Методическая разработка урока развития речи во 2-м классе "Эти таинственные слова"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • показать, как можно объяснить значение непонятного слова при помощи рисунка, с помощью других, понятных (знакомых) слов, словарей;
  • продолжать работу над понятием “многозначное” слово, “омонимы”, “синонимы”, “антонимы”, знакомить с понятием “фразеологизмы”.

Задачи:

  • Ознакомить учащихся с историей появления словарей;
  • Способствовать развитию интереса к чтению словаря как необходимого помощника на пути к знанию.
  • Стимулировать интеллектуальную и творческую активность, развивать культуру работы со словарями;
  • Пробудить внимание детей к слову,

Подготовительная работа:

Организовать выставку словарей;

Пригласить библиотекаря;

Подготовить презентацию словарей, энциклопедий;

Оборудование:

  • Словари на партах учащихся
  • Бумага, ручки, фломастеры

Ход урока

Презентация.

1. Мобилизующий этап

На заумную затею
Приглашаем грамотеев
Ну-ка, милый грамотей,
Посиди да попотей! Слайд 2

Учитель: Прочитайте предложения по-разному.

Учитель: От чего это зависит?

Дети: От логического ударения.

Учитель: Кто же такой грамотей? - толк. сл. Грамотный человек (устар.)

- Кого мы называем грамотным учеником?

Дети: Умеющий читать и писать.

Учитель: А что тогда означает выражение грамотный инженер, грамотный строитель?

Дети: Высказывают свои версии.

Учитель: Дополняет. Человек, обладающий необходимыми знаниями, сведениями в какой-нибудь необходимой области

Учитель: Какими ещё словами называют хорошо работающего человека?

Учитель: Посмотрите на наше четверостишие. Куда приглашают грамотеев?

Дети: - на затею

Учитель: Дополняет, толк.слов. задуманное дело, замысел

2. Сегодня в путешествие хочу вас пригласить - внимание на экран

- тема, слайд “В гостях у слова.

Эти таинственные слова”

Учитель: Как вы думаете, чем мы будем заниматься? Предлагаю вам план, который поможет ответить на мой вопрос:

цель на слайде читают дети: Сначала отвечают дети, а затем по щелчку появляется продолжение и учащиеся сверяют свои ответы с правильными

1. Узнать ... (много нового о словах русского языка)

2. Познакомиться ... (с новыми словами, со словарями)

3. Научиться ... (узнавать слова)

Учитель: Задумывались ли вы, как рождаются слова, когда и кем создаются?

Слово слово родит, третье само бежит

Учитель: Из чего состоит наша речь?

Дети: Наша речь состоит из предложений.

Учитель: Из чего состоят предложения?

Дети: Предложения состоят из слов.

Учитель: Какую работу выполняют слова в нашей речи?

Дети: Называют предметы, признаки предметов, действия предметов и так далее.

Учитель: Поиском ответов на эти вопросы занимаются ЭТИМОЛОГИЯ (В ПЕРЕВОДЕ С ГРЕЧЕСКОГО - НАУКА О ЗНАЧЕНИИ И ПРОИСХОЖДЕНИИ СЛОВ)- СЛАЙД

Учитель: Слова понадобились человеку для того, чтобы называть всё, что есть в мире, и самого себя. Самые простые слова – имена того, что человек видит вокруг себя: дерево, дом, я.

А как можно объяснить смысл стихотворения А.Л. Барто?

Слова бывают разные:
Хорошие, простые,
Слова бывают праздные –
Ненужные, пустые.

Дети: Есть слова, которые делают нашу речь некрасивой, засоряют её.

Учитель: Какие слова можно назвать ненужными, пустыми?

Дети высказываются.

Учитель: Слова-паразиты, ненормативная лексика. Почему ненужные, пустые слова не надо употреблять в речи?

Дети: Они засоряют нашу речь. Очень трудно слушать человека, если в его речи много слов-паразитов.

Учитель: Употребляя ненормативную лексику, говорящий высказывает неуважение к окружающим его людям.

Задание. Собери из слов половицу, прочитай её и объясни её смысл.

слаще, речь, приятно, мёда, хорошая

(Хорошую речь приятно слушать. Хорошая речь слаще мёда.)

И ФРАЗЕОЛОГИЯ (наука о значении и происхождении устойчивых выражений)слайд

Учитель: А что значит - "знать слова"?

Секрет прост: прислушайтесь к слову,приглядитесь к нему,проникните в его тайну. И помогут вам в этом ЭТИМОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ - две волшебницы, владеющими несметными сокровищами и щедро одаривающие ими каждого, кто захочет посетить их чертоги. (пышное помещение, дворец)

 4. Попробуем сочинить несколько загадок про книгу.

Учитель: Что делает книга?

Дети: Учит, рассказывает обо всём.

Учитель: Есть ли у книги язык, чтобы говорить с нами? (Не человек,а бывает говорит) Разговаривает с нами всем понятным языком.

Учитель: Есть ли у книги голова, чтобы всё знать?

Сама мала, а ума придала.
Говорит она беззвучно,
А ПОНЯТНО И НЕ СКУЧНО.
ТЫ беседуй чаще с ней –
Будешь вчетверо умней.

Есть ли у книги ноги, чтобы везде бывать?

Какие признаки есть у книги? (Поля, корешок, листочки)

В прямом или в переносном значении мы описывали предмет?

Описание признаков предметов в загадке часто даётся в переносном значении.

Вывод: Как мы познакомились со словом книга? (по его признакам)

Задание. Мы говорили, что слова в большинстве загадок рифмуются. Помни об этом!

Давай сочиним!

