Пояснительная записка
О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н.К.Рерих в своем очерке «Врата в будущее»: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно, искусство имеет много ветвей, но корень один. Искусство для всех. Каждый чувствует истину красоты». Платон говорил, что: «…от красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей мы перейдем к красивой жизни, от красивой жизни – к АБСОЛЮТНОЙ КРАСОТЕ».
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире.
Целостность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношению к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.
Для реализации потенциальных творческих, уникальных возможностей ребёнка я использую метод – арт-терапия. Арт-терапия – это лечение пластическим изобразительным творчеством. А поскольку творческий человек талантлив во многих областях, возникает необходимость пробовать и проявлять себя в различных видах творчества.
Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, форы, объема. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов к возможностям каждого ребенка, реализации его, себя как творческой личности.
Новизна данной программы заключается в том, что занятия и игры соответствуют тематическому планированию детского сада, и рассматривает художественное – эстетическое развитие детей, которое является приоритетным направлением деятельности детского сада. На занятиях используются техника арт-терапии.
Актуальность
В наше время, когда на телевидении, в сказках, компьютерных играх и литературе преобладает жестокость и агрессия, дети зачастую либо замыкаются в себе, не желая общаться, либо наполнены отрицательными эмоциями. Именно поэтому в программу моего кружка по изодеятельности я включила метод арт-терапии, способствующие успешной адаптации детей дошкольного возраста в условиях временного коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности. Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для дошкольников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей.
Цель программы – формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста.
Задачи
- Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
- Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
- Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений.
- Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
- Формировать умение оценивать созданные изображения.
- Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
- Развивать творческие способности детей.
- Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
- Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
- Театральная студия АРТЭС - рисование по впечатлениям просмотренных сказок, постановок, рисование пригласительных билетов.
- Развитие речи - использование на занятиях художественного слова, рисование иллюстраций к потешкам, сказкам, к стихотворениям, развитие монологической речи при описании репродукции картин художников, собственных работ и работ своих товарищей.
- «Ознакомление с окружающим» - парциальная программа по ознакомлению дошкольников с историко-культурным наследием. Расширение кругозора в процессе рассматривания картин местных художников, различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир).
Программа выполнения плана-проекта
Первый этап – создание условий работы кружковой деятельности
Эстетическая развивающая среда в группе создаётся как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты и включает:
- внутренне убранство группы, где живут и воспитываются дети;
- световой фон, вписывающийся в интерьер, мебель, яркие игрушки, произведения изобразительного искусства, детского творчества;
- соответствие возрастным психологическим особенностям детей.
Центр изобразительно искусства
Здесь размещаются материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного искусства, предметами промыслов народов севера; кроме того, в этом центре находятся материалы и оборудования необходимые для детской изобразительной деятельности. При подборе учитываются половые различия детей – предоставляются материалы и оборудования для ручного труда интересные как для мальчиков, так и для девочек.
Этнографически - развивающая среда должна включать содержательные компоненты, которые активизировали бы эстетическое восприятие игрушки, в том числе и народные (игрушки народов севера) фото 1.
Фото 1
Музыкально-театральный центр
Здесь собрано необходимое для театрализованной деятельности и игр: детские костюмы, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр.
Сиди – аудиотека: «Голоса птиц», «Шум дождя», «Добро пожаловать в экологию», «Звуки природы», «Инструментальная музыка». Видеоматериалы: «Природа края», «Наш посёлок».
Ноутбук, CD- плеер, телевизор, музыкальный центр. Фото 2.
Фото 2
Центр «Моя семья»
Здесь размещаются альбомы с семейными фотографиями детей, временные тематические фотовыставки, а также детские рисунки, связанные с темой семьи, творческие работы сделанные членами семьи.
Второй этап
Организация работы кружка
Кружок «Фантазия» был организован в 2006 году на базе детского сада. Группа комплектуется детьми в возрасте от 4- 7 лет на основании результатов анкетирования родителей, приоритетного направления художественно-эстетического развития. Фото 3.
Фото 3
Содержание кружковой деятельности
Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребёнок, родители, педагоги – воспитатели.
Содержание кружковой деятельности реализуется программами:
- с 4-7 лет – «Цветные ладошки» И.А. Лыкова, «Кроха» Г.Г. Григорьева,
- периодические издания.
Формы работы
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изодеятельности «Фантазия». Общее количество занятий в год – 72. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае). Приложение 1.
1. Групповые занятия
План проект реализуется через кружковую работу. Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей. Занятия проводится два раза в неделю.
