Цели урока:
образовательные:
- познакомить учащихся с явлением электризации тел; способами электризации; доказать существование двух типов зарядов и определить способы их взаимодействия
развивающие:
- развитие информационной компетенции (умение выделять главное и необходимое в информационном потоке различных источников).
- развитие учебно-познавательной компетенции (развитие умения добывать знания непосредственно из опыта и представлять полученные результаты; развитие навыков работы с оборудованием).
воспитательные:
- развитие коммуникативной компетенции (владение способами совместной деятельности в паре и группе; развитие позитивных навыков общения; умение корректно вести учебный диалог)
Оборудование: набор по электростатике (2 гильзы из фольги на подставке, стеклянная и эбонитовая палочки, кусок меха и щелка), полиэтилен, кусочки бумаги и ваты, телевизор, мультимедийный проектор.
ХОД УРОКА
1. Введение
Ребята. Как вы думаете, что объединяет грозу, ток в проводах и статический разряд (это когда вы зимой “щелкаете” друг друга)? (электричество)
Правильно. Слова “электричество”, “электрический ток” знакомы сейчас каждому человеку. В наших домах, на транспорте, в промышленности используют электрический ток. Но, оказывается, с электричеством человек познакомился еще в древности. (Приложение 1)
2. Изучение н/м
Ребята, что мы сегодня будем изучать? (Электрические явления)
Правильно. Запишите в тетрадь тему урока:
Электрические явления.
Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел.
Электрические явления были обнаружены ещё в глубокой древности. Древние греки любили изделия из янтаря “солнечного камня”. Впервые способность притягивать мелкие предметы к янтарю было исследовано в VI век до н.э. Фалесом Милетским (Приложение 2). Дочь Фалеса пряла пряжу янтарным веретеном. Об этом случае повествует легенда, которую я предлагаю выразительно прочитать одному из вас (вызывается один ученик к доске и выразительно читает текст).
Дочь Фалеса Милетского,
Философа известного
На берегу у озера
Пряла однажды шерсть.Веретено янтарное,
Как солнце лучезарное,
Вращаясь, дело спорило,
Хвала б ему да честь.Да что-то сердце ёкнуло,
Рука внезапно дрогнула,
И чудо – веретёнышко
Вдруг сорвалось к воде.Вода его приметила
И ласково так встретила
Волной, обдав как пёрышко,
Отдав его земле.Дочь Фалеса Милетского,
Философа известного
Приняв его у берега,
Спешила обтереть.И о хитон свой новенький,
О шерстяной о тоненький
Стала тихонько, бережно
Веретено тереть.И тут она заметила,
Случайно заприметила,
Что вдруг пристало несколько
Шерстиночек к нему.Списав на влажность оное
Явленье незнакомое
Прижала сильней прежнего
Хитон к веретену.
И тёрла, что есть силочек,
Да вот число шерстиночек
Никак не убавлялось,
А только лишь росло.Немного утомлённая,
Сим чудом удивлённая
С желаньем не рассталась
Отца спросить про то.Отец дал разъяснения:
“Секрет сего явления
Сокрыт в веретене самом,
Как корешок в земле”.Дочь Фалеса Милетского,
Философа известного,
Уверилась, что дело в нём,
В прекрасном янтаре.
Что заметила дочь Фалеса Милетского? (притяжение шерстиночек к янтарному веретену)
Между натертым янтарным веретеном, притягивающим предметы и молнией, казалось бы ничего общего. А ведь все это — электрические явления!
Почему происходят эти явления? В чем суть этих явлений? Это нам и предстоит выяснить.
Рассмотрим сначала происхождение термина “электричество”
История развития электричества, как вы теперь понимаете, начинается с Фалеса Милетского. Вначале, свойство притягивать мелкие предметы приписывалось только янтарю (окаменевшая смола хвойных деревьев). На греческом языке янтарь звучит как elektron. Отсюда и произошло слово электричество (запись на доске: янтарь на греческом – elektron > электричество).
Откройте учебник на стр. 58, прочитайте 3, 4 абзацы и ответьте на вопросы: (работа с учебником 3 мин.)
- Какое тело называют наэлектризованным?
- Как надо понимать “телу сообщили электрический заряд”?
(фронтальная проверка выполнения задания)
В конце XVI века и начале XVII века вспомнили об этом открытии. Английский врач и естествоиспытатель (Приложение 2) Ульям Гильберт(1544—1603) выяснил, что электризоваться могут многие вещества. Проделаем опыты: (работа в парах). У вас на столах подготовлены электростатические маятники. Задания для каждого ряда написаны на доске. Время выполнения работы ограничено – 5 мин. По истечении времени каждый ряд должен ознакомить нас с результатами опыта.
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
1. Поднесите палочку к гильзе. Есть ли
какое-нибудь действие? 2. Потрите стеклянную палочку шелковой тряпочкой, затем поднесите её к гильзе. Что теперь видите? 3. Как вы наэлектризовали тело? 4. Потрите стеклянную палочку шелковой тряпочкой и снова поднесите к гильзе. Затем поднесите к гильзе тряпочку. Что теперь видите? |
1. Поднесите эбонитовую палочку к
кусочкам бумаги. Есть ли какое-нибудь действие? 2. Потрите эбонитовую палочку шерстяной тряпочкой, затем поднесите к лёгким бумажкам. Что теперь видите? Как вы наэлектризовали тело? Потрите эбонитовую палочку шерстяной тряпочкой и снова поднесите к кусочкам бумаги. Затем поднесите к кусочкам бумаги тряпочку. Что теперь видите? |
1. Поднесите эбонитовую палочку к
кусочкам ваты. Есть ли какое-нибудь действие? 2. Потрите эбонитовую палочку шерстяной тряпочкой, затем поднесите её к кусочкам ваты. Что теперь видите? Как вы наэлектризовали тело? Потрите эбонитовую палочку шерстяной тряпочкой и снова поднесите к кусочкам ваты. Затем поднесите к кусочкам ваты тряпочку. Что теперь видите? |
А теперь поделитесь со всеми результатами ваших наблюдений (с каждого ряда по одному докладчику). Расскажите нам, что вы делали и что получили.
