Воспитание патриотизма на уроках математики в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


В последнее время в России активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи. Это направление деятельности педагогов школ всегда было актуальным и важным, занимало ведущее положение, но еще недавно оно недостаточно было востребовано обществом, обделено должным вниманием со стороны государства. Положение позитивно изменилось с принятием Правительством РФ государственной программы "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы", а затем и ее продолжение "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы". Кроме этого, возможность патриотического воспитания подчеркнута и в других законодательных документах РФ: Конституции, Законе "Об образовании", "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года". [3;3]

Любовь к Родине - это чувство, которое мало поддается изменению. Патриотизм, это качество человека, коллектива, общества. Закаляется оно постепенно, через победы и поражения, открытия и неудачи, вместе со словом учителя входит в жизнь Гражданина. [2;164]

Патриотические чувства современных школьников подвергаются серьезным испытаниям со стороны семьи, общества, СМИ. Можно выделить несколько факторов, которые расшатывают только что зародившиеся чувства патриотизма и гражданственности:

  • у школьников формируются антипатриотические идеалы;
  • в истории Отечества постоянно происходит пересмотр итогов событий;
  • в обществе наблюдается очень низкий уровень нравственности.

В этой ситуации обосновано обращение истинных граждан своей страны к патриотической идее, не раз спасавшей Россию в труднейшие времена.

Патриотизм - это совокупность идей, эмоций, настроений, убеждений и действий, направленных на сохранение и процветание своего Отечества.

Основными направлениями в системе патриотического воспитания можно определить следующие:

  1. духовно-нравственное;
  2. историко-краеведческое;
  3. гражданско-патриотическое;
  4. социально-патриотическое;
  5. героико-патриотическое;
  • спортивно-патриотическое. [3;15-16]

Содержание патриотического воспитания реализуется на всех ступенях общеобразовательной школы. Нельзя занижать заслуги каждой ступени образования, но именно на первой ступени (начальная школа) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинает формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Следуя пословице "Как корабль назовешь, так он и поплывет", нужно особое внимание уделять патриотическому воспитанию учащихся начальной школы.

Анализ учебных программ и учебников для начальной школы позволяет сделать вывод, что в содержании каждого учебного предмета (за исключением окружающего мира) заложены минимальные возможности для осуществления патриотического воспитания. Для того чтобы эти возможности расширить, нужно в содержание уроков добавлять материал патриотического содержания.

Одним из ведущих направлений формирования патриотического сознания детей является краеведение.

Школьное краеведение помогает воспитывать у учащихся бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю и своей Родине. Знакомство со знаменитыми земляками воспитывает гордость за свою Родину, родной край. [1;28]

Краеведение - это изучение природы, населения, хозяйства, истории родного края. Краеведческий материал очень близок детям, он наглядный и конкретный, что способствует психологическим особенностям младшего школьника.

Краеведческий материал в учебно-воспитательном процессе эффективен тогда, когда он:

  • является источником получения новых знаний, расширения кругозора учащихся;
  • используется систематически;
  • собран и обобщен при непосредственном участии школьников.

Остановимся на возможности использования краеведческого материала на уроках математики.

На первый взгляд, у математики и краеведения нет ничего общего. Но в краеведении очень много чисел: даты, единицы измерения длины, массы, площади и т.д., а числа - это уже прерогатива математики.

Краеведческие задачи (так мы их назвали) могут быть различного содержания.

  • Задачи, содержащие исторические данные.

Яшкинский район был образован в 1930 году. Сколько лет Яшкинскому району в настоящее время?

  • Задачи о временах года.

Весна в Кузбассе длится с 16 апреля по 31 мая, лето с 1 июня по 31 августа. Осень с 1 сентября по 15 октября, зима с 16 октября по 15 апреля. Какое время года самое длинное в Кузбассе и на сколько дней оно длится дольше?

В Гурьевске снежный покров лежит 157 дней, в Ленинск - Кузнецком 167, в Мариинске - 173 дня. Каков средний показатель устойчивости снежного покрова в Кемеровской области?

  • Задачи о животных Кузбасса.

Самый маленький на Земле хищник - ласка. Длина ее тела достигает 26 см, а хвоста - 5 см. На сколько длина тела ласки больше, чем ее хвост?

Пустельга за день налавливает для своих птенцов 4 суслика, 3 полевки, 1 мышку, 1 жаворонка. Сколько животных наловят 3 пустельги за день? 5 пустельг за неделю? 9 пустельг за все лето?

Самец рассомахи весит 32 кг, а самка в 2 раза меньше. Какова масса 3 самцов и 4 самок? 6 самцов и 9 самок?

  • Задачи о растениях родного края.

За 5 лет кедр вырастает на 15 см. Какой высоты будет кедр через 300 лет?

Высота купальницы 70 см, а высота калужницы на 10 см меньше. Какова высота калужницы?

  • Задачи о реках области.

Длина реки Томь 827 км, Кия - на 320 км короче. Какова длина реки Кия?

Река Томь имеет длину 827 км. На территории Кузбасса она протекает на протяжении 596 км. Сколько км реки Томь находится за пределами области?

При работе над данными задачами не нужно требовать от ребят запоминания числового материала. Запоминание этих данных - это прерогатива других учебных дисциплин.

Опыт показывает, что ученики с интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае, а еще с большим интересом эти задачи составляют.

Составляя задачи с использованием краеведческого материала, дети очень много работают с дополнительной литературой: знакомятся с историей, с животным и растительным миром родного края. Подобная работа важна как расширения детского кругозора, так и для воспитания патриотических чувств. Главное, не останавливаться на достигнутом. Нужно систематически вести данную работу, используя разные области краеведения: история, природа, семья, культура и т.д.

Краеведческая работа способствует возрождению русского национального характера, российской духовности, воспитанию чувства малой Родины. [1;29]

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, - значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. [3;16]

Воспитывать патриотов нужно на каждом уроке. Математика - это лишь малая доля в океане патриотизма.

Список литературы.

  1. Байбородова Л.В., Чернявская А.П. Воспитание в сельской школе. М.:Центр "Педагогический поиск", 2002.
  2. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / авторы - составители: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина и др. - 2 изд., М.:АРКТИ,2003.
  3. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / автор - составитель И.А.Пашкович. - Волгоград: Учитель,2006.