Положение о группе компенсирующей направленности (для детей, имеющих нарушение речи)
МДОУ “Детский сад комбинированного вида № 21”
1. Общие положения.
1.1. Группа компенсирующей направленности для детей, имеющих нарушения речи (далее логопедическая группа), в дошкольном учреждении комбинированного вида открывается с целью коррекции речи у детей в возрасте от 5 до 7 лет при наличии на начало учебного года не менее 12 детей с диагнозом "фонетическое недоразвитие речи" и "фонетико-фонематическое недоразвитие речи", так как коррекция этих нарушений требует комплексного подхода и может быть осуществлена только в условиях специальной речевой группы.
1.2. Логопедическая группа в своей деятельности руководствуется:
– Типовым положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи, утвержденным Министерством просвещения СССР от 25.05.70г. и согласованным Министерством здравоохранения СССР;
– Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.03.87г. № 288;
– Уставом ДОУ.
1.3. Открытие, дальнейшее функционирование и закрытие группы осуществляется приказом по Комитету по образованию по представлению районной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
1.4. Логопедическая группа и логопедический кабинет оснащены необходимым оборудованием, учебно-наглядными пособиями с учетом специфики коррекционной работы.
1.5. Плата за содержание детей в логопедической группе взимается в размерах, установленных законодательством РФ.
1.3. Оплата труда и продолжительность ежегодных отпусков сотрудникам логопедической группы установлены в соответствии с нормативами, предусмотренными для персонала специальных (коррекционных) образовательных учреждений (групп) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.(Письмо Министерства образования РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 13.01.2001г. Р 20-53.193/20-5/7, Приказ Министерства образования РФ Р 360 от 20.08.94г.).
2. Порядок приема в логопедическую группу.
2.1. Комплектование группы осуществляется заведующей детского сада и учителем – логопедом ДОУ.
2.2. Отбор детей в логопедическую группу осуществляется ежегодно в марте-апреле месяце по результатам речевого обследования детей учителем-логопедом и диспансеризации детей.
2.3. Для определения ребенка в логопедическую группу предоставляются следующие документы:
– заявление родителей о приеме (если ребенок поступает в ДОУ из другого учреждения или из семьи) или заявление о переводе в логопедическую группу (если ребенок посещает данное ДОУ),
– протокол и решение психолого-медико-педагогической комиссии с заключением
специалистов и указанием необходимого срока пребывания ребенка в логопедической группе.
3. Порядок работы логопедической группы.
3.1. Логопедическая группа функционирует 5 дней в неделю с 10-часовым ежедневным пребыванием детей.
3.2. Наполняемость логопедической группы детьми определяется речевым заключением.
3.3. Для детей логопедической группы устанавливается гибкий щадящий режим.
3.4. Основная организационная форма обучения – групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия по комплексной программе З.И.Логиновой "Детство".
3.5. Образовательный процесс в логопедической группе включает в себя гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальный, личностно-ориентированный подход к развитию ребенка и выполнение государственного образовательного стандарта.
3.6. Логопедическая группа для детей с нарушениями речи последовательно осуществляет обучение и воспитание по данным коррекционным программам, предусматривающим, наряду с всесторонним развитием детей, коррекцию дефектного становления речи и вторичных проявлений, вызванных первичным (речевым) нарушением.
3.7. Коррекционная работа проводится на основе парциальной “Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей” Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
4. Руководство и штаты.
4.1. Работу логопедической группы возглавляет заведующая ДОУ. Заведующая детского сада отвечает за правильную постановку воспитания, обучения и лечения детей.
4.2. На должности учителей-логопедов назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование (отделение "Логопедия"), или лица, имеющие высшее педагогическое образование и прошедшие курсы подготовки по специальности "Логопедия".
4.3. На должности воспитателей логопедических групп назначаются лица, имеющие высшее или среднее специальное образование, прошедшие подготовку на логопедических курсах.
4.4. Права и обязанности педагогического и обслуживающего персонала логопедических групп определяются правилами внутреннего трудового распорядка и должностными обязанностями.
5. Документация.
5.1. Журнал учета посещаемости логопедических занятий детьми.
5.2. Речевые карты обследования устной речи на каждого ребенка.
5.3. План работы учителя-логопеда на учебный год.
5.4. Тематический план работы на год.
5.5. Тетрадь для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения и для развития графических навыков ведущей руки.
5.6. Индивидуальные тетради детей с домашними заданиями по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических средств языка.
5.7. Циклограмма работы учителя-логопеда.
5.8. График работы учителя-логопеда.
