Конспект урока в 8-м классе на тему "Лесные зоны России"

Разделы: География


Цели и задачи урока:

  • Расширение знаний о лесных зонах России, причинах различия лесных зон, о возможностях хозяйственного использования зоны.
  • Развитие коммуникативных навыков обучающихся, навыков проектной деятельности.
  • Развитие познавательного интереса.
  • Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине

Оборудование: карта природных зон России, учебники, атласы, презентации

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

- Вспомните типы лесов.

- Какие условия необходимы для формирования лесной растительности?

- Каково значение леса в жизни человека?

3. Изучение новой темы

Учитель: леса России – это глухомань ельников, и величие дубрав, и пропитанные солнцем сосновые боры, и белоствольные березняки. Леса представлены двумя основными зонами: тайга, смешанные и широколиственные леса.

Лес – основной тип растительности нашей страны, занимает более 60% территории. Поэтому Россия является величайшей лесной державой мира. Узнать больше об этой зоне помогут ваши товарищи, которые подготовили «визитные карточки» тайги, смешанных и широколиственных лесов. Ваша задача – внимательно слушать и заполнять таблицы – в которых должны быть отражены основные характеристики компонентов природы лесных зон.

Группа учащихся представляет «визитную карточку таёжной зоны». Рассказ сопровождается презентацией (приложение 1).

Зона тайги – самая большая природная зона России по площади: тайга Русской равнины, тайга Западной Сибири, тайга Восточной Сибири, Уссурийская тайга.

Во время выступления класс заполняет таблицу:

Компоненты природных зон

Русская равнина

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Климат

 

 

 

Почвы

 

 

 

Растительность

 

 

 

Животный мир

 

 

 

Промежуточный контроль.  Вопросы классу:

  • Назовите самую распространённую породу дерева в России.
  • Почему в таёжной зоне России растёт только лиственница?
  • Какое дерево в сибирской тайге называют ореховой сосной?
  • Почему тайга бывает темнохвойной и светлохвойной?
  • Почему почвы тайги, несмотря на большую растительную массу зоны, не плодородны?
  • Какими видами хозяйственной деятельности можно заниматься в этой зоне?

Группа учащихся представляет зону смешанных и широколиственных лесов.

Класс заполняет таблицу.

Компоненты природной зоны

Русская равнина

Дальний Восток

Климат

 

 

Почвы

 

 

Растительность

 

 

Животный мир

 

 

Промежуточный контроль. Вопросы классу:

  • Почему тайга сменяется на смешанные и широколиственные леса?
  • Почему почвы широколиственных лесов более плодородны, чем почвы хвойных лесов?
  • Какими видами хозяйственной деятельности можно заниматься в данной природной зоне?

Учитель: С.Аксаков писал: «…И этот лес, эту красу земли, прохладу в зной, жилище зверей и птиц, лес, из которого мы строим дома и которым греемся в долгие жестокие зимы, - не бережём мы в высочайшей степени. Мы богаты лесом, но богатство вводит нас в мотовство, а с ним недалеко до бедности: срубить дерево без всякой причины у нас ничего не значит. Во многих местах, где некогда росли леса, остались голые степи… Я никогда не мог равнодушно видеть не только вырубленной рощи, но даже падения одного большого подрубленного дерева, в этом падении есть что-то невыразимо грустное: сначала звонкие удары топора производят только лёгкое сотрясение в древесном стволе; оно становится сильнее с каждым ударом и переходит в общее содрогание каждой ветки и каждого листа; по мере того, как топор прохватывает до сердцевины, звуки становятся глуше, больнее… ещё удар, последний: дерево осядет, надломится, затрещит, зашумит вершиною, на несколько мгновений как будто задумается, куда упасть, и, наконец, начнёт склоняться на одну сторону, сначала медленно, тихо, и потом, с возрастающей быстротою и шумом, подобным шуму сильного ветра, рухнет на землю. Многие десятки лет достигало оно полной силы и красоты и в несколько минут гибнет нередко от пустой прихоти человека».

Активная хозяйственная деятельность приводит к тому, что ландшафты зоны меняются, многие виды растений и животных занесены в красную книгу. Для охраны естественных ландшафтов создаются заповедники.

Анализ карты атласа «Природные святыни России, памятники всемирного наследия»: где и почему находится больше всего охраняемых территорий?

Учитель: Один из старейших заповедников страны – Центральный лесной заповедник.

Рассказ ученика о Центральном лесном заповеднике. (приложение 2)

4. Закрепление

Проверить правильность утверждений ( если согласны, поднимаем правую руку). Если не согласны, то должны объяснить почему и дать свой вариант ответа.

  • Для таёжной зоны характерно избыточное увлажнение. (да)
  • Наибольшее количество болот в тайге Русской равнины. (нет)
  • Зональный тип почв таёжной зоны – бурые лесные. (нет)
  • Лиственница – это лиственное дерево (нет)
  • Тайга Русской равнины в северных районах представлена темнохвойными еловыми лесами, а в южных районах – сосновыми борами. (да)
  • Самое распространённое лиственное «дерево – пионер» - рябина(нет)
  • Континентальность в таёжной зоне возрастает с запада на восток.(да)
  • Зона широколиственных лесов протянулась сплошной полосой от западных границ России до Тихого океана. (нет)
  • Зона смешанных и широколиственных лесов имеет более разнообразный растительный состав по сравнению с таёжной зоной. (да)
  •  Главная причина низкого плодородия почв таёжной зоны - малая растительная масса зоны. (нет)

5. Подведение итогов урока. Оценки. Домашнее задание.