Цель урока: сформировать у учащихся представление о русских традициях, связанных с народными праздниками и православием.
Задачи:
- формировать умение проводить поиск исторической и этнографической информации в источниках разного типа;
- развивать практические навыки по приготовлению блюд русской национальной кухни;
- способствовать воспитанию национальной идентичности учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных и этнографических традиций.
Наглядны пособия: класс оформляется в русском стиле (скатерти, рушники), сервируется стол для чаепития (пироги, блины, пирожки, каравай, изготовленные девочками класса заранее), технологические карты, памятка по технике безопасности на уроках кулинарии.
Плакаты: “Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября”, “Успение – 28 августа”, “Медовый Спас– 14 августа”, “Ореховый Спас– 28 августа”, “Покров – 14 октября”, “Яблочный Спас – 19 августа”.
Пословицы: “Осенью и у воробья пир”, “Осень – то матка-кисель да блины: а весною, сиди, сиди, да гляди!”, “Корми меня весною, а в осень и сам сыт буду”, “Осенью работник краснеет, а хозяин бледнеет”. Весна красна, да голодна – осень дождлива, да сытна”.
Темы, по которым работали творческие группы:
- Исторические справки о появлении православных осенних праздников.
- Обычаи и традиции, связанные с этими праздниками.
- Традиционные русские блюда XIX века.
- Исторические справки, о появлении и использовании овощей на Руси.
- Оформление помещения.
- Пословицы, загадки, стихи.
Инвентарь и посуда: миски, разделочные доски для овощей, ножи, столовая и чайная посуда, столовые приборы, терка, скатерть.
Основные понятия: Рождество Пресвятой Богородицы, Успение, Медовый Спас, Ореховый Спас, Покров, Яблочный Спас, Осенины.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Основной вопрос.
Учитель технологии: Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – “из уст в уста”, “от сердца к сердцу”. В силу известных нам исторических причин, эта естественная связь была прервана. Однако именно сейчас мы снова возвращаемся к нашей культуре, истокам, к русским национальным традициям. Ведь не зря же существует выражение: все новое – это хорошо забытое старое.
Учитель истории: В России так много праздников, что все невозможно пересчитать. Самые значительные из них отмечаются всенародно во всех уголках необъятной страны. Тысячелетние православные праздничные традиции русского народа органично соединяют в себе два начала: духовное (события церковной истории) и древнеземледельческое (этапы выращивания хлеба насущного), образуя “годовой круг праздничных дней”. Не случайно Пасха приходится на весну, когда вместе с Божьим воскресением воскресает и весь мир, Богородичные праздники – Успение, Рождество Пресвятой богородицы и Покров – на осень, когда собран урожай и в природе так ярко проявляется ее материнская, благая, милостивая к людям сущность.
Учитель истории: Ребята, а какие вы знаете большие народные праздники?
Ответы учащихся: Масленица, Пасха, Рождество, Спас.
Учитель технологии: Обычно эти празднества сопровождаются народными гуляньями, традиционными играми, песнями, плясками и разными увеселениями. И, конечно же, не один праздник не проходил без застолья. Праздничные столы всегда отличаются изобилием и великолепием с множеством традиционных блюд, приготавливаемых и подаваемых только в эти дни.
Учитель технологии: Ребята, а вы какие блюда являются традиционными у перечисленных вами праздников?
Ответы учащихся: Пасха – кулич, творожная пасха, Масленица – блины.
Учитель технологии: Жизнь русских людей всегда состояла из череды будней и праздников. Будни – это время, наполненное трудами и заботами. Праздник – время отдыха, веселья, радости, ощущения полноты жизни, время, когда люди осознавали себя частью единого общества. Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли принести, по народным представлениям, к хаосу, и гибели мира.
Учитель истории: Сегодня мы с вами поговорим об осенних праздниках. Осенние праздники русского крестьянского земледельческого календаря посвящены подведению итогов трудового года. Иными словами это праздники урожая. Среди них выделяют три даты, связанные с образом Богородицы. В народном сознании Пресвятая Богородица – это Заступница, утешительница, защитница, любящая мать всех людей. Итак, три праздника: Успение – 28 августа, Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября, Покров – 14 октября. Успение закрывает цикл летних праздников и открывает череду осенних.
