Цель:
- показать, как можно объяснить значение непонятного слова при помощи рисунка, с помощью других, понятных (знакомых) слов, словарей;
- продолжать работу над понятием “многозначное” слово, “омонимы”, “синонимы”, “антонимы”, знакомить с понятием “фразеологизмы”.
Задачи:
- Ознакомить учащихся с историей появления словарей;
- Способствовать развитию интереса к чтению словаря как необходимого помощника на пути к знанию.
- Стимулировать интеллектуальную и творческую активность, развивать культуру работы со словарями;
- Пробудить внимание детей к слову,
Подготовительная работа:
Организовать выставку словарей;
Пригласить библиотекаря;
Подготовить презентацию словарей, энциклопедий;
Оборудование:
- Словари на партах учащихся
- Бумага, ручки, фломастеры
Ход урока
1. Мобилизующий этап
На заумную затею
Приглашаем грамотеев
Ну-ка, милый грамотей,
Посиди да попотей! Слайд 2
Учитель: Прочитайте предложения по-разному.
Учитель: От чего это зависит?
Дети: От логического ударения.
Учитель: Кто же такой грамотей? - толк. сл. Грамотный человек (устар.)
- Кого мы называем грамотным учеником?
Дети: Умеющий читать и писать.
Учитель: А что тогда означает выражение грамотный инженер, грамотный строитель?
Дети: Высказывают свои версии.
Учитель: Дополняет. Человек, обладающий необходимыми знаниями, сведениями в какой-нибудь необходимой области
Учитель: Какими ещё словами называют хорошо работающего человека?
Учитель: Посмотрите на наше четверостишие. Куда приглашают грамотеев?
Дети: - на затею
Учитель: Дополняет, толк.слов. задуманное дело, замысел
2. Сегодня в путешествие хочу вас пригласить - внимание на экран
- тема, слайд “В гостях у слова.
Эти таинственные слова”
Учитель: Как вы думаете, чем мы будем заниматься? Предлагаю вам план, который поможет ответить на мой вопрос:
цель на слайде читают дети: Сначала отвечают дети, а затем по щелчку появляется продолжение и учащиеся сверяют свои ответы с правильными
1. Узнать ... (много нового о словах русского языка)
2. Познакомиться ... (с новыми словами, со словарями)
3. Научиться ... (узнавать слова)
Учитель: Задумывались ли вы, как рождаются слова, когда и кем создаются?
Слово слово родит, третье само бежит
Учитель: Из чего состоит наша речь?
Дети: Наша речь состоит из предложений.
Учитель: Из чего состоят предложения?
Дети: Предложения состоят из слов.
Учитель: Какую работу выполняют слова в нашей речи?
Дети: Называют предметы, признаки предметов, действия предметов и так далее.
Учитель: Поиском ответов на эти вопросы занимаются ЭТИМОЛОГИЯ (В ПЕРЕВОДЕ С ГРЕЧЕСКОГО - НАУКА О ЗНАЧЕНИИ И ПРОИСХОЖДЕНИИ СЛОВ)- СЛАЙД
Учитель: Слова понадобились человеку для того, чтобы называть всё, что есть в мире, и самого себя. Самые простые слова – имена того, что человек видит вокруг себя: дерево, дом, я.
А как можно объяснить смысл стихотворения А.Л. Барто?
Слова бывают разные:
Хорошие, простые,
Слова бывают праздные –
Ненужные, пустые.
Дети: Есть слова, которые делают нашу речь некрасивой, засоряют её.
Учитель: Какие слова можно назвать ненужными, пустыми?
Дети высказываются.
Учитель: Слова-паразиты, ненормативная лексика. Почему ненужные, пустые слова не надо употреблять в речи?
Дети: Они засоряют нашу речь. Очень трудно слушать человека, если в его речи много слов-паразитов.
Учитель: Употребляя ненормативную лексику, говорящий высказывает неуважение к окружающим его людям.
Задание. Собери из слов половицу, прочитай её и объясни её смысл.
слаще, речь, приятно, мёда, хорошая
(Хорошую речь приятно слушать. Хорошая речь слаще мёда.)
И ФРАЗЕОЛОГИЯ (наука о значении и происхождении устойчивых выражений)слайд
Учитель: А что значит - "знать слова"?
Секрет прост: прислушайтесь к слову,приглядитесь к нему,проникните в его тайну. И помогут вам в этом ЭТИМОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ - две волшебницы, владеющими несметными сокровищами и щедро одаривающие ими каждого, кто захочет посетить их чертоги. (пышное помещение, дворец)
4. Попробуем сочинить несколько загадок про книгу.
Учитель: Что делает книга?
Дети: Учит, рассказывает обо всём.
Учитель: Есть ли у книги язык, чтобы говорить с нами? (Не человек,а бывает говорит) Разговаривает с нами всем понятным языком.
Учитель: Есть ли у книги голова, чтобы всё знать?
Сама мала, а ума придала.
Говорит она беззвучно,
А ПОНЯТНО И НЕ СКУЧНО.
ТЫ беседуй чаще с ней –
Будешь вчетверо умней.
Есть ли у книги ноги, чтобы везде бывать?
Какие признаки есть у книги? (Поля, корешок, листочки)
В прямом или в переносном значении мы описывали предмет?
Описание признаков предметов в загадке часто даётся в переносном значении.
Вывод: Как мы познакомились со словом книга? (по его признакам)
Задание. Мы говорили, что слова в большинстве загадок рифмуются. Помни об этом!
Давай сочиним!
Хоть не шляпа, а с …. (полями)
Не цветок, а с …. (корешком)
(……Разговаривает) с нами
(…..Человечьим) языком. (книга)
Без головы она … (всё знает).
