Цель:
- Выяснить, какие «уроки» преподает автор в этой сказке.
- Учить выявлять литературные средства, с помощью которых автор «преподавал» эти «уроки».
- Развивать речь, обогащать активный словарь детей.
- Развивать умение работать в группах.
Место урока в системе уроков: второй урок по данному произведению.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Так говорил А.С. Пушкин. А Е.Л. Шварц об этом говорил так: (Цитата вынесена на мультимедийную доску). Приложение 1.
Сегодня на уроке мы будем извлекать «уроки» из «Сказки о потерянном времени», «читать» меж строк то, что хотел нам «во весь голос» сказать Евгений Львович – это для души, для сердца. А для становления вас как читателей мы попробуем догадаться, с помощью каких средств он этого добился.
2. Проверка домашнего задания. Ребята отвечают на следующие вопросы:
- Почему произведение названо сказкой?
- Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии автора?
- Одинаково ли было поведение детей? Чтобы ответить на этот вопрос, вы поработаете в группах и заполните таблицу:
Петя. |
Остальные ребята. |
|
|
Предполагаемые ответы детей:
Петя. |
Остальные дети. |
Переживал |
Не волновались |
Действовал. |
Вели себя беспечно. |
Объединил всех ребят. |
Бездействовали. |
Учитель. С помощью каких приемов и средств автор помогает нам понять, что поведение ребят было таким, как вы указали в таблице?
Ответы детей. Автор описывает поведение ребят, их движения, игры. Е. Шварц использует внутренний монолог героев, находит «словечки» для характеристики мальчиков: например, «колбасник».
3. Работа по рядам. По предложенным заголовкам найти границы частей сказки.
- 1 ряд: Петя – старик.
- 2 ряд: Поиск ребят.
- 3 ряд: Превращение в детей.
4. Поиск. Найдите мысли (открытые – цитаты и скрытые), которые автор хотел донести до читателей.
Ответы детей.
- 1 ряд. Всему свое время. Настоящие старики – мастера. Не работал – пенсии не заслужил.
- 2 ряд. »Человек, который понапрасну теряет время, стареет». Кто понапрасну теряет время, не замечает, как стареет. От любого несчастья может спастись человек.
- 3 ряд. Дворники, очищая дороги, сберегают людям время. Отстал, опоздал, не успел – ни на что не годен. Стыдно принимать незаслуженные почести.
5. Учитель. Вспомните пословицы, которые могут подойти к данной сказке.
Ответы детей. Делу – время, потехе – час. Минута час бережет. Сделал дело, гуляй смело. Всему свое время.
6. Итог урока. Учитель. Давайте вернемся к цитате, которую мы читали в начале урока. Почему жанр сказки может помочь «во весь голос сказать»?
Прочитайте вторую цитату на мультимедийной доске и скажите, чему говорит «нет» Е.Л. Шварц? Приложение 2.
Ответы детей: Лени, безответственности, несобранности.
7. Рефлексия. Чему научились? Что понравилось? В чем испытывали затруднения?