Цели:
- создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления;
- создание условий для усвоения учащимися исторических фактов внешнеполитических действий государств; выяснить причины двойственной политики и кардинальных изменений курса в 30-е гг. XX века;
- развивать коммуникативные навыки, умение работать с несколькими историческими источниками, навыки исторического анализа;
- создание условий для формирования активной жизненной позиции.
Оборудование:
- учебники А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России XX век; Л.Н. Алексашкина Новейшая история XX век;
- карта “Начало второй мировой войны. Территориальные изменения”;
- технологическая карта урока.
1-й этап. Вызов.
Учитель. Тема нашего урока: “Международные отношения в 30-е годы. Смена ориентиров советской внешней политики”.
В нашем разговоре участвуют представители трех сторон: участники антикоминтерновского пакта (Германия, Италия и Япония), страны Запада (Великобритания и Франция) и Советский Союз. Каждую страну представляет группа учащихся.
Стремление СССР получить международное признание осуществилось благодаря его умеренной внешней политике в 1920-е годы. Однако уже в 30-е годы изменяется внешнеполитическая ситуация в мире. Общемировой экономический кризис заставил правительства европейских стран искать пути выхода из него.
В одних странах победили демократические силы, в других кризис способствовал формирования фашистских режимов. Изменилась внешняя политика всех государств, все отчетливее становится осознание неизбежности новой мировой войны.
Работая в группах, мы должны будем ответить на проблемные вопросы урока:
- Какими были главные цели внешней политики стран?
- Какие геополитические интересы (сферы влияния) преследовали государства?
- Какими методами они осуществляли свой внешнеполитический курс?
– Выполните задание 1 технологической карты урока.
Задание 1. В 1933 году к власти в Германии пришел А.Гитлер. Это привело к изменению внешней политики стран мира.
Предположите: каким будет внешнеполитический курс государств после 1933 года?
Я думаю | узнал | голосование | |
Германия | Пересмотр В.-В. Системы; борьба с коммунизмом; мировое господство. | ||
Италия | Борьба с коммунизмом; захват колоний. | ||
Япония | Захват Азии | ||
Великобритания | Борьба с коммунизмом; направление Германии на СССР | ||
Франция | Сохранение существующего порядка в Европе; подталкивание Германии к войне с СССР | ||
СССР | Коллективная безопасность; антигерманская политика; работа Коминтерна. |
Учитель. – На основании текста учебников, предложенного текста, выскажите мнение со стороны представителя государства.
Источник для изучения вопроса: История Отечества п.28 (п.1); новейшая история п.12(п.2).
Каждая группа представляет свой вывод по прочитанным текстам для своего государства.
Задание 2. Проголосуйте цветом, высказав свое мнение о политике каждого государства.
Красный – имел агрессивные намерения; синий – двойственная политика; зеленый – борьба за мир.
– Проголосуйте цветами, объясните, почему вы посчитали именно так.
2-й этап. Осмысление.
– Какие действия предпринимали страны для решения поставленных внешнеполитических задач, мы узнаем, составив хронику событий в мире за 1933–1939 гг.
Задание 3. Хроника событий
Используя текст учебников, заполните таблицу (новейшая история с. 133 – 135; история Отечества с. 213 – 215).
Англия | Франция | Германия | Италия | Япония | СССР | |
Международные договоры | ||||||
Агрессия | ||||||
Отношение к локальным конфликтам |
Каждая группа представляет действия государства, на основе прочитанных текстов.
Учитель. Мюнхенское соглашение показало, что надежда Советского Союза на создание системы коллективной безопасности не оправдываются. В начале 1939 года СССР осуществляет последнюю попытку создания системы коллективной безопасности, ведя переговоры с Францией и Великобританией. Переговоры окончились безрезультатно.
23 августа 1939 года СССР подписал пакт о ненападении с гитлеровской Германией.
Задание 4. Пакт Молотова – Риббентропа.
Используя текст документа “Секретный дополнительный протокол между Германией и СССР от 23 августа 1939 г.” и текст учебников, заполните таблицу, проставив цифры.
? | Германия | СССР |
Причины подписания пакта | ||
Сферы интересов | ||
Последствия для государства. |
- Бессарабия.
- Польские земли на восток до рек Нисса, Висла, Нарев, Сан.
- Расширение территорий за счет восточных земель.
- План нападения на Польшу.
- Отодвинуть границы государства.
- Прибалтийские государства: Литва, Латвия, Эстония.
- Перспектива войны на два фронта.
- Финляндия.
- Отсутствие сложностей при захвате Польши.
- Нет войны на два фронта.
- Выигрыш времени для укрепления обороноспособности страны.
- Перенесение агрессии на Запад.
Размышление.
Задание 5. Если бы Вы руководили Советским Союзом в 1938–1939 гг., какую политическую линию осуществили?
Проголосуйте цветом:
Зеленый – подписание пакта.
Красный – не подписал пакт.
– Объясните свою позицию при голосовании, на основе всей информации о событиях в мире с 1933 по 1939 годы
Домашнее задание: напишите мини – сочинение “Моя внешнеполитическая линия в 1939 году”.