Учитель технологии: Август. Последний месяц лета. Самая горячая пора сбора урожая и заготовок на зиму. Августовские заготовки приурочены к трем большим христианским праздникам – Медовому Спасу (14 августа), Яблочному Спасу (19 августа), и Ореховому Спасу (29 августа).
Учитель технологии: У вас было задание найти дополнительный материал про эти праздники. И так Медовый Спас.
Ученик рассказывает о празднике – Медовый Спас.
Учитель технологии: Русский народ издавна был не только хлебопашцем, но и пчеловодом. Первый Спас – Медовый. В этот день до сих пор Русь ломает первый мед на пчельниках. “ На первый Спас и нищий медку попробует”, – говорит пословица. Но помимо меда заготавливали и ягоды, из которых варили русское лакомство– варенье. Всю добрую половину лета хозяйка проводила за закатыванием банок и варкой варенья. И в богатой семье, и в бедной варенье было излюбленным лакомством. Остается оно лакомством и по сей день. Второй Спас – Яблочный.
Ученик рассказывает о празднике – Яблочный Спас.
Учитель истории: Народ называет этот праздник также Спас – Преображеньем, добавляя к нему прозвище Спаса Яблочного, потому что к этому времени поспевают сладкие румяные садовые яблоки. А девушки в деревнях приговаривали, угощаясь яблоками: “Что загадано, то надумано! Что надумано – то сбудется! Что сбудется – не минуется!” А думки у них были о суженных ряженных. И третий Спас – Ореховый.
Ученик рассказывает о празднике – Ореховый Спас.
Учитель истории: Народные названия праздников говорят о приурочении к событиям церковной истории освящении первых земных плодов – даров Божьих. Главное событие крестьянского года – сбор урожая хлеба – приурочивается к празднику Успение. К третьему Спасу даже самому неторопливому хозяину полагалось дожать последний сноп. “Третий Спас – хлеба принес”, – говорили в народе, поэтому его еще называли Хлебным. В этот день было принято приносить в храм хлеб, испеченный из зерен нового урожая, и колосья для освещения. Украшенный последний сноп с песнями несли в деревню, где готовились праздничная трапеза. Из колосьев делали венок хозяину дома. Сноп – “именинник” устанавливали в красном углу, под иконами, где он и красовался до Покрова. Затем его раздавали домашним животным – для здоровья, чтобы уберечь их от зимней бескормицы, болезней и других бед и напастей. Входя в дом со снопами, женщины кричали: “Мухи, блохи, вон! – хозяйка идет в дом!” Другие размахивали березовыми ветками, хранившимися в доме со времен Троицы.
Ученик рассказывает сообщение о хлебе.
Учитель истории: Основа урожая – хлеб является основным продуктом питания. Хлеб пользовался особым почетом и являлся главным продуктом в доме, символом благополучия. На Руси хлеб выпекали издревле – из пресного и из кислого теста. В 10–13 веках на Руси выпекали сброженный хлеб из ржаной и пшеничной муки, сайки, калачи, пироги со всевозможными начинками. У русских трапеза всегда начиналась и заканчивалась хлебом. К хлебу относились с большим уважением.
Учитель технологии: Да. Хлеб – наша русская пища. – Хлеб да соль! Говорит коренной русский человек, приветствуя всех, кого найдет за столом и за едой. – Хлеба кушать! – непременно отвечают ему в смысле: “Милости просим, садись с нами и ешь”. Этим приглашением доказывается наше особое русское гостеприимство, которое по этой причине называется чаще хлебосольством.