Молодцы. Электризоваться могут разные тела: и вата, и кусочки бумаги и фольга и многие другие.
Существует три способа электризации: (Приложение 2)
- соприкосновением
- ударом (резиновый шланг резко ударить о массивный предмет и поднести к электроскопу)
- трением
Давайте теперь зафиксируем наши результаты в тетради.
Запишите способы электризации тел. (соприкосновение, удар, трение)
- Как вы думаете, при трении электризуется только эбонитовая палочка? (электризуется и палочка и шерсть)
- Что можно сказать об электризации трущихся тел? (при трении электризуются оба тела).
- Ребята, а где в жизни встречается электризация?
Молодцы. Предлагаю вам дополнительное д/з (записывают в тетрадь): приведите примеры, когда электризация полезна, а когда вредна.
А сейчас продолжим изучение явления электризации (индивидуальная работа). У вас на столах стоят электростатические маятники.
- Возьмите стеклянную палочку и быстро натрите ее шелковой тряпочкой, а затем прикоснитесь палочкой к гильзе. Соприкосновением вы электризуете гильзу.
- Выполните это действие еще несколько раз. (3-5 раз, в зависимости от влажности в кабинете).
- Что вы наблюдаете с увеличением электризации? (гильза начинает отталкиваться от палочки)
- Теперь возьмите эбонитовую палочку, натрите ее кусочком шерстяной ткани.
- Поднесите палочку к гильзе, стараясь не прикасаться к ней. Что вы наблюдаете? (гильза старается притянуться к палочке)
- Как отличить наэлектризованное тело от ненаэлектризованного? (наэлектризованные тела притягивают или отталкивают легкие предметы)
- Что делают наэлектризованные тела? (притягивают или отталкивают легкие предметы)
- Как вы думаете, почему некоторые
наэлектризованные тела притягиваются, а другие
отталкиваются? (????)
Предлагаю найти ответ на этот вопрос в учебнике, на стр. 59. - Сколько видов электрических зарядов существует? (два)
- Как называются заряды? (положительный и отрицательный)
- Как обозначаются заряды? (“+” и “ - ” )
Давайте теперь зафиксируем наши результаты в тетради. (Приложение 2)
Запишите виды электрических зарядов
Ниже запишите их обозначения
А теперь изучим свойства зарядов. Я буду проводить демонстрацию, а вы сформулируйте свойства и запишите в тетрадь.
Опыт: две гильзы наэлектризую стеклянной палочкой.
Какие заряды получились на гильзах? (положительные) Одинаковые заряды называют одноименными.
Буду тихонько приближать гильзы друг к другу.
Что делают одноименные заряды? (отталкиваются).
Сформулируйте первое свойство зарядов. (Одноименные электрические заряды отталкиваются)
Опыт: одну гильзу наэлектризую стеклянной палочкой, а вторую – эбонитовой.
Какие заряды получились на гильзах? (положительный и отрицательный)
Как будут называться разные заряды? (Разные заряды называют разноименными.)
Буду тихонько приближать гильзы друг к другу.
Что делают разноименные заряды? (притягиваются).
Сформулируйте второе свойство зарядов. (Разноименные электрические заряды притягиваются)
Молодцы. Вы сформулировали оба свойства зарядов. Запишите их в тетрадь.
3. Итог.
Молодцы. Давайте повторим изученный материал. (первичный контроль и коррекция)
Сейчас мы выполним небольшое тестовое задание, которое вы проверите сами друг у друга и сразу поставите оценки. На выполнение дается пять минут.
Вариант 1
1. Стекло при трении о шелк заряжается:
- положительно
- отрицательно.
2. Если наэлектризованное тело отталкивается от эбонитовой палочки, потертой о мех, то оно заряжено:
- положительно;
- отрицательно.
3. Три пары легких шариков подвешены па нитях. Какая пара шариков не заряжена?
1;
2;
3.
4. Какая пара шариков (см. тот же рисунок) имеет одноименные заряды?
1;
2;
3.
5. Как взаимодействуют между собой две стеклянные палочки, натертые шелком?
- притягиваются
- отталкиваются
Вариант 2.
1. При натирании о мех каучук электризуется:
- положительно;
- отрицательно.
2. Если заряженное тело притягивается к стеклянной палочке, натертой о шелк, то оно заряжено:
- положительно;
- отрицательно.
3. Три пары легких шариков подвешены на нитях. Какая пара шариков имеет одноименные заряды?
1;
2;
3.
4. Какая пара шариков имеет разноименные заряды (см. тот же рисунок)?
1;
2;
3.
5. Как взаимодействуют между собой две эбонитовые палочки, натертые мехом?
- притягиваются
- отталкиваются
(Взаимоконтроль в парах и выставление оценки)
4. Д/з: параграф 25, 26 выучить виды зарядов и их свойства (+ доп. задание в тетради).