Методическая разработка Недели психологии в детском саду "Поделись улыбкою своей…"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: 1


Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позах, жестах, во всем поведении.

Развитие эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.

Поступая в детский сад, ребенок попадет в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации мы взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками.

В дошкольном возрасте ребенок овладевает не только знаниями, умениями, навыками, но и происходит становление базовых свойств его личности: самооценки и образа Я, эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, социально-психологических особенностей в системе отношений между людьми. Как справедливо указывали Л.С. Выготский и А.В. Запорожец, “только согласованное функционирование этих двух систем, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности”.

Родители и педагоги нередко сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как частая смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, утомляемость. Дети грызут ногти, крутят волосы, плохо засыпают, много и бесцельно двигаются. Замыкаясь на телевизоре, компьютере, дети стали меньше общаться с взрослыми, сверстниками; а ведь именно общение обогащает чувственную сферу. В результате дети практически разучились чувствовать эмоциональное состояние и настроение другого человека, реагировать на них.

Общение взрослых с ребенком-дошкольником порой сводится к трансляции когнитивных образцов: соблюдение ритма сна-бодрствования, питания, прогулок и др., что само по себе не обогащает эмоциональную сферу, а скорее ставит под сомнение “базовое доверие к миру”, поскольку не предполагает инициативы ребенка. Ребенок познает мир отчужденно, неличностно, собственный внутренний мир остается закрытым для него.

Как показывает статистика, с каждым годом увеличивается число детей с нарушениями речи, которые ведут за собой нарушения эмоционально-волевой и коммуникативной сферы. Такие дети, чаще всего, повышенно агрессивные, или наоборот, замкнутые и подавленные, у них неустойчивая самооценка, они хотят много добиться, но не верят в собственные силы. В общении со сверстниками они могут бояться быть несостоятельными либо вообще стараются избегать общения, либо вступают в конфликты. Таким детям требуется не только помощь логопеда, но и психолога, который поможет справиться с их внутренними трудностями.

Для детей с речевыми нарушениями характерна однотипность построения фраз, невыразительность звучащей речи и скудность эмоциональной лексики. Детям с речевыми нарушениями особенно трудно мимическими средствами передать на своем лице эмоции злости, испуга, удивления.

Главное направление развития эмоциональной сферы дошкольника – проявление способности управлять эмоциями, т.е. произвольность поведения. Развитие возможности управлять своим поведением составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность к обучению в школе.

Нынешнее время отличается высокой психоэмоциональной нагрузкой. Педагоги и родители отмечают у себя симптомы эмоционального утомления и опустошения, снижение психического здоровья. Им приходится постоянно расходовать свою эмоциональную энергию, подкрепляя ею разные аспекты общения: внимательно выслушивать детей (родителей), сопереживать, сочувствовать; усиленно запоминать и интерпретировать информацию; быстро принимать решения. Все это негативно сказывается на воспитателе, на детях и родителях и на их взаимоотношениях.

Таким образом, выявив проблему, мы увидели, необходимость в организации совместной коррекционной, методической и консультативной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда, с целью оказания комплексной психолого-педагогической помощи всем участникам образовательного пространства. Нами была разработана схема взаимодействия специалистов, с целью выработки эффективных методов и приемов работы с детьми и оказание помощи педагогам и родителям по развитию и коррекции эмоциональных нарушений и предупреждению психоэмоционального выгорания.

Идею провести “Неделю психологии” в детском саду мы позаимствовали у группы психологов города Сыктывкар и решили апробировать ее на базе нашего детского сада. Основной целью проведения “Недели психологии” является создание положительного эмоционального фона в детском саду, гармонизация детско-родительских отношений, снятие психоэмоционального напряжения у педагогов, повышение мотивации у детей к развивающим занятиям.

При планировании недели, мы придерживались следующих принципов:

  • неделя должна иметь основную идею, быть целостной и законченной;
  • каждый последующий день должен плавно вытекать из предыдущего;
  • необходимо использовать разнообразные виды мероприятий, который бы делали каждый день неповторимым и запоминающимся;
  • события недели должны охватывать всех – детей, педагогов и родителей.

Для каждой категории участвующих мы разработали план мероприятий на неделю. На заседании творческой группы мы поделились идеей проведения недели с коллегами, воспитатели с интересом откликнулись на наше предложение, оказывали поддержку и помощь в ее проведении.

Ежедневно, утром воспитанники детского сада отмечали свое эмоциональное состояние в календаре настроений, а педагоги могли “рассказать” о своих эмоциях с помощью “Корзины чувств”.

Каждый день “недели” имел свое название и был ярким и запоминающимся. Например, в понедельник темой дня была выбрана строчка из детской песенки “Дружба начинается с улыбки!”. В этот день мы учили детей навыкам сотрудничества, взаимопомощи, слушать и слышать друг друга. Во вторник дети путешествовали по “Улицам страны Говорунов”, где они закрепляли артикуляционные навыки, учились выражать свои чувства и желания мимикой, движениями и словом. Задания, игры и упражнения, предложенные детям в среду, были направлены на совершенствование моторных функций, развитие познавательных процессов, обучение приемам снятия мышечного напряжения; на слуховое и зрительное восприятие – в четверг, а в пятницу дети закрепляли полученные умения управлять своим поведением (Приложение 1).

На семинарах-практикумах, предложенных нами для родителей и педагогов, мы показывали им различные модели взаимодействия с детьми дошкольного возраста, помогали ориентироваться в проблемах ребенка, способствовали установлению доверительных отношений (родитель – ребенок – педагог), а так же учили способам предупреждения психоэмоционального выгорания (Приложение 2).

В пятницу педагоги детского сада собрались за “круглым столом”, чтобы поделиться впечатлениями о прожитой неделе и подвести итоги. Из их высказываний мы сделали вывод, что неделя удалась, поставленные цели достигнуты. Проведение “Недели психологии” стало уже доброй традицией в нашем детском саду. И у нас для ее последующего проведения уже сейчас есть масса интересных и новых идей.

В повседневной работе с детьми по коррекции и развитию эмоциональной сферы педагог-психолог опирается на программу И.А. Пазухиной “Давайте познакомимся” и программу С.В. Крюковой “Здравствуй, я сам!”, а учитель-логопед включает в свои занятия элементы цветовых игротренингов (Н.В. Нищева “Разноцветные сказки”, Погосова Н.М. “Цветовой игротренинг”) и упражнения на развитие эмоционально-волевых процессов.

Таким образом, целенаправленная, регулярно осуществляемая коррекционно-развивающая работа с использованием традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия с детьми, использование специальных методических приемов, на основе развития невербальных и вербальных средств общения, позволила добиться положительных результатов по развитию и коррекции эмоциональной сферы. Проведенное диагностическое обследование показало, что у детей снизился уровень тревожности, повысилась самооценка, дети научились понимать эмоциональное состояние, свое и окружающих их людей и выражать словами свои эмоции и чувства.

Приложение 3. Приложение 4.