Учитель истории: 21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы. В земледельческом календаре этот день называли “Осенинами” и отмечали как праздник урожая. Женщины собирались рано утром и выходили на берег рек, озер и прудов встречали “матушку Осенину”. Для этой встречи специально выпекали овсяный хлеб, который держала старшая из женщин, а молодые пели песни, стоя вокруг нее. Затем хлеб разламывался на куски по числу собравшихся, раздавался всем хозяйкам, и они, придя, домой вскармливали эти кусочки домашним животным. Осенины справлялись в течение целой недели.
Учитель технологии: Для праздника Рождества Пресвятой богородицы характерно также веселое хлебосольство, хождение в гости родственников, в особенности молодоженов к родителям молодой, а также посещение молодых родней и знакомыми, “смотреть хозяйство, поучить молодых уму-разуму”.
Учитель технологии: Хлебосольные хозяева не скупились на угощения. Главными блюдами были всевозможные караваи, пироги, ватрушки, мясо птица, и овощи свежего урожая. Сегодня мы приготовим салаты по старинным русским рецептам. Чтобы перейти к приготовлению блюд надо вспомнить технику безопасности при работе с колющими предметами. Девочки вспоминают, а мальчики запоминают (инструктаж по технике безопасности при кулинарных работах).
III. Практическая работа.
Одна группа учащихся с учителем технологии идет готовить салаты (Приложение).
В это время учитель истории проводит викторину с другой группой учащихся.
Учитель истории: Овощи являются ценным продуктом питания, так как содержат много витаминов. Редис, редьку, помидоры, огурцы, капуту и многие другие овощи можно употреблять в пищу как в сыром виде, так и после тепловой обработке. Давайте же узнаем ,какие овощи пользовались особой популярностью на Руси.
Мини-доклад учащихся о репе.
Репу по праву можно назвать прародительницей овощных культур, возделываемых на Руси. Репа появилась в период возникновения земледелия. Репу знали еще древние греки, но ценили ее значительно ниже, чем, например, свеклу. Ни один народ так не ценил репу, как русские – не случайно она считается исконно русским овощем. До XIX века репа играла на Руси ту же роль, что теперь картофель. Сеяли ее повсеместно, даже на Валааме и Соловецких островах. Участки, на которых производились посевы, называли репищами. Репа – очень неприхотливая и урожайная культура. По этому поводу народ даже сложил такую поговорку: 'В землю крошки, а из земли лепешки'. Репа, обладающая прекрасной способностью к длительному хранению, не покидала стол русского человека практически круглый год. Причем и богатые, и бедные ежедневно включали ее в свое меню. До наших дней дошли пословицы 'Проще пареной репы', 'Дешевле пареной репы'. Зародились они именно в те давние времена, когда репа наряду с хлебом и крупами была основным продуктом питания и стоила довольно дешево. С тех пор как картофель прочно занял господствующее положение на полях России, 'зеленая лепешка', как раньше называли репу, постепенно утратила свои позиции. Что очень обидно, ведь репа обладает многими очень полезными свойствами. В народной медицине отвары из репы применялись как действенное отхаркивающее и мочегонное средство. Считалось также, что они хорошо помогают от кашля при хроническом бронхите.
Учитель истории:
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли пол мешка.
(Капуста.)
Мини-доклад учащихся о капусте.
Пожалуй ни один другой овощ не приковывал к себе такого пристального внимания исследователей всех времен и народов, как капуста. Философы и историки, меди и повара оставили нам многочисленные наставления о ее магических свойствах. Согласно одному из сказаний, громовержец Юпитер, трудясь над разъяснением двух противоречивых изречений оракула, от страшного перенапряжения обливался потом. Несколько крупных капель скатились с чела отца богов на землю. Вот из этих капель и выросла капуста. Слово “капуста” произошло оно от древнего римского “капутум”, что в переводе на русский означает “голова”. Одним из первых русских источников, в котором упоминается капуста, можно считать 'Изборник' Святослава, датируемый 1073 годом. В более поздней летописи говорится, что смоленский князь Ростислав Мстиславович в 1150 году подарил своему другу Мануилу капустник. Капустником в старые времена называли на Руси огород, где выращивали капусту. Слово это довольно часто встречается в древнерусских литературных источниках. Огороды с капустой повсеместно окружали русские поселения. Изобилие капусты на Руси удивляло даже видавших виды иностранцев. Так, некий Корнилий де Буин в XIII веке писал: 'В Московии произрастает обыкновенная белая капуста, которой русские заготавливают большие запасы и которую простолюдины едят по два раза в день.'
