Урок окружающего мира в 3-м классе. УМК "Перспективная начальная школа"

Разделы: Начальная школа


Форма проведения: первое заседание клуба.

Цель: формирование универсальных учебных действий при изучении свойств воды в жидком состоянии.

Задачи:

  1. В ходе опята выявить свойства воды при нагревании и охлаждении;
  2. Познакомить обучающихся со свойствами воды при замерзании;
  3. Продолжить обучение детей работе в группах, проведению опытов, формулированию выводов по результатам опытов, фиксации выводов в письменном виде.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, Тетради для самостоятельных работ, карточки с правилами проведения опытов; колбы с подкрашенной водой, в которые вставлены стеклянные трубки, фломастеры, сосуды с теплой водой, глубокие тарелки со льдом; листы ватмана, маркеры, карточки; цветные жетоны, магниты, клей; членские билеты.

Ход урока

I. Орг. момент

Учитель торжественно объявляет об открытии первого в этом году заседания клуба «Мы и окружающий мир», представляет членов клуба и сообщает имя председателя.

II. Актуализация знаний:

П 1 – Прежде, чем объявить тему заседания клуба, я назначаю руководителей групп.

П 2 – А о чем будет идти сегодня речь, вы узнаете, выполнив задание «Четвертый лишний».

Группам выдаются листки с заданием. Председатель инструктирует о правилах выполнения задания. (ключевое слово «ВЕЩЕСТВО»)

П 1 – Название этого вещества вы узнаете из первой группы слов. Да, это ВОДА, потому что айсберг, сосулька, снежинка – это ТЕЛА.

Работа в группах:

П 2 – мы уже говорили, что вода – необыкновенное удивительное вещество. Руководители групп расскажут вам кое-что о воде. (доклад)

- Свойства воды запишите на листках.

(Без цвета, без запаха, без вкуса, не имеет формы – текучесть, может одновременно находиться в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном).

III. Сообщение темы урока:

П 1 – Теперь можно объявить тему нашего заседания клуба «СВОЙСТВА ВОДЫ В ЖИДКОМ СОСТОЯНИИ»

Председатель вывешивает или записывает тему заседания на доске и предлагает всем к следующему уроку подготовить доклад о свойствах воды и привести примеры их использования в жизни.

(Запись д/з в дневник.)

П 2 – Ваша задача, опытным путем определить свойства воды при нагревании и охлаждении.

П 1 – перед работой необходимо напомнить «Правила поведения при проведении опытов» (раздать в группы напечатанные правила, см. приложение).

Работа с учебником.

П 2 – В учебнике на стр. 59 дано описание порядка проведения этих опытов. Ознакомьтесь и приступайте к работе.

IV. Практическая работа:

Выполнение опытов

Руководители групп на демонстрационном столе берут заранее подготовленные колбы с подкрашенной водой, в которые вставлены стеклянные трубки. Экспериментатор цветным фломастером отмечает на трубке уровень воды. Затем колбу опускает в теплую воду. Вода в трубке поднимается. Снова отмечает фломастером. Ту же колбу опускает в тарелку со льдом. Уровень воды в трубке опускается ниже первой метки. Опыт подводит к выводу: при нагревании вода расширяется, а при охлаждении – сжимается.

П 1 – Из карточек (№3) составить вывод и прикрепить на доске.

П 2 – А кто сможет объяснить причину этого? В группе обсуждается и представитель озвучивает причину.

Работа с учебником:

У. – Точно сформулировать вывод и объяснить причину наблюдаемых явлений поможет текст на стр. 60.

Чтение текста.

Этими свойствами обладает не только вода, но и другие жидкости: спирт, ртуть, керосин, бензин. А в каком приборе используется это свойство? (В термометре). Эта тема следующего урока.

Работа в Тетрадях для самостоятельных работ.

У.- Результаты опытов оформите в Тетрадях по заданию №32.

Работа с учебником.

П 1 – Предлагаем ознакомиться со свойствами воды при замерзании.

Учащиеся читают сообщения Кости Погодина на стр. 61.

П 2 – Кто перескажет опыт Кости и вывод, к которому он пришел? (Вывод ПРИ ЗАМЕРЗАНИИ ВОДА РАСШИРЯЕТСЯ крепится на доске)

У. – Дома с родителями повторите этот опыт.

V. Закрепление.

П 1 – Где может пригодиться знание свойства воды при замерзании? (строители используют при прокладке к домам водопроводных труб. Их утепляют. Если этого не сделать, то в сильные морозы вода превратится в лед и разорвет трубы).

У. – Иногда в лесу зимой можно услышать треск деревьев. Иной раз даже вздрогнешь от неожиданности. Попробуйте объяснить это явление.

Обсуждение в группах и выслушивание ответов представителей групп.

П 2 – Заканчивая первое заседание клуба, мы еще раз назовем свойства воды в жидком состоянии:

  1. При нагревании вода расширяется.
  2. При охлаждении вода сжимается.
  3. При замерзании вода…. (расширяется или сжимается?)

У. – Знания свойств воды необходимы в жизни. А незнания – могут привести к непредвиденным ситуациям. Руководители групп, возьмите карточку с вопросом, обсудите, а представитель через минуту вслух проговорит ответ.

Вопросы:

  1. Почему нельзя оставлять на морозе бутылки с питьевой водой?
  2. Почему вода, замерзающая в земле, ведет к образованию трещин на асфальтированных дорогах?
  3. Почему опасно нагревать полную до краев кастрюлю с водой на газовой плите?

VI. Итог урока. Рефлексия. Оценивание.

Метод законченного предложения:

2 листа ватмана на доске; детям выдаются чистые листочки, на которых они пишут конец предложения и приклеивают на листах ватмана.

На листах А4 участники групп цветными жетонами (красного, желтого, зеленого) оценивают свою работу на уроке (наклеивают)

  • Красный цвет – отлично;
  • Желтый цвет – хорошо;
  • Зеленый цвет – удовлетворительно.

Спасибо.