Возраст |
Количество детей в группе |
Время занятий |
4-5 |
10 |
15- минут |
5-6 |
12 |
20 минут |
6-7 |
14 |
20 – 25 минут |
Последовательность занятий и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога.
Принципы проведения занятий:
- системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
- наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
- цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;
- доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
- проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
- развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
ЧАСТЬ 1. Вводная
Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми.
Основные процедуры работы – чтение сказки, игры по темам, например, игра «Скульптор», «Волшебные картинки», «Оживающие букашки» слушание песенок, (о зиме, о пейзаже «Если видишь на картине…», о насекомых), слушание мелодии «Звуки природы», релаксация, беседы с чаепитием, рассматривание альбомов, произведений искусства, беседы о художниках.
ЧАСТЬ.2. Продуктивная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников.
Элементы занятий:
- элементы сказкотерапии с импровизацией – разыгрывание эпизодов, этюдов, основанные на упражнении чувств с помощью мимики, движений, собственной речи (Короткова Л.Д., Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста);
- игры на развитие мышления, воображения, памяти – Игры этого цикла включают в себя запоминание новых слов – понятий, фамилий, терминов (жанр, архитектура, скульптура), умения выделять существенные признаки предметов, синтезировать их в едином представлении, устанавливать смысловые связи. Они проводятся с целью закрепления пройденного материала («Составь узор», «Определи жанр», «Найди пару» и др.).
- рисование, аппликация, коллаж – применяются нетрадиционные и традиционные виды рисования, используя при этом большой ассортимент практического материала: природного, атрибуты для нетрадиционного рисования, бросового. Фото 4.
Фото 4
ЧАСТЬ 3. Завершающая
Цель этой части занятия закрепление полученных знаний посредством создания коллективных рисунков, совместных сюжетно – ролевых игр, викторин. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится физминутка. по теме занятия.
В конце года проводится итоговое занятие с родителями детей.
2. Индивидуальная работа
Включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательного развития. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях. На индивидуальных занятиях с детьми разучивают стихи, разгадывают загадки, рисуют северные орнаменты. Фото 5.
Фото 5
3. Работа с родителями
- Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.
- Просветительскую работу с родителями в форме родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций, викторин, наглядной информации.
- Анкетирование. Фото 6
Фото 6
План работы с воспитателями и родителями
Месяц |
Темы |
Работа с воспитателями |
|
Сентябрь |
Дискуссия «Что важно знать о ребенке, чтобы понимать его» Семейный конкурс по изготовлению костюмов к празднику «Осенний коктейль». |
Октябрь |
Практикум «Игры с ребёнком в жизни вашей семьи»; Семинар «Ноги и ножки топают по дорожке» |
Ноябрь |
Совместная постановка сказки «Репка» |
Декабрь |
Встреча с родителями «Учить ребёнка чувствовать» |
Январь |
Тестирование родителей «Нарисуем свой характер» |
Февраль |
Совместная выставка творческих работ детей |
Март |
Фотовыставка |
Апрель |
Семинар – практикум «Чем мы рисуем» |
Май |
Творческий отчёт о работе кружка |
Работа с воспитателями |
|
Сентябрь |
Выступление на педсовете о работе кружка |
Октябрь |
Консультация по программе И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду |
Ноябрь |
«Неделя творчества» |
Декабрь |
Выпуск новогодней газеты |
Январь |
Семинар-практикум «Применение арт-терапии в образовательном процессе» |
Февраль |
Экскурсия в выставочный зал |
Март |
Экскурсия в ДЮЦ |
Апрель |
Совместная итоговая выставка |
Методические приёмы
- Познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом.
- Словесные, настольно-печатные игры – организуются с целью закрепления и как форма проведения занятия (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности).
- Подвижные игры – проводятся для смены деятельности на занятиях, может и проводится в конце занятия.
- Целевые прогулки, экскурсии – проводятся с целью ознакомления с окружающим.
- Вопросы проблемного и исследовательского характера – используются для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения.
- Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала.
- Метод моделирования – используется для развития у детей умения работать по схемам.
- Инсценировки сказок – проводятся для ознакомления детей со сказкой, снятия напряжения.
- Проведение праздников – проводятся с целью закрепления материала и создания положительных эмоций у детей.
- Рисование: сюжетов национальных сказок, орнаментов - проводится с целью развития памяти, воображения, мышления, закрепления названий элементов орнаментов народов Севера.
