Цель:
- Формирование знаний у детей о полезной и не полезной пище.
- Систематизировать представления детей о работе пищеварительного тракта.
- Развивать здоровые принципы питания.
- Создать оптимистическое настроение обстановку доверия в группе.
Словарная работа:
Расширить пассивный и активный словарь дошкольников
- пищеварение;
- пищевод;
- желудочный сок;
- гортань;
- кишечник.
Предварительная работа:
- рисование полезных продуктов для здоровья;
- беседы по теме пищеварение;
- рассматривание иллюстраций о травоядных и хищных животных, чем питаются;
- дидактические и подвижные игры.
Материал:
- игра “Волшебная ромашка”,
- схема пищеварительного тракта – на каждого ребенка (бумажный человечек),
- бумажный пирожок,
- картинки животных (плотоядные, травоядные),
- картинки с полезными и не полезными продуктами,
- мольберт,
- фланелеграф.
Ход занятия
Организационный момент (воспитатель встречает детей в студии).
Воспитатель: Здравствуйте ребята!
– Вот мы с вами опять встретились в этой студии. Вы помните, на прошлом занятии мы здоровались друг с другом, желая друг другу здоровья.
– Давайте сейчас опять пожелаем, друг другу здоровья необычно, сделаем это без слов: просто посмотрите в глаза, на лицо каждого из присутствующих здесь, обведите взглядом по кругу всех нас (показывает), встретьтесь глазами, кивните друг другу и мысленно пожелайте здоровья, доброты, хорошего настроения.
– Молодцы! (Не спешит и внимательно наблюдает за тем, что происходит, вступает в зрительный контакт с каждым ребенком.)
(На фланеграфе заранее выложена “Волшебная ромашка” – на лепестках написаны мудрые советы, два лепестка уже оторваны.)
Воспитатель: Ребята вы помните, что “Волшебная ромашка” пригласила нас в путешествие в “Страну Здоровья”?
Дети: Да.
Воспитатель: Скажите что написано на лепестках “ромашки”?
Дети: Мудрые советы, пословицы, поговорки о здоровье.
Воспитатель: Посмотрите ребята, один лепесток оторван. Давайте прочтем, что там написано: “Здоровья пожелаешь – счастье повстречаешь” Как вы это понимаете?
Дети: Предлагают варианты.
Воспитатель: Ребята, а давайте продолжим путешествие в страну здоровья и оторвем еще один лепесток у “Волшебной ромашки”
Дети: (отрывает), зачитывает “Овощи – кладовая здоровья”
Воспитатель предлагает объяснить это мудрый совет.
Дети: В овощах много витаминов, они очень полезны для организма, хорошо работает желудок, свежий цвет лица.
Воспитатель: Правильно ребята!
(Прерывает разговор стук в дверь: входит Заболейкин с толстым животом, разбрасывая бумажки от конфет и шоколада.)
Воспитатель: Кто там?
Заболейкин: Я пришел к вам в гости. Хочу вас научить, как заболеть, потому, что когда я болею я ничего не делаю. А вы хотите так?!
Дети: Нет! Мы не хотим болеть!
Заболейкин: Ну и зря! Мы никогда не мыли бы руки перед едой, целый день смотрели бы телевизор, лежа на диване и ели что-нибудь вкусненькое, например: пирожное, конфеты, и т.д. (мечтает)
Воспитатель: Скажите ребята, попадет ли Заболейкин в “страну здоровья” и почему?
Дети: Нет! Потому-то он не воспитан, не моет руки перед едой, не соблюдает режим дня, не закаляется и не правильно питается.
Воспитатель: Правильно ребята! А ты Заболейкин прислушайся к словам ребят. С какими докторами помощниками мы уже знакомы.
Дети: Доктор вода, Доктор свежий воздух, Доктор упражнение.
Воспитатель: Эти доктора нам помогут попасть в эту волшебную страну Здоровья.
(Заболейкин загоревал, держится за живот.)
Дети: Заболейкин ты что загоревал и почему держится за живот?!
Заболейкин: У меня очень болит живот, потому-то я объелся. (Плачет, пауза.) Я очень хочу быть здоровым!
Дети: (его успокаивают) Если хочешь быть здоровым, трудолюбивым, закаляться и кушай здоровую пищу и не передай.
Заболейкин: Я буду стараться, возьмите меня с собой.
Воспитатель: Ну, тогда повторяй за нами такие слова:
Рано утром просыпайся
Себе, людям улыбайся
Ты зарядкой занимайся
Обливайся, вытирайся
Всегда правильно питайся
Аккуратно одевайся
В садик смело отправляйся
(Дети рассаживаются, вместе с ними Заболейкин.)
Воспитатель: Ребята вспомните, о чем мы говорили перед тем, как прийти Заболейкину?
Дети: О том , что овощи полезны для здоровья.
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся еще с одним доктором – доктором Здоровая пища.
Воспитатель: Давайте сначала поговорим о том, чем питаются животные?
Ребенок 1: Одни из них едят только растительную пищу и называются они травоядными. Даже огромный слон питается травой и ветками деревьев.
Ребенок 2: Другие животные питаются мясом. Это хищники.
Воспитатель: И только некоторые животные едят и мясо, и растительную пищу. Как видите, животные едят только то, что им нужно.
Воспитатель: Дети вы знаете, какие органы помогают человеку питаться?
Дети: Затрудняются.
Воспитатель показывает на модели ребенка путь принимаемой пищи (с помощью бумажного пирожка).
Воспитатель: Сначала пища попадает в рот, во рту смачиваются слюной, мы жуем ее зубами. Дальше по пищеводу она попадает в желудок. Здесь начинается ее переработка. Из желудка попадает в кишечник, так окончательно переваривается с помощью желчи и пищеварительных соков. Переваренная пища через стенки кишечника попадает в кровь и поступает ко всем органам.
Воспитатель: Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья.
Дети: Правильное питание – условие здоровья, неправильное приводит к болезням.
Воспитатель: Какие, по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны?
Почему?
Мы это и узнаем через игру “Что разрушает здоровье, а что укрепляет?” (Предлагаем двум детям взять карточки с нарисованными продуктами и разложить их по разные стороны, объясняя их полезность и вредность.)
Воспитатель: Молодцы ребята и ты Заболейкин тоже. Теперь ты знаешь, какую пищу надо употреблять.
Заболейкин: Да мне понравилось здесь. Я теперь буду кушать, только полезные продукты и у меня не будет болеть живот.
– Как хорошо быть здоровым, крепким и счастливым!!
Воспитатель предлагает упражнение на расслабление:
Этюд для души: “Сотвори Солнце в себе”
В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем-всем. (Руки в стороны перед собой)
Заболейкин: Ребята за то, что вы меня научили правильно питаться я вас хочу угостить свежевыжатым соком.
(Заболейкин угощает ребят.)