Интегрированный урок истории России и всеобщей истории в 9-м классе с использованием технологии критического мышления

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления;
  • создание условий для усвоения учащимися исторических фактов внешнеполитических действий государств; выяснить причины двойственной политики и кардинальных изменений курса в 30-е гг. XX века;
  • развивать коммуникативные навыки, умение работать с несколькими историческими источниками, навыки исторического анализа;
  • создание условий для формирования активной жизненной позиции.

Оборудование:

  • учебники А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России XX век; Л.Н. Алексашкина Новейшая история XX век;
  • карта “Начало второй мировой войны. Территориальные изменения”;
  • технологическая карта урока.

1-й этап. Вызов.

Учитель. Тема нашего урока: “Международные отношения в 30-е годы. Смена ориентиров советской внешней политики”.

В нашем разговоре участвуют представители трех сторон: участники антикоминтерновского пакта (Германия, Италия и Япония), страны Запада (Великобритания и Франция) и Советский Союз. Каждую страну представляет группа учащихся.

Стремление СССР получить международное признание осуществилось благодаря его умеренной внешней политике в 1920-е годы. Однако уже в 30-е годы изменяется внешнеполитическая ситуация в мире. Общемировой экономический кризис заставил правительства европейских стран искать пути выхода из него.

В одних странах победили демократические силы, в других кризис способствовал формирования фашистских режимов. Изменилась внешняя политика всех государств, все отчетливее становится осознание неизбежности новой мировой войны.

Работая в группах, мы должны будем ответить на проблемные вопросы урока:

  1. Какими были главные цели внешней политики стран?
  2. Какие геополитические интересы (сферы влияния) преследовали государства?
  3. Какими методами они осуществляли свой внешнеполитический курс?

– Выполните задание 1 технологической карты урока.

Задание 1. В 1933 году к власти в Германии пришел А.Гитлер. Это привело к изменению внешней политики стран мира.

Предположите: каким будет внешнеполитический курс государств после 1933 года?

Я думаю узнал голосование
Германия   Пересмотр В.-В. Системы; борьба с коммунизмом; мировое господство.  
Италия   Борьба с коммунизмом; захват колоний.  
Япония   Захват Азии  
Великобритания   Борьба с коммунизмом; направление Германии на СССР  
Франция   Сохранение существующего порядка в Европе; подталкивание Германии к войне с СССР  
СССР   Коллективная безопасность; антигерманская политика; работа Коминтерна.  

Учитель. – На основании текста учебников, предложенного текста, выскажите мнение со стороны представителя государства.

Источник для изучения вопроса: История Отечества п.28 (п.1); новейшая история п.12(п.2).

Каждая группа представляет свой вывод по прочитанным текстам для своего государства.

Задание 2. Проголосуйте цветом, высказав свое мнение о политике каждого государства.

Красный – имел агрессивные намерения; синий – двойственная политика; зеленый – борьба за мир.

– Проголосуйте цветами, объясните, почему вы посчитали именно так.

2-й этап. Осмысление.

– Какие действия предпринимали страны для решения поставленных внешнеполитических задач, мы узнаем, составив хронику событий в мире за 1933–1939 гг.

Задание 3. Хроника событий

Используя текст учебников, заполните таблицу (новейшая история с. 133 – 135; история Отечества с. 213 – 215).

  Англия Франция Германия Италия Япония СССР
Международные договоры            
Агрессия            
Отношение к локальным конфликтам            

Каждая группа представляет действия государства, на основе прочитанных текстов.

Учитель. Мюнхенское соглашение показало, что надежда Советского Союза на создание системы коллективной безопасности не оправдываются. В начале 1939 года СССР осуществляет последнюю попытку создания системы коллективной безопасности, ведя переговоры с Францией и Великобританией. Переговоры окончились безрезультатно.

23 августа 1939 года СССР подписал пакт о ненападении с гитлеровской Германией.

Задание 4. Пакт Молотова – Риббентропа.

Используя текст документа “Секретный дополнительный протокол между Германией и СССР от 23 августа 1939 г.” и текст учебников, заполните таблицу, проставив цифры.

? Германия СССР
Причины подписания пакта    
Сферы интересов    
Последствия для государства.    
  1. Бессарабия.
  2. Польские земли на восток до рек Нисса, Висла, Нарев, Сан.
  3. Расширение территорий за счет восточных земель.
  4. План нападения на Польшу.
  5. Отодвинуть границы государства.
  6. Прибалтийские государства: Литва, Латвия, Эстония.
  7. Перспектива войны на два фронта.
  8. Финляндия.
  9. Отсутствие сложностей при захвате Польши.
  10. Нет войны на два фронта.
  11. Выигрыш времени для укрепления обороноспособности страны.
  12. Перенесение агрессии на Запад.

Размышление.

Задание 5. Если бы Вы руководили Советским Союзом в 1938–1939 гг., какую политическую линию осуществили?

Проголосуйте цветом:

Зеленый – подписание пакта.

Красный – не подписал пакт.

– Объясните свою позицию при голосовании, на основе всей информации о событиях в мире с 1933 по 1939 годы

Домашнее задание: напишите мини – сочинение “Моя внешнеполитическая линия в 1939 году”.