьи в сайтах по данной теме и,
сравнивая информацию в различных сайтах, создает
информационный продукт. Затем проводит анализ
преимущества средств передачи информации.
Разработка конспекта статьи на тему о выбранном
средстве передачи информации.
Создание презентации по данной теме на основе материалов созданной работы.
|
Позволяет реализовать ситуацию, с
которой встречаются люди в своей жизни: дается
задание, а как достичь поставленную цель, ты
должен решить сам. ИКТ-компетентности. Доступ – используя программу поиска, найти сайты со статьями. В поисковой системе учащихся вводит термины поиска. Управление – оценить сайты и выделить те, из которых можно получить необходимую информацию о каком-либо средстве данного задания. Выбор сайтов. На сайте, содержащем общую информацию по теме с указанием средства, кандидат должен выбрать свою тему. Интеграция – в отобранных статьях найти информацию о выбранном средстве: годы применения, авторы создания. скорость передачи информации. В поисковой системе учащийся вводит термин поиска. Оценка – сравнить информацию из разных статей, выделить нужные аспекты. Чтение текста. Отбор информации. Создание – разработать документ в текстовом редакторе – конспект статьи на тему о выбранном средстве передачи информации. Провести анализ преимущества средств передачи информации. |
IV. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий | Учитель наблюдает за работой учащихся и
оценивает их работу по приведенной ниже схеме. Наблюдаемые данные. Результат работы. Уровень. Методы. Соответствие Стандартам образования. После создания презентаций учитель по сети собирает презентации на Рабочем столе ПК учителя. Учитель серез проектор демонстрирует всему классу работы учащихся. Самопроверка применена при выполнении задания на создание статьи. Взаимопроверка применена при просмотре и создании презентаций. |
Создание – выполнить
презентацию в программе Microsoft PowerPoint на основе
конспекта статьи на темуо выбранном средстве
передачи информации. Провести анализ преимущества средств передачи информации и составить схему. Выводы В своей работе мы постарались показать роль средств передачи информации в информатизации общества. Как мы выяснили, любое из используемых нами ныне средств передачи информации исключительно важно для нас. Каждое средство имеет свои особенности и недостатки. Так, с помощью телефона мы можем передать свои эмоции, а с помощью почты мы можем передать свои мысли наиболее выразительно и наглядно. В настоящее время анализ преимуществ различных средств связи показал, что и в XXI веке по-прежнему актуален обычный телефон, так как сотовая связь имеется не везде, а телеграф востребован для людей из-за своей доступности при командировках, выездах в другие местности. А информацию о школе, фирме или компании лучше всего поместить на сайте Мировой паутины. |
|
V. Этап коррекции знаний и способов действий | Контроль за работой учащихся на протяжении всего урока осуществляется следующим образом: заготовлена таблица, в которую по ходу урока учитель заносит баллы, полученные учащимися за отдельные задания: откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий учащихся в рамках изученной темы. | ||
VI. Этап подведения итогов занятия | Оценки учащимся выставляются коллективно после просмотра каждой презентации. Учитель комментирует ошибки и недочеты учащихся, выделяет особенно удачные работы, оценивает как работу класса в целом, так и работу групп и отдельных учащихся. | Выступление групп и взаимооценивание работ других учащихся. | |
VII. Этап информации о домашнем задании |
Создать аналогичный продукт по выбранной теме. | ||
VIII. Этап рефлексии | Чтобы инициировать рефлексию учащихся по поводу своей деятельности на уроке, взаимодействия с учителем и одноклассниками, применяется метод «КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО». |