Цель: создать педагогические условия для ознакомления учащихся со смыслом действия деления
Задачи:
- познакомить учащихся с новым арифметическим действием;
- разъяснить учащимся предметный смысл этого арифметического действия;
- развивать умение анализировать, рассуждать; коммуникативные действия.
Оборудование: аудиозапись песни “Все мы делим пополам”, раздаточный материал (карандаши) для работы в парах, план работы и план ответа для практической работы в парах, наглядный демонстрационный материал (Приложение 2), веера с цифрами для обратной связи, презентация (Приложение 1)
Ход урока
1. Оргмомент
Учитель:
- Сейчас у нас урок математики!
Начинаем мы опять
Думать, рассуждать, считать!
2. Работа над новым материалом
1) Сообщение темы урока
У – С какими арифметическими действиями мы уже знакомы и работали на уроках?
У – Сегодня мы познакомимся с новым арифметическим действием, узнаем его знак, научимся его записывать. А какое это действие вы узнаете, прослушав фрагмент песни.
Д – Это действие деление (помещается табличка на доске)
У – Кто знает, как это арифметическое действие обозначается на письме?
Д - Двумя точками ( : ) карточка
2) Практическая работа учащихся; работа в парах
У – У вас на партах для работы каждой пары лежат план работы, план ответа и карандаши
План работы группы:
Сосчитайте количество карандашей
Разделите все карандаши на 2 (3, 4, 6) одинаковые части
Объясните, что обозначает каждое число в равенстве, которое соответствует вашим действиям с карандашами:
12 : 6 = 2
12 : 2 = 6
(или 12 : 3 = 4
12 : 4 = 3)
План ответа группы:
Назовите, сколько у вас было карандашей
Скажите, на сколько одинаковых частей делили карандаши
Объясните, что обозначает каждое число в равенстве, которое соответствует вашим действиям
3) Проверка работы в парах; выступления групп
Результаты работы групп схематично с записанными равенствами приготовлены на демонстрационных карточках.
У - Одинаковые задания получили каждые две пары, поэтому во время проверки одна пара выступает, а другая поясняет рассказ наглядным материалом.
Одни дети комментируют свою работу, отвечая по плану.
Другие дети, которые работали с аналогичным заданием, выбирают нужные карточки и выражения и помещают на доске.
- Остальные тоже слушают выступления других групп, задают вопросы, если что-то не понятно
Итог:
У – Какое действие с карандашами вы выполняли по заданию?
Д – Делили карандаши на равные части
ФИЗПАУЗА
3. Первичное закрепление
1) Фронтальная работа (Учебник №137 с. 43)
На доску помещается демонстрационный материал к одному из четырех заданий №137
У – Рассмотрите рисунки. Что можете сказать?
- Рассмотрите запись. Объясните, что обозначает каждое число?
2 * 5
2 бабочки на каждом цветке, 5 – число цветов, найти – общее количество бабочек;
2 бабочки на одном цветке, на пяти цветках в 5 раз больше; 2 * 5 – это бабочки на пяти цветках
У - Найдите значение выражения, покажите результат на веере
2) У – Рассмотрите запись. 10 : 2
10 бабочек расположились (разделились) по 2 на каждый цветок; найти - сколько получилось цветков (частей)
10 : 5
10 бабочек расположились поровну на 5 цветках; найти – сколько бабочек на каждом цветке
4. Самостоятельная работа по ТПО с.37 №69.
У – Что нужно сделать в тетради?
Д – Записать равенства, которые соответствуют каждому рисунку
У – работать будете по вариантам:
1 в. – выполняет первый столбик,
2 в. – второй;
- по 1 человеку от каждого варианта будет работать за доской
А) самостоятельная работа
Б) проверка с сигналами
Во время проверки - комментарии в случае разногласий в ответах
а) 14 : 2 =
У – Что обозначает число 14?
Д – Сколько всего кругов
У – Что обозначает число 2?
Д – Поделили по 2 круга
У – Сколько получилось?
Д – 7 групп
У – Какую еще запись можно сделать под этим рисунком?
14 : 7 = 2
2 * 7 = 14
Домашнее задание
У - Учебник с. 43 познакомит вас с названием компонентов действия деления, постарайтесь запомнить это.
У – Кроме этого, на с. 37 в ТПО найдите №70; прочитайте задание
У – Что нужно сделать?
У – Есть вопросы по д/з?
У – Откроем дневники и запишем д/з: с. 43 табл., ТПО с. 31, №70.
5. Итог урока
- С каким действием познакомились на уроке?
- Какой знак используют для обозначения действия на письме?
6. Рефлексия