Без ног она … (везде бывает).
(книга)
Все вы знаете сказку “Колобок” Сегодня мы вспомним начало этой известной сказки. Послушайте и скажите, какие слова вам непонятны, т.е. непонятно, что они обозначают.
- Колобок
- КОРОБ
- Крылышко
- Сусек
- Горсть
Я подготовила картинки, на которых изображены эти предметы
Помогают ли рисунки уяснить значения слов, лучше понять сказку? (Да, теперь мы знаем, что муки у старика со старухой было очень мало, можно сказать, совсем не было)
- Можем ли мы теперь представить себе, какой величины был колобок, если муки на него пошло горсти две? Покажите руками, какой величины, по-вашему, был колобок. Да, наверное, маленький.
- Что же такое короб? Сусек? Крылышко? Горсть?
Существуют специальные толковые словари, в которых можно найти объяснение слова.
Ребята по группам ищут слова в словарях. Учитель помогает.
Вывод: как мы узнавали непонятные слова?
Дети: По рисункам.
Учитель: Помогают ли рисунки уяснить значения слов, лучше понять сказку?
Потом как мы узнавали слова?
Дети: по словарям.
5. А сейчас прочитайте строчки из стихотворения, которое называется “Тарарам”
Говорят, что по утрам
В нашем доме – тарарам.
Отодвинули мы стулья,
Заглянули под буфет,
Всё вверх дном перевернули –
Тарарама в доме нет!
(Л. Кондрашенко)
(на партах у каждого стихи)
Учитель: Что такое “тарарам”? Как вы понимаете значение этого слова?
Дети: Тарарам – это шум, суета, беспорядок.
Учитель: Можно ли изобразить шум на рисунке?
Дети: нет.
Учитель: Лучше объяснить его значение словами, то есть дать толкование значения слова.
Итак, сделаем вывод: “Непонятное слово можно объяснить при помощи рисунка, можно объяснить с помощью других слов. Значение непонятного слова можно растолковать в словаре”.
Показываю словарь русского языка С.И. Ожегова,
“Толковый словарь живого великорусского языка” В.И. Даля
Слайд
Учитель: Вслушайтесь в звучание слова “ка-та-ва-си-я”
Что вам слышится? (на партах у каждого ученика )
- Правильно ли объяснил значение слова “катавасия” кот Вася?
Что сделал кот Вася
Так спросил у озорного
Кота Васи я:
- Что же значит это слово:
Ка – та – ва –си- я ?
Кот весьма любезен был –
Объяснил наглядно:
Всю посуду перебил
И спросил:
- Понятно?
В “Словаре русского языка” С.Ожегова: катавасия – беспорядок, суматоха
6. Отгадай слово
Послушайте небольшой забавный рассказ и определите, значение какого слова не знала мартышка. С каким словом она его перепутала? Почему?
Учитель: От какого слова образовала мартышка слово “хвостливый”
Слайд
От слова “хвост” или от слова “хвастать”?
В чём разница между значениями слов “хвостливый” и “хвастливый”?
7. Учитель: Как бы вы объяснили значение этих слов, при помощи чего?
Дети: При помощи рисунка в книге, ещё при помощи толкования слова в словаре.
Учитель: Вы правы. А что такое словарь?
Дети: Словарь- это книга, в которой даётся информация о произношении, истории слова, значении.
Учитель: Молодцы, ребята. А как искать слова в словаре?
Дети: Слова пишутся в алфавитном порядке для удобства его использования.
Учитель: Словарь в переводе с латинского языка означает собрание слов. Первый настоящий словарь возник в Англии 1552 году.
Учитель: В начале урока мы говорили с вами о грамотеях –
А какие синонимы можно подобрать к слову “бездельник”?
Дети: высказываются
Слайд (по щелчку появляются)
Эти слова знают все русские люди. Но в каждой области России существует ещё множество слов – названий для лодырей. Например: базарник, байбак, гультяй, лында, постогряк, воропёха, телепень и др.
-Учитель: Как ты думаешь, почему слов для названия лентяев гораздо больше, чем для названия трудолюбивых людей?
Видимо потому, что трудолюбие – явление нормальное для человека, без него люди не могли и не могут выжить. А лень- аномалия, отсюда и слов, бичующих лодырей, очень много.
Однако даже слов оказалось недостаточно, и люди придумали целые сочетания слов, которые нелестны для бездельников. Говорят, что гоняют они лодыря, ловят мух, бьют баклуши, валяют дурака, палец о палец не ударяют, спят на ходу и др.
- Закончите фразеологизм:
8. Закончи фразу: “Ах ты, горе …!”)
А) бобовое; Б) фасолевое; В) чечевичное; Г) гороховое; Д) луковое
9. Прочитайте рассказ про мальчика Бобу. Запомните новые для вас фразеологизмы
10. Итог урока . Вернёмся к цели урока , чего мы хотели достичь
- Узнать ……
- Познакомиться…
- Научиться…
Что больше всего понравилось? Интересна ли вам была та информация, которую сегодня узнали?
Учитель: Спасибо, ребята, за интересный урок. Пусть словари и энциклопедии помогут вам стать умнее и образованнее.
Кого я удивила? А есть ребята, кто ничего не понял?
Спасибо за урок.
Источники информации.
- Волина В.Н. Занимательная грамматика
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Астрель –АСТ, 2001.
- Дитрих А., Кошурникова Р., Юрмин Г. Почемучка
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь
- Соколова Т.Н. Юным умникам и умницам. Школа развития речи.
- Этимологический словарь