Методическая разработка урока по теме "Электрические явления. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел"

Разделы: Физика


Цели урока:

образовательные:

  • познакомить учащихся с явлением электризации тел; способами электризации; доказать существование двух типов зарядов и определить способы их взаимодействия

развивающие:

  • развитие информационной компетенции (умение выделять главное и необходимое в информационном потоке различных источников).
  • развитие учебно-познавательной компетенции (развитие умения добывать знания непосредственно из опыта и представлять полученные результаты; развитие навыков работы с оборудованием).

воспитательные:

  • развитие коммуникативной компетенции (владение способами совместной деятельности в паре и группе; развитие позитивных навыков общения; умение корректно вести учебный диалог)

Оборудование: набор по электростатике (2 гильзы из фольги на подставке, стеклянная и эбонитовая палочки, кусок меха и щелка), полиэтилен, кусочки бумаги и ваты, телевизор, мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

1. Введение

Ребята. Как вы думаете, что объединяет грозу, ток в проводах и статический разряд (это когда вы зимой “щелкаете” друг друга)? (электричество)

Приложение 1.

Правильно. Слова “электричество”, “электрический ток” знакомы сейчас каждому человеку. В наших домах, на транспорте, в промышленности используют электрический ток. Но, оказывается, с электричеством человек познакомился еще в древности. (Приложение 1)

2. Изучение н/м

Ребята, что мы сегодня будем изучать? (Электрические явления)

Правильно. Запишите в тетрадь тему урока:

Электрические явления.

Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел.

Электрические явления были обнаружены ещё в глубокой древности. Древние греки любили изделия из янтаря “солнечного камня”. Впервые способность притягивать мелкие предметы к янтарю было исследовано в VI век до н.э. Фалесом Милетским (Приложение 2). Дочь Фалеса пряла пряжу янтарным веретеном. Об этом случае повествует легенда, которую я предлагаю выразительно прочитать одному из вас (вызывается один ученик к доске и выразительно читает текст).

Дочь Фалеса Милетского,
Философа известного
На берегу у озера
Пряла однажды шерсть.

Веретено янтарное,
Как солнце лучезарное,
Вращаясь, дело спорило,
Хвала б ему да честь.

Да что-то сердце ёкнуло,
Рука внезапно дрогнула,
И чудо – веретёнышко
Вдруг сорвалось к воде.

Вода его приметила
И ласково так встретила
Волной, обдав как пёрышко,
Отдав его земле.

Дочь Фалеса Милетского,
Философа известного
Приняв его у берега,
Спешила обтереть.

И о хитон свой новенький,
О шерстяной о тоненький
Стала тихонько, бережно
Веретено тереть.

И тут она заметила,
Случайно заприметила,
Что вдруг пристало несколько
Шерстиночек к нему.

Списав на влажность оное
Явленье незнакомое
Прижала сильней прежнего
Хитон к веретену.

И тёрла, что есть силочек,
Да вот число шерстиночек
Никак не убавлялось,
А только лишь росло.

Немного утомлённая,
Сим чудом удивлённая
С желаньем не рассталась
Отца спросить про то.

Отец дал разъяснения:
“Секрет сего явления
Сокрыт в веретене самом,
Как корешок в земле”.

Дочь Фалеса Милетского,
Философа известного,
Уверилась, что дело в нём,
В прекрасном янтаре.

Что заметила дочь Фалеса Милетского? (притяжение шерстиночек к янтарному веретену)

Между натертым янтарным веретеном, притягивающим предметы и молнией, казалось бы ничего общего. А ведь все это — электрические явления!

Почему происходят эти явления? В чем суть этих явлений? Это нам и предстоит выяснить.

Рассмотрим сначала происхождение термина “электричество”

История развития электричества, как вы теперь понимаете, начинается с Фалеса Милетского. Вначале, свойство притягивать мелкие предметы приписывалось только янтарю (окаменевшая смола хвойных деревьев). На греческом языке янтарь звучит как elektron. Отсюда и произошло слово электричество (запись на доске: янтарь на греческом – elektron > электричество).

Откройте учебник на стр. 58, прочитайте 3, 4 абзацы и ответьте на вопросы: (работа с учебником 3 мин.)

  • Какое тело называют наэлектризованным?
  • Как надо понимать “телу сообщили электрический заряд”?

(фронтальная проверка выполнения задания)

В конце XVI века и начале XVII века вспомнили об этом открытии. Английский врач и естествоиспытатель (Приложение 2) Ульям Гильберт(1544—1603) выяснил, что электризоваться могут многие вещества. Проделаем опыты: (работа в парах). У вас на столах подготовлены электростатические маятники. Задания для каждого ряда написаны на доске. Время выполнения работы ограничено – 5 мин. По истечении времени каждый ряд должен ознакомить нас с результатами опыта.

1 ряд 2 ряд 3 ряд
1. Поднесите палочку к гильзе. Есть ли какое-нибудь действие?

2. Потрите стеклянную палочку шелковой тряпочкой, затем поднесите её к гильзе. Что теперь видите?

3. Как вы наэлектризовали тело?

4. Потрите стеклянную палочку шелковой тряпочкой и снова поднесите к гильзе. Затем поднесите к гильзе тряпочку. Что теперь видите?

1. Поднесите эбонитовую палочку к кусочкам бумаги. Есть ли какое-нибудь действие?

2. Потрите эбонитовую палочку шерстяной тряпочкой, затем поднесите к лёгким бумажкам. Что теперь видите?

Как вы наэлектризовали тело?

Потрите эбонитовую палочку шерстяной тряпочкой и снова поднесите к кусочкам бумаги. Затем поднесите к кусочкам бумаги тряпочку. Что теперь видите?

