Цель: сформировать знания о давлении жидкости на дно и стенки сосуда, используя знания о давлении твёрдого тела.
Задачи:
- Получение новых знаний о давлении на основе имеющихся (давление твёрдого тела и давление газа). В ходе решения экспериментальной задачи установить зависимость давления жидкости от высоты и плотности жидкости;
- Развитие речевых навыков, способностей к анализу, умение делать вывод. Способность к точному измерению, вычислению.
- Продолжить формирование умения решать качественные задачи.
- Развитие умения работать в группе, выслушивать товарищей, уважать мнение других, стремление к познанию мира.
Тип урока: совершенствование и применение теоретических знаний.
Метод познания – частично-поисковый. Ученики не планируют этапы эксперимента, а делают выводы из предоставленных фактов.
Структура урока:
- Организационный момент.
Задача: организовать условия для благоприятного протекания урока. - Этап всесторонней проверки знаний учащихся.
Задача: проверить, закрепить знания учащихся о давлении твёрдого тела и газа. - Изучение нового материала.
Задача: в ходе обсуждения решений экспериментальной задачи установить зависимость давления жидкости на дно и стенки сосуда от её высоты и плотности. - Физическая пауза.
Задача: Коррекция осанки и зрения учащихся. - Закрепление знаний.
Задача: Оценка уровня усвоения нового материала. - Домашнее задание.
Мы продолжаем изучать раздел физики, посвящённый давлению, а именно как давление передаётся в твёрдых телах, газах жидкостях. Повторим:
- Что мы знаем о давлении твёрдого тела?
- Что мы знаем о давлении газов?
- Найдите соответствие:
|
Физическая величина |
Обозначение физической величины |
формула |
1 |
Масса |
V |
m\v |
2 |
Вес |
P |
F\S |
3 |
Давление |
M |
Sh |
4 |
Объём |
P |
ρV |
5 |
плотность |
ρ |
mg |
В ходе экспериментального задания выясним: оказывают ли жидкости давление на твёрдые тела, от чего зависит давление жидкости.
Экспериментальная работа «Измерение давления жидкости на дно сосуда»
Оборудование: линейка измерительная, стакан с водой (высота налитой воды разная, вода солёная и чистая). Площадь дна стакана 96,72 см2. Работа в группах.
Цель работы: экспериментально измерить высоту налитой жидкости и рассчитать давление жидкости на дно сосуда.
Ход работы.
- С помощью измерительной линейки измерить высоту столба жидкости в стакане.
- Зная площадь дна стакана, вычислить объём жидкости.
- Зная плотность воды, вычислить массу воды.
- Вычислить с какой силой вода давит на дно стакана.
- Вычислить давление воды на дно стакана, используя формулу давления твёрдого тела.
Результаты измерений и вычислений вместе с известными данными записать в тетрадь (оформить задачей).
Проверим, действительно ли давление жидкости тем больше, чем больше высота жидкости в стакане и тем больше, чем больше плотность жидкости. Опыт 117 по сравнению давления на разной глубине смотри С.А.Хорошавин «Физический эксперимент в средней школе» 6-7 класс, Москва, Просвещение, 1988.
Как проверить выполняется ли закон Паскаля для жидкостей, а именно: давление в жидкости на одном уровне передаётся по всем направлениям одинаково? Проведём эксперимент: сравним давление в сосуде на разной глубине, используя жидкостный манометр и коробочку с резиновым дном (опыт 135 смотри С.А.Хорошавин «Физический эксперимент в средней школе» 6-7 класс, Москва, Просвещение, 1988.)
Вывод из эксперимента: действительно давление в жидкости на одном уровне по всем направлениям одинаково.
Итак: давление жидкости увеличивается с увеличением глубины погружения и увеличения плотности жидкости; давление в жидкости на одном уровне по всем направлениям одинаково.
p = gρh
Физическая пауза
- Встали, руки опустили. Поднялись на цыпочки, потянулись вверх, опустились. Еще раз вверх, опустились и еще раз вверх и опустились.
- Завели руки назад, расправили плечи, опустили руки. Снова завели руки назад, расправили плечи, опустили руки и еще один раз.
- Вытянули правую руку, большой палец вытянули вверх, а остальные пальцы сжали в кулак. Смотрим на большой палец и медленно подносим его к носу. Закрыли глаза. Подняли левую руку. Смотрим на большой палец и медленно приближаем его к носу. Еще раз правой рукой и левой рукой.
Закрепление знаний.
1. Нижние отверстия одинаковых стеклянных трубок, наполненных водой, затянуты тонкой плёнкой. Какая из плёнок должна прогнуться больше всего, меньше всего?
2. В точках A,B,C,D,E.F сосуда проделаны отверстия. Из каких отверстий вода будет бить под наибольшим давлением; наименьшим давлением; одинаковыми давлениями?
3. В какой трубке плотность жидкости наибольшая; наименьшая?
4. Вычислите давление машинного масла на стенку канистры на уровне АА. Плотность машинного масла 900кг\м3.
5. Почему жидкости оказывают давление на дно и стенки сосуда?
Ответ: на молекулы жидкости действует сила притяжения к земле, в результате столб жидкости своим весом давит на дно и стенки сосуда.
6. Для чего нам нужно знать о давлении жидкости? (идет обсуждение учащихся)
7. Вообрази себя исследователем подводного мира. Могли бы вы достичь самых глубоких впадин морского дна? В каком случае?
Домашнее задание:§38, упр 15(1,2). Учебник А.В.Пёрышкин, Дрофа, Москва, 2008.