Цели урока: Систематизировать знания по теме «Основы электродинамики »
Задачи урока.
- Образовательная: Знакомство с новым материалом, работа по формированию навыков решения тестовых заданий, усвоить зависимость между физическими величинами, закрепление знаний и умений.
- Развивающая: Развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать; продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.
- Воспитательная: развивать познавательный интерес к предмету, тренировка рационального метода запоминания формул
Тип урока: Обобщения и систематизации знаний по теме «Основы электродинамики».
Основная дидактическая цель этого урока - систематизировать знания по теме «Основы электродинамики ». Для этого школьники должны подключаться к решению таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формированию системы ценностных ориентаций, уточнение основных понятий.
Оборудование урока: Интерактивная доска, карта ученика.
Методы:
- Синтезирующая беседа
- Словесно-наглядный
- Практический
- Проблемный
- Метод демонстраций
- Метод письменного текущего контроля.
План урока с хронометражем
№ этапа |
Название этапа |
Отводимое время |
1. |
Организационный момент. |
1 мин. |
2. |
Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний. |
2 мин. |
3 |
Повторение |
20 мин. |
4. |
Этап применения и закрепления знаний, умений и навыков учащихся. |
20 мин. |
6. |
Этап подведения итогов урока. |
2 мин. |
Ход урока
1. Организационный момент
1. Учитель приветствует учащихся.
Задача этого этапа: обеспечить благоприятную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.
2. Учитель выявляет отсутствующих, выясняет причину отсутствия.
Служит для воспитания внимательного отношения к окружающим, друг к другу, учебной дисциплины.
3. Проверка готовности учащихся к уроку (внешний вид, рабочая поза, состояние рабочего места).
Этот момент формирует эталон внешности, привычку держать свое рабочее место в порядке.
4. Проверка подготовленности классного помещения к уроку (чистая доска, мел, тряпка, порядок в классе).
Формирование потребности в том, чтобы рабочее место класса и учителя было полностью подготовлено к работе.
5. Организация внимания.
Настройка на рабочий ритм в организационный момент способствует созданию необходимого делового и психологического контакта между учителем и учащимися.
2. Повторение
Каждый ученик получает «Карту» (Приложение 2) с общими заданиями для всех. Урок рассчитан на работу с учащимися, плохо разобравшими данную тему, и на самостоятельную работу учащихся уверенных в свои силы. При повторении теоретических вопросов и решение задач на интерактивной доске (Приложение 1) учащимся засчитываются баллы. Каждый ученик решающий вперед может вернуться назад и исправить ошибку либо убедиться в правильности решения, просматривая одновременно работу одноклассников на интерактивной доске.
Такой способ проведения урока позволяет учащимся работать в паре, если не получилось задание не ждать доску, а посоветоваться с более сильным учеником или попробовать свои силы в других задания, а потом вмести разобраться в этом задание.
1. Как направлена сила Ампера действующая на проводник №1 со стороны двух других ( см. рисунок), если все проводники тонкие, лежат в одной плоскости, параллельны друг другу и расстояния между соседними проводниками одинаковы? ( I – сила тока.)
2. К магнитной стрелке (северный полюс затемнен, см рисунок), которая может поворачиваться вокруг вертикальной оси, перпендикулярной плоскости чертежа, поднесли постоянный полосовой магнит. При этом стрелка
1) повернется на 180°
2) повернется на 90° по часовой стрелке
3) повернется на 90° против часовой стрелки
4) останется в прежнем положении
3. К магнитной стрелке (северный полюс затемнен, см рисунок), которая может поворачиваться вокруг вертикальной оси, перпендикулярной плоскости чертежа, поднесли постоянный полосовой магнит. При этом стрелка
1) повернется на 180°
2) повернется на 90° по часовой стрелке
3) повернется на 90° против часовой стрелки
4) останется в прежнем положении
4. Электрическая цепь, состоящая из четырех прямолинейных горизонтальных проводников (1-2, 2-3, 3-4, 4-1) и источника постоянного тока, находится в однородном магнитном поле, вектор магнитной индукции которого В направлен горизонтально влево (см. рисунок, вид сверху). Куда направлена вызванная этим полем сила Ампера, действующая на проводник 3-4?
1) вертикально вверх
2) вертикально вниз
3) горизонтально вправо
4) горизонтально влево
5. На рисунке изображен проволочный виток, по которому идет электрический ток в направлении, указанном стрелкой. Виток расположен в плоскости чертежа. В центре витка вектор индукции магнитного плоя тока направлен
1) К нам перпендикулярно плоскости чертежа
2) от нас перпендикулярно плоскости чертежа
3) вправо
4) влево
6. Электрон e–, влетевший в зазор между полюсами электромагнита, имеет горизонтально направленную скорость, перпендикулярную вектору индукции магнитного поля (см. рисунок). Куда направлена действующая на электрон сила Лоренца?
1) вертикально вниз
2) вертикально вверх
3) горизонтально влево
4) горизонтально вправо
7. На рисунке приведена демонстрация опыта по проверке правила Ленца. Опыт проводится со сплошным кольцом, а не разрезанным, потому что
1) сплошное кольцо сделано из стали, а разрезанное – из алюминия.