1. Поднесите эбонитовую палочку к кусочкам ваты. Есть ли какое-нибудь действие?

2. Потрите эбонитовую палочку шерстяной тряпочкой, затем поднесите её к кусочкам ваты. Что теперь видите?

Как вы наэлектризовали тело?

Потрите эбонитовую палочку шерстяной тряпочкой и снова поднесите к кусочкам ваты. Затем поднесите к кусочкам ваты тряпочку. Что теперь видите?

А теперь поделитесь со всеми результатами ваших наблюдений (с каждого ряда по одному докладчику). Расскажите нам, что вы делали и что получили.

Молодцы. Электризоваться могут разные тела: и вата, и кусочки бумаги и фольга и многие другие.

Существует три способа электризации: (Приложение 2)

  • соприкосновением
  • ударом (резиновый шланг резко ударить о массивный предмет и поднести к электроскопу)
  • трением

Давайте теперь зафиксируем наши результаты в тетради.

Запишите способы электризации тел. (соприкосновение, удар, трение)

  1. Как вы думаете, при трении электризуется только эбонитовая палочка? (электризуется и палочка и шерсть)
  2. Что можно сказать об электризации трущихся тел? (при трении электризуются оба тела).
  3. Ребята, а где в жизни встречается электризация?

Молодцы. Предлагаю вам дополнительное д/з (записывают в тетрадь): приведите примеры, когда электризация полезна, а когда вредна.

А сейчас продолжим изучение явления электризации (индивидуальная работа). У вас на столах стоят электростатические маятники.

  1. Возьмите стеклянную палочку и быстро натрите ее шелковой тряпочкой, а затем прикоснитесь палочкой к гильзе. Соприкосновением вы электризуете гильзу.
  2. Выполните это действие еще несколько раз. (3-5 раз, в зависимости от влажности в кабинете).
  3. Что вы наблюдаете с увеличением электризации? (гильза начинает отталкиваться от палочки)
  4. Теперь возьмите эбонитовую палочку, натрите ее кусочком шерстяной ткани.
  5. Поднесите палочку к гильзе, стараясь не прикасаться к ней. Что вы наблюдаете? (гильза старается притянуться к палочке)
  6. Как отличить наэлектризованное тело от ненаэлектризованного? (наэлектризованные тела притягивают или отталкивают легкие предметы)
  7. Что делают наэлектризованные тела? (притягивают или отталкивают легкие предметы)
  8. Как вы думаете, почему некоторые наэлектризованные тела притягиваются, а другие отталкиваются? (????)
    Предлагаю найти ответ на этот вопрос в учебнике, на стр. 59.
  9. Сколько видов электрических зарядов существует? (два)
  10. Как называются заряды? (положительный и отрицательный)
  11. Как обозначаются заряды? (“+” и “ - ” )

Давайте теперь зафиксируем наши результаты в тетради. (Приложение 2)

Запишите виды электрических зарядов

Ниже запишите их обозначения

А теперь изучим свойства зарядов. Я буду проводить демонстрацию, а вы сформулируйте свойства и запишите в тетрадь.

Опыт: две гильзы наэлектризую стеклянной палочкой.

Какие заряды получились на гильзах? (положительные) Одинаковые заряды называют одноименными.

Буду тихонько приближать гильзы друг к другу.

Что делают одноименные заряды? (отталкиваются).

Сформулируйте первое свойство зарядов. (Одноименные электрические заряды отталкиваются)

Опыт: одну гильзу наэлектризую стеклянной палочкой, а вторую – эбонитовой.

Какие заряды получились на гильзах? (положительный и отрицательный)

Как будут называться разные заряды? (Разные заряды называют разноименными.)

Буду тихонько приближать гильзы друг к другу.

Что делают разноименные заряды? (притягиваются).

Сформулируйте второе свойство зарядов. (Разноименные электрические заряды притягиваются)

Молодцы. Вы сформулировали оба свойства зарядов. Запишите их в тетрадь.

3. Итог.

Молодцы. Давайте повторим изученный материал. (первичный контроль и коррекция)

Сейчас мы выполним небольшое тестовое задание, которое вы проверите сами друг у друга и сразу поставите оценки. На выполнение дается пять минут.

Вариант 1

1. Стекло при трении о шелк заряжается:

  • положительно
  • отрицательно.

2. Если наэлектризованное тело отталкивается от эбонитовой палочки, потертой о мех, то оно заряжено:

  • положительно;
  • отрицательно.

3. Три пары легких шариков подвешены па нитях. Какая пара шариков не заряжена?

1;

2;

3.

4. Какая пара шариков (см. тот же рисунок) имеет одноименные заряды?

1;

2;

3.

5. Как взаимодействуют между собой две стеклянные палочки, натертые шелком?

  • притягиваются
  • отталкиваются

Вариант 2.

1. При натирании о мех каучук электризуется:

  • положительно;
  • отрицательно.

2. Если заряженное тело притягивается к стеклянной палочке, натертой о шелк, то оно заряжено:

  • положительно;
  • отрицательно.

3. Три пары легких шариков подвешены на нитях. Какая пара шариков имеет одноименные заряды?

1;

2;

3.

4. Какая пара шариков имеет разноименные заряды (см. тот же рисунок)?

1;

2;

3.

5. Как взаимодействуют между собой две эбонитовые палочки, натертые мехом?

  • притягиваются
  • отталкиваются

(Взаимоконтроль в парах и выставление оценки)

4. Д/з: параграф 25, 26 выучить виды зарядов и их свойства (+ доп. задание в тетради).