Учитель истории:
Золотая голова – велика, тяжела.
Золотая голова – отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка.
(Тыква.)
Мини-доклад учащихся о тыкве.
Чудо овощ тыква – растение бахчевое. Ближайшими родственниками тыквы являются
кабачки, огурцы, патиссоны. Специалисты утверждают, что родиной тыквы является
Америка На Руси тыква появилась в XYI веке и сразу стала популярной у крестьян
благодаря своей урожайности, неприхотливости, исключительной полезности и
способности к длительному хранению. Российский климат позволял выращивать тыкву
практически во всех регионах страны.
Тыква – чемпион среди овощей по содержанию железа. В ней содержатся витамины
группы В, С, Е, РР, каротин, а также такой редкий витамин как витамин Т, который
способствует ускорению обменных процессов в организме. Из тыквы готовится
множество вкусных и разнообразных блюд. Известный кулинар В.В.Похлебкин
рекомендует делать из мякоти тыквы пюре как гарнир для мясных блюд. Тыкву варят,
жарят, запекают. Из нее делают оладьи. Тыква прекрасно сочетается с другими
овощами – картофелем, помидорами.
Учитель истории:
Неказиста, шишковатая,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
“ Ну, рассыпчатая, вкусна!”
(Картошка.)
Мини-доклад учащихся о картофеле.
Первые клубни примерно в 1570–1580 годах испанские мореходы доставили в
Европу из Южной Америки, где картофель, был одним из основных, а может быть, и
главным продуктом питания аборигенов, обитавших в Андах (Боливия, Перу, Чили)
С историей распространения картофеля связана масса подчас забавных подробностей.
Во Францию картофель был завезен в 1616 году, но только во второй половине XVIII
века его стали выращивать для употребления в пищу. Когда западноевропейские
народы уже во всю культивировали картофель, россияне, в большинстве своем
обходились репой. Петр I прислал в Россию первую партию картофеля с наказом
разослать по всем губерниям для выращивания. В 1765 году в Москву из Германии
были выписаны 57 бочонков картофеля. Тогда же, по повелению императрицы, по всей
империи были разосланы клубни картофеля и наставления по его разведению.
Контроль за исполнением этого мероприятия осуществляли местные губернаторы. Но
затея провалилась – народ упорно не желал допускать на свой стол иноземный
продукт.
Даже в начале XIX века картофель был еще мало известен кулинарам России. Но шло
время, и картофель из нежеланного “гостя“ превратился в полноправного хозяина на
нашем столе, потеснив брюкву и репу...
Всего несколько десятилетий после того, как картофель признали в народе,
потребовалось ему, чтобы произвести настоящий переворот в русской кухне. Он стал
продуктом, необходимым для всех слоев российского общества, – картофель охотно
ели и богатые и бедные. Недаром в народе сложилась пословица: “Картофель – хлебу
подмога”.
Учащиеся показывают сценку.
Инсценированное стихотворение “Разговор овощей”.
1-й ученик.
О чем же мечтает зеленая грядка?
Для нас, для людей, это – тайна, загадка.
Я вам расскажу эту странную тайну,
Ее я услышал на грядке случайно.
2-й ученик.
Капуста сказала: “Мечтаю я – в щи.
Таких ведь, как я, ты пойди – поищи!
Я знаю, что щи без меня невозможны,
Прожить без капусты несказанно сложно!”
3-й ученик.
Ворчал недовольно большой помидор...
“Какой вы, сударыня, мелете вздор!
Прожить без капусты – да сущий пустяк!
А вот без меня – это точно – никак!
Мечтаю попасть я в осенний салат”, -
Сказал темно-бурый ворчливый томат.
4-й ученик.
