Цели и задачи урока:
- Расширение знаний о лесных зонах России, причинах различия лесных зон, о возможностях хозяйственного использования зоны.
- Развитие коммуникативных навыков обучающихся, навыков проектной деятельности.
- Развитие познавательного интереса.
- Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине
Оборудование: карта природных зон России, учебники, атласы, презентации
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
- Вспомните типы лесов.
- Какие условия необходимы для формирования лесной растительности?
- Каково значение леса в жизни человека?
3. Изучение новой темы
Учитель: леса России – это глухомань ельников, и величие дубрав, и пропитанные солнцем сосновые боры, и белоствольные березняки. Леса представлены двумя основными зонами: тайга, смешанные и широколиственные леса.
Лес – основной тип растительности нашей страны, занимает более 60% территории. Поэтому Россия является величайшей лесной державой мира. Узнать больше об этой зоне помогут ваши товарищи, которые подготовили «визитные карточки» тайги, смешанных и широколиственных лесов. Ваша задача – внимательно слушать и заполнять таблицы – в которых должны быть отражены основные характеристики компонентов природы лесных зон.
Группа учащихся представляет «визитную карточку таёжной зоны». Рассказ сопровождается презентацией (приложение 1).
Зона тайги – самая большая природная зона России по площади: тайга Русской равнины, тайга Западной Сибири, тайга Восточной Сибири, Уссурийская тайга.
Во время выступления класс заполняет таблицу:
Компоненты природных зон |
Русская равнина |
Западная Сибирь |
Восточная Сибирь |
Климат |
|
|
|
Почвы |
|
|
|
Растительность |
|
|
|
Животный мир |
|
|
|
Промежуточный контроль. Вопросы классу:
- Назовите самую распространённую породу дерева в России.
- Почему в таёжной зоне России растёт только лиственница?
- Какое дерево в сибирской тайге называют ореховой сосной?
- Почему тайга бывает темнохвойной и светлохвойной?
- Почему почвы тайги, несмотря на большую растительную массу зоны, не плодородны?
- Какими видами хозяйственной деятельности можно заниматься в этой зоне?
Группа учащихся представляет зону смешанных и широколиственных лесов.
Класс заполняет таблицу.
Компоненты природной зоны |
Русская равнина |
Дальний Восток |
Климат |
|
|
Почвы |
|
|
Растительность |
|
|
Животный мир |
|
|
Промежуточный контроль. Вопросы классу:
- Почему тайга сменяется на смешанные и широколиственные леса?
- Почему почвы широколиственных лесов более плодородны, чем почвы хвойных лесов?
- Какими видами хозяйственной деятельности можно заниматься в данной природной зоне?
Учитель: С.Аксаков писал: «…И этот лес, эту красу земли, прохладу в зной, жилище зверей и птиц, лес, из которого мы строим дома и которым греемся в долгие жестокие зимы, - не бережём мы в высочайшей степени. Мы богаты лесом, но богатство вводит нас в мотовство, а с ним недалеко до бедности: срубить дерево без всякой причины у нас ничего не значит. Во многих местах, где некогда росли леса, остались голые степи… Я никогда не мог равнодушно видеть не только вырубленной рощи, но даже падения одного большого подрубленного дерева, в этом падении есть что-то невыразимо грустное: сначала звонкие удары топора производят только лёгкое сотрясение в древесном стволе; оно становится сильнее с каждым ударом и переходит в общее содрогание каждой ветки и каждого листа; по мере того, как топор прохватывает до сердцевины, звуки становятся глуше, больнее… ещё удар, последний: дерево осядет, надломится, затрещит, зашумит вершиною, на несколько мгновений как будто задумается, куда упасть, и, наконец, начнёт склоняться на одну сторону, сначала медленно, тихо, и потом, с возрастающей быстротою и шумом, подобным шуму сильного ветра, рухнет на землю. Многие десятки лет достигало оно полной силы и красоты и в несколько минут гибнет нередко от пустой прихоти человека».
Активная хозяйственная деятельность приводит к тому, что ландшафты зоны меняются, многие виды растений и животных занесены в красную книгу. Для охраны естественных ландшафтов создаются заповедники.
Анализ карты атласа «Природные святыни России, памятники всемирного наследия»: где и почему находится больше всего охраняемых территорий?
Учитель: Один из старейших заповедников страны – Центральный лесной заповедник.
Рассказ ученика о Центральном лесном заповеднике. (приложение 2)
4. Закрепление
Проверить правильность утверждений ( если согласны, поднимаем правую руку). Если не согласны, то должны объяснить почему и дать свой вариант ответа.
- Для таёжной зоны характерно избыточное увлажнение. (да)
- Наибольшее количество болот в тайге Русской равнины. (нет)
- Зональный тип почв таёжной зоны – бурые лесные. (нет)
- Лиственница – это лиственное дерево (нет)
- Тайга Русской равнины в северных районах представлена темнохвойными еловыми лесами, а в южных районах – сосновыми борами. (да)
- Самое распространённое лиственное «дерево – пионер» - рябина(нет)
- Континентальность в таёжной зоне возрастает с запада на восток.(да)
- Зона широколиственных лесов протянулась сплошной полосой от западных границ России до Тихого океана. (нет)
- Зона смешанных и широколиственных лесов имеет более разнообразный растительный состав по сравнению с таёжной зоной. (да)
- Главная причина низкого плодородия почв таёжной зоны - малая растительная масса зоны. (нет)
5. Подведение итогов урока. Оценки. Домашнее задание.