- Работа с семьей - проводится с целью привлечения родителей к совместной деятельности: участие в викторинах, развлечениях, семинарах, организация туристического похода, экскурсий.
Перечень основных средств обучения
- Музыкальный центр.
- Сиди - аудиотека: «Голоса птиц», «Шум дождя», «Добро пожаловать в экологию», «Звуки природы», «Инструментальная музыка».
- Видеоматериал: «Улицы Игрима», «Природа края», «Наш посёлок».
- Ноутбук.
- CD-Плеер.
- Телевизор.
Наглядный материал
- Альбом «художники и их иллюстрации»;
- Альбом «Рисуйте с нами»;
- Альбом «Народный месяцеслов»;
- Игры для восприятия цвета и развития руки;
- Ватман;
- Обои;
- Фломастеры;
- Акварель, гуашь, кисточки;
- Печати – клише;
- Трафареты;
- «инструменты» для рисования нетрадиционными способами рисования;
- Бусинки, пуговицы;
- Пробки;
- Свечи;
- Цветная бумага;
- Нитки, вата;
- Пластилин;
- Художественная литература;
- Лоскутки ткани;
- Репродукции картин.
Приложение 2. Содержание программы кружка «Фантазия».
Приложение 3. Тематический план
Приложение 4. Заповеди юных ФАНТАЗЕРОВ
Третий этап – Диагностический
Способы проверки достижения требований к знаниям, умениям дошкольника (тестовый материал)
Срок |
Название методики |
Цель |
От 3 до 7 |
||
Сентябрь |
Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества |
Выяснить первоначальные знания и умения детей в изобразительной деятельности |
Апрель |
Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества |
Определить уровень полученных знаний и умений в кружке |
Май |
Портрет художественно-творческого развития детей дошкольного возраста |
Выявить уровень художественного развития детей в изобразительной деятельности. |
Уровень подготовки знаний дошкольников
Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества (Т.С.Комарова)
АНАЛИЗ ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Форма:
- 3 балла – передана точно, части предмета расположены, верно, пропорции соблюдаются, чётко передано движение;
- 2 балла – есть незначительные искажения, движения передано неопределённо;
- 1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.
2. Композиция:
- 3 балла – расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
- 2 балла на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения;
- 1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.
3. Цвет:
- 3 балла – передан реальный цвет предмета, цветовая гамма разнообразна;
- 2 балла - есть отступления от реальной окраски, преобладание нескольких цветов и оттенков,
- 1 балл – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.
4. Ассоциативное восприятие пятна:
- 3 балла – самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы;
- 2 балла – справляется при помощи взрослого;
- 1 балл – не видит образов в пятне и линиях.
АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Изобразительные навыки: 3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами; 2 балла – испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами; 1 балл – рисует однотипно, материал использует неосознанно.
- Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу; 2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.
- Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию замысла.
Шкала уровней: 0 – 8 – низкий уровень; 9 - 16 – средний уровень; 17 – 21 – высокий уровень.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Общие показатели развития детского творчества:
- компетентность (эстетическая компетентность);
- творческая активность;
- эмоциональность (возникновение умных эмоций);
- креативность (творческость)
- производительность и свобода поведения;
- инициативность;
- самостоятельность и ответственность;
- способность к самооценке.
Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах деятельности:
- Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов развития творчества.
- Нахождение адекватных выразительных средств для создания художественного образа.
- Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами.
- Индивидуальный «почерк» детской продукции.
- Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности.
- Общая ручная умелость.
Ожидаемый результат
- Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
- Расширение и обогащение художественного опыта.
- Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
- Овладение простейшими операциями (резать, сминать, надрезать, плести и т.п.).
- Сформируются навыки трудовой деятельности
Заключение
Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. В процессе работы, моей основной задачей стало – подвести ребёнка к самостоятельному поиску и выбору способов и средств выразительного воплощения в рисунке своего замысла, своих чувств и переживаний при помощи разнообразных художественных материалов. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунков.
Методическое обеспечение план - программы
- И.А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
- С.К. Кожохина Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М.: ТЦ Сфера, 2002.-192с.
- Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей.- М.: Чистые пруды, 2007.-32с.: ил.
- Григорьева Г.Г. Малыш в стране Акварели: М.: Просвещение, 2006. – 111с.: ил.
- Е.П. Арнаутова Педагог и семья. – М.: Изд.дом «Карапуз», 2001.-264с.
- Р.Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планировании, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-120с.
- Доронова Т.Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-152с.