Цели:
- образовательная – повторение, обобщение и систематизация знаний по разделу «Имя Существительное»;
- развивающая – развитие речи учащихся (письменной и устной), составление предложений, текста;
- воспитательная – воспитание любви к прекрасному.
Форма: путешествие.
Ход урока
Слово учителя.
Где-то во Вселенной существует волшебное государство Лингвиния, где Язык является могущественным, храбрым королем, а Грамматика – строгой, любящей порядок королевой, у которой целая свита принцев и принцесс. Морфология – одна из принцесс этого государства, именно от нее зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Глагол, Местоимение, Числительное, Наречие, Предлог, Союз, Частица, Междометие. Каждый из слуг живет в отдельном доме. Мы с вами совершим путешествие в княжество под названием Существительное. Каждый его обитатель - волшебник, умеющий называть сущность всего, что окружает нас в мире.
Поезд уже ждет нас, но, чтобы сесть в него, нужно купить билеты, а их предлагают лишь тем, кто справится с заданием.
1) Я буду называть нарицательные существительные, а вы к ним – собственные.
Расскажите, что вы знаете о собственных именах существительных. Как они пишутся?
Город | журнал | имя |
река | собака | фамилия |
станица | поэт или писатель | газета |
озеро | книга | мультфильм |
С заданием будущие пассажиры справились. Билеты приобретены.
Внимание! Сказочный поезд отправляется.
Первая остановка-станция «Одушевленные и неодушевленные существительные».
2) Перед вами стихотворение «Разговор лесорубов». Автор его – Коненко Анатолий.
– Прочитайте стихотворение. Найдите в тексте существительные и определите, одушевленные они или нет.
Разговор лесорубов.
– Ты знаешь, завтра раскорчёвка,
Вон на столе лежит бечёвка,
– А впереди у нас ночёвка,
Тяжёлый очень труд,
Но, к сожалению, дешёвый.
– Стажёр попался непутёвый.
– А ухажёр у дочки клёвый,
Он с вечера принес печёнку,
Такую, знаешь, вот тушёнку,
И сел за стол на главном месте,
Как дирижёр сидит в оркестре.
– Слова какой орфограммы преобладают в тексте?
– Назовите словарные слова на Ё и О после шипящих? Кто больше?
Поезд отправляется дальше. Впереди станция, где живут Род и Склонение.
3) Подберите к словам противоположные по смыслу существительные, определите род. С любым из существительных составьте предложение.
- друг – враг
- ночь – день
- радость – горе
- холод – тепло
- утро – вечер
- юг – север
- свет – тьма
- добро – зло
- правда – ложь
- жизнь – смерть
- дружба – вражда
– Как называются противоположные по значению слова?
– А есть ли в русском языке существительные общего рода?
Приведите примеры.
Задира, забияка, обжора, сирота, зазнайка, непоседа, егоза, юла, растяпа, плакса.
– Что вы знаете о склонении?
4) Выпишите из стихотворения А.А. Фета «Это утро, радость эта…» по 5 существительных.
1 ряд 1 скл. Вереница, стая, птица, вода, береза, капля, слеза, ива, горя, мошка, пчела, зоря, весна.
2 ряд 2 скл. Утро, день, свет, свод, крик, говор, пух, лист, дол, зык, свист, затменье, вздох, селенье, сон, мгла.
3 ряд 3 скл. Радость, мощь, ночь, тень, дробь, трель.
Задание выполнили, поезд отправляется дальше. За окнами вагонов весна. Лес начитает просыпаться от яркого солнышка, слышно пение соловья. Какое великолепие! (Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года»).
Если не остановимся в этом лесу и не полюбуемся его красотой, то мы не увидим весну, и наш необычный поезд не сможет довести нас до сказочного государства. Остановка – пять минут.
5) Составьте небольшой рассказ из 4-5 предложений, используя существительные весна, солнце, лес, подснежник.
(Чтение работ ребят. Возможны такие стихотворные строки).
-
Улыбнулось солнце нежно,
И опять расцвел подснежник,
Вновь проснулся сонный лес,
От весны он ждет чудес. -
Вновь весна пришла к нам в лес,
Он скрывает сто чудес.
И подснежник у реки
К солнцу тянет лепестки. -
В лес весна к нам прилетела,
Засмеялась и запела.
Солнце гладит щеки нежно,
И опять расцвел подснежник. -
Весною ранней выйдешь в лес
И попадешь ты в храм чудес!
Подснежники, как звездочки,
На солнышко глядят,
Как будто очень ласково со мною говорят:
«Смотри, дружок, весна идет
И много радости несет!»
Мы отдохнули, подышали весенним воздухом, поезд отправляется, а впереди станция Падежи, там живут братья. Вы не забыли, как их зовут?
– А знаете ли вы, что кое-кто с ними не в ладах? Вот послушайте стихотворение Г. Траубина «Ленительный падеж». (Чтение стихотворения по ролям).
Спросили Лежебокина:
– А ну-ка, расскажи.
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
– В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж Творительный
Нарочно не учу:
Трудиться, а тем более
Творить, я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я.
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
– Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
– Давно придумал: Взятельный,
Грязнительный, Лежательный,
Грубительный, Ленительный,
И, наконец, Простительный!
6)
а) Вставьте пропущенные буквы и определите падеж, выделите окончания существительных.
Плыли на лодочк…
Сидит у речк…
Говорит о дождик...
Просил о помощ…
Искал до ноч…
Появились на полянк…
– Когда у существительных 1, 2 склонения пишется и (е)?
– Расскажите об особенностях склонения существительных женского рода.
б) Поставьте существительные лекция, санаторий, здание в родительном, дательном, предложном падежах.
в) На доске в виде плодов вы видите растительный мир. Расшифруйте ребусы.
Ананасы ов Апельсины Баклажаны Бананы Мандарины Помидоры Яблоки
г) Перейдем к парным предметам.
Ботинки о Валенки о Сапоги о Чулки о Носки ов Шорты о Плечи о
д) Поставьте существительное в творительном падеже, единственном числе.
Врач
Товарищ
Сердце
Малыш
Полотенце
– Когда в окончании существительных после шипящих и ц пишется -о, а когда -е?
Внимание! Сказочный поезд отправляется. На платформах будьте осторожны и внимательны. Итак, станция Число.
7) Давайте посмотрим, какие продукты вы взяли с собой в поход. Назовите имена существительные, которые употребляются только в единственном и только во множественном числе. Пополните каждый из списков.
а) Молоко, сахар, чай, кофе, ряженка, кефир, сало…
б) Консервы, макароны, шпроты, чипсы…
8) Многие умеют играть в шахматы. Какие еще настольные игры можно было бы с собой взять? В каком числе употребляются их названия.
– шашки (множественное число), нарды ( множественное число), домино (единственное число), лото (единственное число).
Мы уже все ближе и ближе прибываем к княжеству Существительное. Нам необходимо преодолеть еще одно испытание, чтобы попасть во дворец, где живет Имя Существительное.
– Произведите морфологический разбор.
В эти мартовские дни на снежной скатерти увидишь голубые тени.
Вот и открылись ворота во дворец, где нас ждет Существительное. Мы все доехали, никого не потеряли. Сказочный поезд добрался до места назначения.