Морковка-хвастушка с подружкой петрушкой
Смеялись над ними (ведь вот хохотушки!):
“Без вас обойдется народ, господа,
А без корнеплодов – увы – никуда!”
5-й ученик.
Бессмысленный спор прекратила картошка:
“Друзья, прекратите! Остыньте немножко!
Мы все человеку важны – это факт:
Капуста, морковка, петрушка, томат
Ведь в нас – витамины, полезный белок.
На стол к человеку мы явимся в срок.
Поверьте, что сбудутся наши мечты,
И мы попадем в свой черед в животы”.
6-й ученик.
Такой разговор я услышал на грядке
И понял, что будем мы в полном порядке,
Ведь овощи сами на кухню хотят,
Чтоб взрослых кормить и веселых ребят.
IV. Дегустация приготовленных блюд.
Учащиеся демонстрируют приготовленные салаты и рассказывают о технологии приготовления.
Учитель истории: Следующий праздник – Покров. Один из самых важных осенних праздников, совпадавших с завершением сельскохозяйственных работ и началом зимы. В это время выпадал первый снег, поэтому в представлении народа Покров связывался со снежным покровом земли при наступлении зимы: “Батюшка Покров! Покрой земелюшку снежком, а нас, хозяев, добром!”
День Покрова считался также покровителем свадеб и девичьим праздником. С Покрова обычно гуляли свадьбы. В этот день начинались ярмарки, торги.
А кто из вас знает, что какой хлеб является традиционным на свадебном столе?
Ученик рассказывает сообщение о каравае.
Учитель технологии: На Руси никакая трапеза не обходилась без выпеченных мучных изделий – домашнего хлеба и различной выпечки. Выпечку готовили из различных видов теста, но наиболее распространенным было дрожжевое. Для праздничного стола из теста выпекали самые разнообразные изделия – пирожки, булочки, ватрушки, плюшки, саечки, смажни, сочни, пончики, коврижки, колядки, пироги.Пироги – истинно русское, не имеющее себе подобных по разнообразию ни а одной из кухонь мира изделие. Пироги различаются не только по вкусу, но и по форме: открытые и закрытые, круглые и прямоугольные, большие и маленькие. Исстари на Руси готовили праздничные пироги, которые славились своей начинкой, – курники, рыбники, расстегаи, кулебяки.
V. Приглашение к столу.
Выходит ученик в русском костюме и приглашает к столу.
Ученик:
Мир вам гости долгожданные,
Что явились в добрый час,
Встречу добрую желанную
Мы готовили для вас.
Хлебосольством и радушием
Знаменит российский край,
Для гостей и песни русские
И капустный каравай
И места для вас приметные,
За центральным, за столом.
Пусть с гостями радость светлая
Входит в наш просторный дом.
Милости прошу к столу.
VI. Заключение:
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами обратились к своим истока. Многие обычаи и традиции сейчас утеряны, забыты, и лишь отголоски преданий, легенд, поверий, словно ниточки волшебного клубка, укажут нам путь по неведомой тропе в мир наших предков – славян, где прекрасное – полезно, полезное – прекрасно. Нельзя, чтобы нарушились связи времен, преемственность традиционной культуры. Давайте сделаем все возможное, чтобы сохранить и передать в живом виде новым поколениям национальное культурное наследие.
VII. Подведение итогов.
VIII. Уборка рабочего места.
Используемая литература:
- А.П. Андреев, А.И. Селиванов "Русская традиция". Издательство Алгоритм, 2004г.
- А. Некрылова "Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома". Издательство Азбука-Классика, 2007г.
- "Русская семья. Праздники и традиции". Издательство Белый город, 2008г.
- И. Шангина "Русские традиционные праздники". Издательство Азбука-классика, 2008г.
- "Кулинарная книга-календарь православных постов". Издательство Рипол-классик, 2009г.
- Большая энциклопедия кулинарного искусства В.В Похлебкин “Все рецепты”. Издательство Москва Центрполиграф ,2006 год
- “Секреты русского застолья” Издательство Белый город, 2006 год.