Цели:
-
Образовательная:
а) расширить представления о диких зверях;
б) учиться составлять рассказы о животных;
в) расширять знания об окружающей природе и её охране. -
Развивающая:
развивать память, логическое и образное мышление и внимание. -
Воспитательная:
а) воспитывать доброе отношение к природе;
б) воспитывать у детей потребность ответственного отношения и поведения в окружающей среде.
Оборудование:
- иллюстрации с видами диких животных;
- конверты с карточками животных;
- карточка-задание.
Ход урока
I. Повторение пройденного.
Ребята, будьте внимательны….
Звучит запись голосов домашних животных: петуха, коровы, коз, птиц….
– Кто это? Чьи голоса мы услышали?
– Назовите этих животных общим словом (домашние животные)
На доску: «Домашние животные».
– Почему их так называют?
Ответы детей плакатиками на доску:
- живут рядом с человеком;
- человек кормит животных;
- ухаживает за животными;
- строит жилище;
- пользуется;
- лечит.
II. Знакомство с дикими животными
1. Целеполагание.
Учитель: Домашние животные зависят от человека, поэтому они стараются быть у него на глазах. Но есть много животных, которые живут не во дворах, а на воле – в лесах, полях, горах и умеют хорошо прятаться.
Кто они? Где искать?
Отгадайте загадки.
– На овчарку он похож,
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(Волк)
При ответе на доску вывешивается картинка животного
– Сидит на ветке, а не птица.
Есть рыжий хвост, а не лисица.
(Белка)
– Какая лошадка
Ходит в тельняшке?
(Зебра)
– С длинной шеей своей
Стал он выше всех зверей.
(Жираф)
– Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток ни одной.
(Ёж)
Кто это? Звери. Животные.
А как их можно ещё назвать?
– Назовите тему сегодняшнего урока: Дикие животные (вывешивается на доску)
–Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
2. Обратимся к учебнику стр. 7 зад. 1.
Посмотрите на рисунки, подберите названия животных к среде обитания. Какая среда обитания может быть?
Разная:
Лес: дятел,
Луг: шмель, бабочка.
Море: дельфин, камбала.
Болото: цапля, лягушка.
ВЫВОД: разные животные живут в лесах, степях, морях, воздухе. (вывешивается на доску)
3. А сейчас, ребята, мы посмотрим отрывок фильма «Дикие животные», для того чтобы познакомиться с разными группами животных
4. Физкультминутка.
Стоит в лесу избушка,
А в ней живет Петрушка.
К нему идет зверушка
Попрыгать, поиграть.
Олени, носороги,
Медведи из берлоги
Приходят друг за дружкой
Попрыгать, поиграть.
Косули, еноты,
Ежи и бегемоты
Идут после охоты
Попрыгать, поиграть.
Малиновка, овсянка,
Живая обезьянка
У всех одно и то же:
Попрыгать, поиграть!
5. Вывод: животные самые разные, живут в разных частях планеты: на земле, в воде, во льдах, в небе и образуют разные группы видов животных.
(Вывешивается плакат)
Какие группы для вас новые?
Что обозначают понятия земноводные, пресмыкающиеся?
Обратите внимание на само слово земноводные. Две стихии: земля и вода.
Приведите примеры, кто обитает одновременно и на земле, и в воде.
Кто знает, что обозначает слово пресмыкающиеся? Можно обратиться к справочнику «Моя первая книга».
Учитель: Так где живут дикие животные?
На доску: В лесах, в полях, в воде…
Учитель: Кто о них заботится?
На доску: Сами добывают пищу, находят жилище, спасаются от врагов.
6. Обратимся к учебнику стр. 7 зад. 2
и узнаем, какие животные живут в нашей местности: (работа через сигнальные карточки)
лось, лиса, заяц, суслик, белка, дятел, синица, крот
7. Зарядка для глаз.
Прилетела птичка,
Села на указку,
Постарайся вслед за ней,
Пробежаться глазками.
8. Ребята, на столе у вас конверты. Мы проделаем практическую работу. Возьмите конверт, соберите 2 изображения животных. В конверте карточка с опорными словами. Она поможет узнать, о каком животном нужно составить рассказ.
Опорные слова: Рыжая. Хвост большой и пушистый.
Рассказ.
Лисица.
Острые ушки и мордочка, роскошный хвост, раскосые глаза и хитрая ухмылка. Живут в вырытых ими самими и в чужих норах. Лисы хорошо прыгают и плавают. Охотится лиса днем и ночью, подкарауливает и делает прыжок. Излишки закапывает. Ест червей, улиток, мышей, кроликов, ягоды, птиц. Главный враг – человек.
Ещё раз обращаемся к таблице.
Ребята, о втором животном вы можете составить рассказ дома или нарисовать его.
Эти животные жители нашего леса, вы все были в лесу, правда? А как себя вели? По-разному, верно? Всю прошлую неделю вы составляли правила безопасного поведения в природе. Все ваши работы можно объединить в таблицу. Повторим правила, чтобы помочь животным и обезопасить себя.
- Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
- В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени – еще вырастет!
- Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешать!
- Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
- Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше их совсем не было.
- Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.
А что будет с животными, если человек будет себя неправильно вести?
– Да, животные могут погибнуть, их станет меньше. Так многие животные попали в Красную книгу, в которой собраны сведения о редких и исчезающих животных. Так было с бобрами. На территории нашей области находится Графский заповедник (1927 год), где охраняют диких животных. Так усилиями людей, бобров с красной страницы Красной книги перенесли на зелёную. Это говорит о том, что бобры восстановили свою численность.
III. Итог:
что мы узнали сегодня на уроке?
Так почему надо заботиться о диких животных?
Урок заканчивается чтением стихотворения Б. Заходера ПРО ВСЕХ НА СВЕТЕ
Все-все –
На свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны…
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки
Да, если мы с кем-то не очень дружны –
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
Спасибо.