Цели:
-
Образовательная:
а) расширить представления о диких зверях;
б) учиться составлять рассказы о животных;
в) расширять знания об окружающей природе и её охране. -
Развивающая:
развивать память, логическое и образное мышление и внимание. -
Воспитательная:
а) воспитывать доброе отношение к природе;
б) воспитывать у детей потребность ответственного отношения и поведения в окружающей среде.
Оборудование:
- иллюстрации с видами диких животных;

- конверты с карточками животных;

- карточка-задание.

Ход урока
I. Повторение пройденного.
Ребята, будьте внимательны….
Звучит запись голосов домашних животных: петуха, коровы, коз, птиц….
– Кто это? Чьи голоса мы услышали?
– Назовите этих животных общим словом (домашние животные)
На доску: «Домашние животные».
– Почему их так называют?
Ответы детей плакатиками на доску:
- живут рядом с человеком;
- человек кормит животных;
- ухаживает за животными;
- строит жилище;
- пользуется;
- лечит.
II. Знакомство с дикими животными
1. Целеполагание.
Учитель: Домашние животные зависят от человека, поэтому они стараются быть у него на глазах. Но есть много животных, которые живут не во дворах, а на воле – в лесах, полях, горах и умеют хорошо прятаться.
Кто они? Где искать?
Отгадайте загадки.
– На овчарку он похож,
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(Волк)
При ответе на доску вывешивается картинка животного
– Сидит на ветке, а не птица.
Есть рыжий хвост, а не лисица.
(Белка)
– Какая лошадка
Ходит в тельняшке?
(Зебра)
– С длинной шеей своей
Стал он выше всех зверей.
(Жираф)
– Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток ни одной.
(Ёж)
Кто это? Звери. Животные.
А как их можно ещё назвать?
– Назовите тему сегодняшнего урока: Дикие животные (вывешивается на доску)
–Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
2. Обратимся к учебнику стр. 7 зад. 1.
Посмотрите на рисунки, подберите названия животных к среде обитания. Какая среда обитания может быть?
Разная:
Лес: дятел,
Луг: шмель, бабочка.
Море: дельфин, камбала.
Болото: цапля, лягушка.
ВЫВОД: разные животные живут в лесах, степях, морях, воздухе. (вывешивается на доску)
3. А сейчас, ребята, мы посмотрим отрывок фильма «Дикие животные», для того чтобы познакомиться с разными группами животных
4. Физкультминутка.
Стоит в лесу избушка,
А в ней живет Петрушка.
К нему идет зверушка
Попрыгать, поиграть.
Олени, носороги,
Медведи из берлоги
Приходят друг за дружкой
Попрыгать, поиграть.
Косули, еноты,
Ежи и бегемоты
Идут после охоты
Попрыгать, поиграть.
Малиновка, овсянка,
Живая обезьянка
У всех одно и то же:
Попрыгать, поиграть!
5. Вывод: животные самые разные, живут в разных частях планеты: на земле, в воде, во льдах, в небе и образуют разные группы видов животных.
(Вывешивается плакат)
Какие группы для вас новые?
Что обозначают понятия земноводные, пресмыкающиеся?
Обратите внимание на само слово земноводные. Две стихии: земля и вода.
Приведите примеры, кто обитает одновременно и на земле, и в воде.
Кто знает, что обозначает слово пресмыкающиеся? Можно обратиться к справочнику «Моя первая книга».
Учитель: Так где живут дикие животные?
На доску: В лесах, в полях, в воде…
Учитель: Кто о них заботится?
На доску: Сами добывают пищу, находят жилище, спасаются от врагов.
6. Обратимся к учебнику стр. 7 зад. 2
и узнаем, какие животные живут в нашей местности: (работа через сигнальные карточки)
лось, лиса, заяц, суслик, белка, дятел, синица, крот
![]()
7. Зарядка для глаз.
Прилетела птичка,
Села на указку,
Постарайся вслед за ней,
Пробежаться глазками.
8. Ребята, на столе у вас конверты. Мы проделаем практическую работу. Возьмите конверт, соберите 2 изображения животных. В конверте карточка с опорными словами. Она поможет узнать, о каком животном нужно составить рассказ.
Опорные слова: Рыжая. Хвост большой и пушистый.
Рассказ.
Лисица.
Острые ушки и мордочка, роскошный хвост, раскосые глаза и хитрая ухмылка. Живут в вырытых ими самими и в чужих норах. Лисы хорошо прыгают и плавают. Охотится лиса днем и ночью, подкарауливает и делает прыжок. Излишки закапывает. Ест червей, улиток, мышей, кроликов, ягоды, птиц. Главный враг – человек.
Ещё раз обращаемся к таблице.
Ребята, о втором животном вы можете составить рассказ дома или нарисовать его.
Эти животные жители нашего леса, вы все были в лесу, правда? А как себя вели? По-разному, верно? Всю прошлую неделю вы составляли правила безопасного поведения в природе. Все ваши работы можно объединить в таблицу. Повторим правила, чтобы помочь животным и обезопасить себя.
- Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
- В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени – еще вырастет!
- Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешать!
- Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
- Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше их совсем не было.
- Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.
А что будет с животными, если человек будет себя неправильно вести?
– Да, животные могут погибнуть, их станет меньше. Так многие животные попали в Красную книгу, в которой собраны сведения о редких и исчезающих животных. Так было с бобрами. На территории нашей области находится Графский заповедник (1927 год), где охраняют диких животных. Так усилиями людей, бобров с красной страницы Красной книги перенесли на зелёную. Это говорит о том, что бобры восстановили свою численность.
III. Итог:
что мы узнали сегодня на уроке?
Так почему надо заботиться о диких животных?
Урок заканчивается чтением стихотворения Б. Заходера ПРО ВСЕХ НА СВЕТЕ
Все-все –
На свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны…
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки
Да, если мы с кем-то не очень дружны –
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
Спасибо.