Хоть не шляпа, а с …. (полями)
Не цветок, а с …. (корешком)
(……Разговаривает) с нами
(…..Человечьим) языком. (книга)
Без головы она … (всё знает).
Без ног она … (везде бывает).
(книга)

Все вы знаете сказку “Колобок” Сегодня мы вспомним начало этой известной сказки. Послушайте и скажите, какие слова вам непонятны, т.е. непонятно, что они обозначают.

  • Колобок
  • КОРОБ
  • Крылышко
  • Сусек
  • Горсть

Я подготовила картинки, на которых изображены эти предметы

Помогают ли рисунки уяснить значения слов, лучше понять сказку? (Да, теперь мы знаем, что муки у старика со старухой было очень мало, можно сказать, совсем не было)

- Можем ли мы теперь представить себе, какой величины был колобок, если муки на него пошло горсти две? Покажите руками, какой величины, по-вашему, был колобок. Да, наверное, маленький.

- Что же такое короб? Сусек? Крылышко? Горсть?

Существуют специальные толковые словари, в которых можно найти объяснение слова.

Ребята по группам ищут слова в словарях. Учитель помогает.

Вывод: как мы узнавали непонятные слова?

Дети: По рисункам.

Учитель: Помогают ли рисунки уяснить значения слов, лучше понять сказку?

Потом как мы узнавали слова?

Дети: по словарям.

5. А сейчас прочитайте строчки из стихотворения, которое называется “Тарарам”

Говорят, что по утрам
В нашем доме – тарарам.
Отодвинули мы стулья,
Заглянули под буфет,
Всё вверх дном перевернули –
Тарарама в доме нет!
(Л. Кондрашенко)

(на партах у каждого стихи)

Учитель: Что такое “тарарам”? Как вы понимаете значение этого слова?

Дети: Тарарам – это шум, суета, беспорядок.

Учитель: Можно ли изобразить шум на рисунке?

Дети: нет.

Учитель: Лучше объяснить его значение словами, то есть дать толкование значения слова.

Итак, сделаем вывод: “Непонятное слово можно объяснить при помощи рисунка, можно объяснить с помощью других слов. Значение непонятного слова можно растолковать в словаре”.

Показываю словарь русского языка С.И. Ожегова,

“Толковый словарь живого великорусского языка” В.И. Даля

Слайд

Учитель: Вслушайтесь в звучание слова “ка-та-ва-си-я”

Что вам слышится? (на партах у каждого ученика )

- Правильно ли объяснил значение слова “катавасия” кот Вася?

Что сделал кот Вася

Так спросил у озорного
Кота Васи я:
- Что же значит это слово:
Ка – та – ва –си- я ?
Кот весьма любезен был –
Объяснил наглядно:
Всю посуду перебил
И спросил:
- Понятно?

В “Словаре русского языка” С.Ожегова: катавасия – беспорядок, суматоха

6. Отгадай слово

Послушайте небольшой забавный рассказ и определите, значение какого слова не знала мартышка. С каким словом она его перепутала? Почему?

 Учитель: От какого слова образовала мартышка слово “хвостливый”

Слайд

От слова “хвост” или от слова “хвастать”?

В чём разница между значениями слов “хвостливый” и “хвастливый”?

7. Учитель: Как бы вы объяснили значение этих слов, при помощи чего?

Дети: При помощи рисунка в книге, ещё при помощи толкования слова в словаре.

Учитель: Вы правы. А что такое словарь?

Дети: Словарь- это книга, в которой даётся информация о произношении, истории слова, значении.

Учитель: Молодцы, ребята. А как искать слова в словаре?

Дети: Слова пишутся в алфавитном порядке для удобства его использования.

Учитель: Словарь в переводе с латинского языка означает собрание слов. Первый настоящий словарь возник в Англии 1552 году.

Учитель: В начале урока мы говорили с вами о грамотеях –

А какие синонимы можно подобрать к слову “бездельник”?

Дети: высказываются

Слайд (по щелчку появляются)

Эти слова знают все русские люди. Но в каждой области России существует ещё множество слов – названий для лодырей. Например: базарник, байбак, гультяй, лында, постогряк, воропёха, телепень и др.

-Учитель: Как ты думаешь, почему слов для названия лентяев гораздо больше, чем для названия трудолюбивых людей?

Видимо потому, что трудолюбие – явление нормальное для человека, без него люди не могли и не могут выжить. А лень- аномалия, отсюда и слов, бичующих лодырей, очень много.

Однако даже слов оказалось недостаточно, и люди придумали целые сочетания слов, которые нелестны для бездельников. Говорят, что гоняют они лодыря, ловят мух, бьют баклуши, валяют дурака, палец о палец не ударяют, спят на ходу и др.

- Закончите фразеологизм:

8. Закончи фразу: “Ах ты, горе …!”)

А) бобовое; Б) фасолевое; В) чечевичное; Г) гороховое; Д) луковое

9. Прочитайте рассказ про мальчика Бобу. Запомните новые для вас фразеологизмы

10. Итог урока . Вернёмся к цели урока , чего мы хотели достичь

  • Узнать ……
  • Познакомиться…
  • Научиться…

Что больше всего понравилось? Интересна ли вам была та информация, которую сегодня узнали?

Учитель: Спасибо, ребята, за интересный урок. Пусть словари и энциклопедии помогут вам стать умнее и образованнее.

Кого я удивила? А есть ребята, кто ничего не понял?

Спасибо за урок.

Источники информации.

  1. Волина В.Н. Занимательная грамматика
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Астрель –АСТ, 2001.
  3. Дитрих А., Кошурникова Р., Юрмин Г. Почемучка
  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь
  5. Соколова Т.Н. Юным умникам и умницам. Школа развития речи.
  6. Этимологический словарь