2) в сплошном кольце не возникает вихревое электрическое поле, а в разрезанном – возникает
3) в сплошном кольце возникает индукционный ток, а в разрезанном – нет
4) в сплошном кольце возникает ЭДС индукции, а в разрезанном – нет
8. Постоянный магнит вводят в замкнутое алюминиевое кольцо на тонком длинном подвесе (см. рисунок). Первый раз – северным полюсом, второй раз – южным полюсом. При этом
1) в обоих опытах кольцо отталкивается от магнита
2) в обоих опытах кольцо притягивается к магниту
3) в первом опыте кольцо отталкивается от магнита, во втором – кольцо притягивается к магниту
4) в первом опыте кольцо притягивается к магниту, во втором – кольцо отталкивается от магнита
9. С какой силой действует однородное магнитное поле индукцией 2.5Тл на проводник длиной 50 см, расположенный под углом 30° к вектору индукции, при силе тока в проводнике 0.5 А?
1) 31,25Н
2) 54,38Н
3) 0.55Н
4) 0,3125Н
10. Участок проводника длиной 10 см находится в магнитном поле индукцией 50мТл. Сила электрического тока, протекающего по проводнику, 10А. Какую работу совершает сила Ампера при перемещении проводника на 8 см в направлении своего действия? Проводник расположен перпендикулярно линиям магнитной индукции.
1) 0.004Дж
2) 0.4Дж
3) 0.5Дж
4) 0.625Дж
3. Этап применения и закрепления знаний, умений и навыков учащихся
В1 В катушке сила тока равномерно увеличивается со скоростью 20А/с. При этом в ней возникает ЭДС самоиндукции 20 В. Какова энергия магнитного поля катушки при силе тока в ней 5 А?
В2 Частица массой m, несущая заряд q, движется в однородном магнитном поле с индукцией В по окружности радиусом R со скоростью u. Что произойдет с радиусом орбиты, периодом обращения кинетической энергией частицы при увеличении скорости движения?
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Физические величины |
|
|
Их изменения |
А) радиус орбиты |
|
|
1) увеличится |
В2 Частица массой m, несущая заряд q, движется в однородном магнитном поле с индукцией В по окружности радиусом R со скоростью u. Что произойдет с радиусом орбиты, периодом обращения кинетической энергией частицы при увеличении скорости движения?
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Физические величины |
|
|
Их изменения |
А) радиус орбиты |
|
|
1) увеличится |
А |
Б |
В |
|
|
|
В3 Прямолинейный проводник длиной 0.1м, по которой течет ток, находится в однородном магнитном поле с индукцией 0.4Тл и расположен под углом 90° к вектору В. Чему равна сила тока, если сила действующая на проводник со стороны магнитного поля, равна 0.2Н?
Часть3
С1 В кинескопе телевизора разность потенциалов между катодом и анодом 16кВ. Отклонение электронного луча при горизонтальной развертке осуществляется магнитным полем, создаваемым двумя катушками. Ширина области, в которой электроны пролетают через магнитное поле, равна 10 см. Какова индукция отклоняющего магнитного поля при значении угла отклонения электронного луча 30°?
С2 Электрон влетает в область однородного магнитного поля индукцией В=0,01 Тл со скоростью v = 1000 км/с перпендикулярно линиям магнитной индукции. Какой путь он пройдет к тому моменту, когда вектор его скорости повернется на 1°?
С3 Горизонтальный проводник длиной 1м движется равноускоренно в вертикальном однородном магнитном поле. Скорость проводника направлена горизонтально, перпендикулярно проводнику (см. рисунок). При начальной скорости проводника, равной нулю, и ускорении 8 м/с2 он через некоторое время переместился на 1м. Чему равен модуль индукции магнитного поля, в котором движется проводник, если ЭДС индукции на концах проводника в конце движения равна 2В?
С4 С какой скоростью вылетает α- частица из радиоактивного ядра, если она, попадая в однородное магнитное поле индукцией 2 Тл перпендикулярно его силовым линиям, движется по дуге окружности радиусом 1м (α- частица-ядро атома гелия, молярная масса гелия 0.004 кг/моль)?
4. Подведение итогов урока.
Учитель просит учащихся поднять руки кто, работал только с доской – это оценка три, если нет заработанных баллов, кто не сделал два задания – это оценка четыре, если нет заработанных баллов, кто сделал все – это оценка пять. Учащиеся уходят с приблизительной оценкой, в дневник выставляется после проверки « Карты ученика». Но в целом проведение таких уроков позволяет экономить время на построение графиков, выполнить большое количество разнообразных заданий и учащиеся получают в большинстве случаев только хорошие оценки.
Учитель вместе с учащимися делает вывод, что теперь они готовы к решению задач по данной теме.
Учитель подводит итог о работе класс, и о работе отдельных учащихся.
Домашнее задание подготовка к зачету вопросы учащимся были даны в начале темы.
Спасибо за урок.