Воспитание экологической культуры дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием. подрастающего поколения. Для меня экология не только наука – это мировоззрение современного человека, осознающего свою ответственность за будущее общего для нас Дома-планеты Земля, такой красивой, такой большой и такой хрупкой.

Самоценность природы – вот основная черта новой экологической культуры, нового мировоззрения, которую мы должны формировать у детей самого раннего возраста.

Вот уже более 12 лет я занимаюсь развитием и воспитанием экологических представлений у детей дошкольного возраста. Развитие экологических представлений, включенное в программу “Развитие”, учебного центра им. Л.А. Венгера (наше ДОУ работает по данной программе), является одним из средств развития интеллектуальных, творческих способностей и экологического сознания детей. В работе по экологическому воспитанию использую разные педагогические технологи. Анализ методической литературы позволил мне выделить основные задачи моей работы:

  • Развивать познавательный интерес к миру природы
  • Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы, умение видеть его красоту и неповторимость
  • Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения
  • Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями
  • Формировать первоначальную систему ценностных ориентаций (восприятие ребенком себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, понимание самоценности природы)
  • Расширять и закреплять знания о регионе, в котором мы живем (природная зона Тайги), его растительном и животном мире.

Одним из важных условий решения поставленных задач является организация экологоразвивающей среды. Поэтому в группе создала предметную среду для самостоятельной и совместной деятельности детей:

– Оформила салон природы, в нем размещаются природные объекты для ухода и наблюдений. --Создала экспериментальный уголок для игр и опытов, где находится природный материал, подобранный совместно с детьми и родителями.

– Изготовила наглядные пособия: “Обучающие пирамиды”, “Ящик ощущений”, “Телефон лесовичка”, “Компьютер натуралиста” и другие.

– Совместно с родителями изготовили и приобрели дидактические игры о природе.

– Создала библиотеку “Юного эколога”, где поместила произведения о природе, разные энциклопедии, журналы.

– Оформила выставку детского творчества, где систематически вывешиваются детские работы и фотографии детей и родителей во время общения с природой.

– Систематизировала методический материал о природных зонах Земли в помощь педагогам по программе “Развитие”.

– Составила картотеки: загадок о животных и растениях, наблюдений в природе, опытов и экспериментов, художественного слова, дидактических и коммуникативных игр, физкультминуток, динамических пауз, пальчиковых игр.

– Создала фотостенды о животном и растительном мире Сибири.

– Открыла “Фитобар” лекарственных трав Сибири.

– Оформляется уголок флоры и фауны озера Байкал.

Экологическое воспитание детей базируется на деятельностном подходе. Для создания интереса дошкольников к природе и достижения результата в работе использую эмоционально привлекательные для детей виды деятельности:

  • игры в наблюдение и труд;
  • чтение произведений о природе, сюжеты которых учат детей быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему, что живет рядом и создают эмоционально-положительное настроение;
  • знакомство с произведениями братских авторов В. Корнилов, А.В. Лисица “Байкальские сказки”, В. Стародумова;
  • ведение календаря природы в виде круговой диаграммы, моделирующей смену времен года;
  • ведение дневника наблюдений;
  • самостоятельный и совместный труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни растений и животных;
  • творческая деятельность детей через рисование, аппликацию, лепку, изготовление поделок;
  • составление план-карты пород деревьев, произрастающих на территории детского сада;
  • сочинительство сказок, историй и загадок. Лучшие из них мы заносим в сборник “Экологических сказок”;
  • участие в природоохранных акциях (уборка территории детского сада, изготовление кормушек для птиц, посадка огорода);
  • работа экологического кружка “Лесовичок”. Цель-развитие экологической культуры, знакомство с природой родного края (флора и фауна г. Братска, Иркутской области, заповедные места), воспитание бережного отношения к природе;р
  • участие в экологических мероприятиях: праздниках, проектах, экскурсиях.

Развитие экологического сознания невозможно без осознания ребенком своего единства с миром растений и животных, чувства ответственности за него. Такая работа проводится на занятиях. Весь обучающий процесс построен в форме игры, она позволяет усилить интерес детей к исследовательской, познавательной деятельности. На занятиях мы отправляемся в различные путешествия, ищем клад, опускаемся на морское дно, идем по следу, дружим с цветами и т.п. Использую в познавательном процессе современные методы и приемы в зависимости от возраста детей и его индивидуальных способностей:

– наблюдения за природой;
– поисковая деятельность детей;
– метод моделирования;
– метод интеграции (+ театрализованная, музыкальная, двигательная деятельность);
– экологические беседы;
– проектный метод (“Музыка весны”, “Рыбы и морские животные”).

Вся работа ведется в тесной связи с педагогами ДОУ, специалистами, и родителями воспитанников. Семья, как среда формирования личности, оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Она является фундаментом нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания с ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они лишь помогают сформировать у детей эмоционально-нравственное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию.

Предлагаю вашему вниманию авторский сценарий интегрированного экологического занятия в подготовительной группе “Путешествие в джунгли”. (Приложение 1.). Рисунки и фото. Приложение 3. Приложение 4.

Конспект занятия пр экологии в средней группе. Тема “В гости к птицам”. (Приложение 2.)