Положение о компенсирующей группе (для детей, имеющих нарушение опорно- двигательного аппарата)
МДОУ “Детский сад комбинированного вида № 21”
I. Общие положения.
1.1. Группа для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата (далее ортопедическая группа), в дошкольном учреждении открывается с целью коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей в возрасте от 3 до 7 лет.
1.2. Ортопедическая группа в своей деятельности руководствуется Типовым положением о ДОУ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г., Положением о детском дошкольном учреждении для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и соответствующей группе при школе-интернате (Приложение к приказу Министерства просвещения СССР от 31.12.75г. Р 171),Типовым положением о специальном (коррекционном)образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.03.97г. Р 288 и Уставом МДОУ.
1.3. Ортопедическая группа открывается при наличии на начало учебного года не менее 8 детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, так как коррекция этих нарушений требует комплексного подхода и может быть осуществлена только в условиях специальной ортопедической группы.
1.4. Открытие, дальнейшее функционирование и закрытие группы осуществляется приказом по Комитету по образованию по представлению районной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
1.5. Ортопедическая группа и физкультурный зал оснащены необходимым оборудованием, инвентарем и пособиями с учетом специфики коррекционной работы.
1.6. Плата за содержание детей в ортопедической группе взимается с родителей в размерах, установленных законодательством РФ.
1.7. Оплата труда и продолжительность ежегодных отпусков сотрудникам ортопедической группы устанавливаются в соответствии с нормативами, предусмотренными для персонала специальных (коррекционных) образовательных учреждений (групп) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.(Письмо Министерства образования РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 18.01.2001г. Р 20-58.193/20-5/7, Приказ Министерства образования РФ Р 360 от 20.09.94г.).
2. Порядок приема в ортопедическую группу.
2.1. Комплектование группы осуществляется заведующей детского сада, врачом-хирургом детской поликлиники.
2.2. Отбор детей в ортопедическую группу осуществляется ежегодно в марте – апреле месяце по результатам обследования, проводимом по Скрининг программе старшей медицинской сестрой детского сада, и диспансеризации детей (осмотра врачом-хирургом, педиатром, результатами плантографии).
2.3. Группа комплектуется из числа детей в возрасте от З до 7 лет.
2.4. Для определения ребенка в ортопедическую группу предоставляются следующие документы:
– заявление родителей о приеме (если ребенок поступает в ДОУ из другого учреждения или из семьи) или заявление о переводе в ортопедическую группу (если ребенок посещает данное ДОУ), протокол психолого-медико-педагогической комиссии с заключением специалистов.
3. Порядок работы ортопедической группы.
3.1. Ортопедическая группа функционирует 5 дней в неделю с 10 часовым ежедневным пребыванием детей.
3.2. Наполняемость группы – от 8 до 15 детей с диагнозами: нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие, кривошея и др.
3.3. Для детей ортопедической группы устанавливается гибкий щадящий режим.
3.4. Основная организационная форма обучения – групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия по комплексной программе В.И.Логиновой "Детство".
3.5. Образовательный процесс в ортопедической группе включает в себя гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальный, личностно-ориентированный подход к развитию ребенка и выполнение государственного образовательного стандарта.
3.6. Коррекция и лечение нарушений опорно-двигательного аппарата у детей проводится по подгруппам на занятиях лечебной физкультурой (ЛФК) 4 раза в неделю и индивидуально каждому ребенку проводится массаж 2 раза в год (по графику).
3.7. Коррекционная работа проводится на основе парциальной программы О.В.Козыревой "Лечебная физкультура для дошкольников".
4. Руководство и штаты.
4.1. Работу ортопедической группы возглавляет заведующая ДОУ. Заведующая детского сада отвечает за правильную постановку воспитания, обучения и лечения детей.
4. 2. На должности воспитателей ортопедических групп назначаются лица, имеющие высшее или среднее специальное образование.
4.3. На должность инструктора ЛФК и медсестры по массажу назначаются лица, имеющие среднее специальное образование и прошедшие специализацию (курсовую подготовку).
4.4. Права и обязанности педагогического, медицинского и обслуживающего персонала ортопедических групп определяются правилами внутреннего трудового распорядка и должностными обязанностями.
5. Документация.
5.1. Тетрадь учета посещаемости детей.
5.2. Перспективный и календарный план воспитательно-образовательной работы с детьми.
5.3. Комплексы упражнений для лечения нарушений опорно-двигательного аппарата.
5.4. Тетрадь сведений о детях.
5.5. График проведения массажа.