В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием. подрастающего поколения. Для меня экология не только наука – это мировоззрение современного человека, осознающего свою ответственность за будущее общего для нас Дома-планеты Земля, такой красивой, такой большой и такой хрупкой.
Самоценность природы – вот основная черта новой экологической культуры, нового мировоззрения, которую мы должны формировать у детей самого раннего возраста.
Вот уже более 12 лет я занимаюсь развитием и воспитанием экологических представлений у детей дошкольного возраста. Развитие экологических представлений, включенное в программу “Развитие”, учебного центра им. Л.А. Венгера (наше ДОУ работает по данной программе), является одним из средств развития интеллектуальных, творческих способностей и экологического сознания детей. В работе по экологическому воспитанию использую разные педагогические технологи. Анализ методической литературы позволил мне выделить основные задачи моей работы:
- Развивать познавательный интерес к миру природы
- Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы, умение видеть его красоту и неповторимость
- Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения
- Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями
- Формировать первоначальную систему ценностных ориентаций (восприятие ребенком себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, понимание самоценности природы)
- Расширять и закреплять знания о регионе, в котором мы живем (природная зона Тайги), его растительном и животном мире.
Одним из важных условий решения поставленных задач является организация экологоразвивающей среды. Поэтому в группе создала предметную среду для самостоятельной и совместной деятельности детей:
– Оформила салон природы, в нем размещаются природные объекты для ухода и наблюдений. --Создала экспериментальный уголок для игр и опытов, где находится природный материал, подобранный совместно с детьми и родителями.
– Изготовила наглядные пособия: “Обучающие пирамиды”, “Ящик ощущений”, “Телефон лесовичка”, “Компьютер натуралиста” и другие.
– Совместно с родителями изготовили и приобрели дидактические игры о природе.
– Создала библиотеку “Юного эколога”, где поместила произведения о природе, разные энциклопедии, журналы.
– Оформила выставку детского творчества, где систематически вывешиваются детские работы и фотографии детей и родителей во время общения с природой.
– Систематизировала методический материал о природных зонах Земли в помощь педагогам по программе “Развитие”.
– Составила картотеки: загадок о животных и растениях, наблюдений в природе, опытов и экспериментов, художественного слова, дидактических и коммуникативных игр, физкультминуток, динамических пауз, пальчиковых игр.
– Создала фотостенды о животном и растительном мире Сибири.
– Открыла “Фитобар” лекарственных трав Сибири.
– Оформляется уголок флоры и фауны озера Байкал.
Экологическое воспитание детей базируется на деятельностном подходе. Для создания интереса дошкольников к природе и достижения результата в работе использую эмоционально привлекательные для детей виды деятельности:
- игры в наблюдение и труд;
- чтение произведений о природе, сюжеты которых учат детей быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему, что живет рядом и создают эмоционально-положительное настроение;
- знакомство с произведениями братских авторов В. Корнилов, А.В. Лисица “Байкальские сказки”, В. Стародумова;
- ведение календаря природы в виде круговой диаграммы, моделирующей смену времен года;
- ведение дневника наблюдений;
- самостоятельный и совместный труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни растений и животных;
- творческая деятельность детей через рисование, аппликацию, лепку, изготовление поделок;
- составление план-карты пород деревьев, произрастающих на территории детского сада;
- сочинительство сказок, историй и загадок. Лучшие из них мы заносим в сборник “Экологических сказок”;
- участие в природоохранных акциях (уборка территории детского сада, изготовление кормушек для птиц, посадка огорода);
- работа экологического кружка “Лесовичок”. Цель-развитие экологической культуры, знакомство с природой родного края (флора и фауна г. Братска, Иркутской области, заповедные места), воспитание бережного отношения к природе;р
- участие в экологических мероприятиях: праздниках, проектах, экскурсиях.
Развитие экологического сознания невозможно без осознания ребенком своего единства с миром растений и животных, чувства ответственности за него. Такая работа проводится на занятиях. Весь обучающий процесс построен в форме игры, она позволяет усилить интерес детей к исследовательской, познавательной деятельности. На занятиях мы отправляемся в различные путешествия, ищем клад, опускаемся на морское дно, идем по следу, дружим с цветами и т.п. Использую в познавательном процессе современные методы и приемы в зависимости от возраста детей и его индивидуальных способностей:
– наблюдения за природой;
– поисковая деятельность детей;
– метод моделирования;
– метод интеграции (+ театрализованная, музыкальная, двигательная деятельность);
– экологические беседы;
– проектный метод (“Музыка весны”, “Рыбы и морские животные”).
Вся работа ведется в тесной связи с педагогами ДОУ, специалистами, и родителями воспитанников. Семья, как среда формирования личности, оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Она является фундаментом нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания с ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они лишь помогают сформировать у детей эмоционально-нравственное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию.
Предлагаю вашему вниманию авторский сценарий интегрированного экологического занятия в подготовительной группе “Путешествие в джунгли”. (Приложение 1.). Рисунки и фото. Приложение 3. Приложение 4.
Конспект занятия пр экологии в средней группе. Тема “В гости к птицам”. (Приложение 2.)