Презентация урока развития речи. Тема "Музей одной картины" (Ю.М. Ракша. "Продолжение")

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: 6 класс


Цель: Показать взаимосвязь двух видов искусства - живописи и художественного слова.

Задачи:

  • научить учащихся отыскивать выразительные языковые средства для «перевода» информации с языка живописи на язык художественного слова;
  • помочь учащимся адекватно передавать глубокие зрительные впечатления через речевую деятельность;
  • показать роль композиции, образов, колорита в раскрытии идейного содержания картины;

Используемое оборудование:

  • оформленная классная доска;
  • портрет художника Ю.М. Ракши;
  • репродукция картины Ю. Ракши «Продолжение»;
  • магнитофон (запись музыкального эпизода).

Используемый материал:

  • сборники репродукций картин для 5 – 7 классов Л.М. Зельмановой и Е.Н. Колокольцева;
  • ксерокопированный материал для индивидуальной работы (см. приложение). 

Место урока в решении задач обучения, воспитания и развития:

Среди задач обучения, воспитания и развития одной из важнейших является повышение языковой культуры учащихся. Взаимодействие, сближение и взаимопроникновение отдельных дисциплин учебного процесса друг в друга открывает широкие возможности и в обогащении понятийного багажа детей, и в пробуждении детской фантазии. Эстетические переживания у детей вызывает живопись, учителю удаётся создать такую атмосферу, что у учащихся возникает желание выразить зрительные впечатления в форме высказывания, учащиеся учатся выражать свои чувства и мысли.

ПЛАН УРОКА

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Обзорная работа с альбомами репродукций картин для 5 – 7 классов «Развитие речи. Русский язык и литература» Л.М. Зельмановой и Е.Н. Колокольцева.
  3. Рассказ учителя о «Музее одной картинный».
  4. Прослушивание музыки Вивальди «Времена года». Беседа.
  5. Рассказ учителя о Ю.М. Ракше. Знакомство с картиной «Продолжение».
  6. Анализ содержания картины с использованием раздаточного материала.
  7. Обобщающее слово учителя.

Ход урока

I. – На уроках развития речи мы серьёзно работали, узнали много нового, писали и говорили о нашем родном языке, о русской культуре. Зачем? Чтобы глаза были открыты всему доброму и красивому, а наш собственный язык смог передавать мысли, чувства, наблюдения… Сочинения по картине - всегда праздник для души, потому что можно сочинять, воображать, творить… .

II. – Перелистаем альбом с репродукциями картин известных русских художников XIX – XX веков.

– С работами каких художников вы познакомились на уроках развития речи? В каких жанрах они выполнены? Илья Иванович Машков «Клубника и белый кувшин» (натюрморт) стр.9. Игорь Эммануилович Грабарь «Февральская лазурь» (пейзаж) стр.15. Константин Федорович Юон «Августовский вечер. Последний луч» (описание помещения) стр.35. Валентин Александрович Серов «Девочка с персиками» (портрет) стр.37. Дмитрий Дмитриевич Жилинский «Под старой яблоней» (синтез жанров: групповой портрет, пейзаж, натюрморт) стр.93.

III. – В городе Пензе есть «Музей одной картины». В зале 50 мест, на сцене – картина, закрытая занавесом. Посетителей встречает музыка, которая настраивает их на восприятие картины.

Эти два вида искусства – музыка и живопись – родственны своим лиризмом, образностью.

– Хотелось бы вам побывать в этом музее? Итак, мысленно переносимся в г.Пензу. Мы в «Музее одной картины».

IV. Звучит музыка Вивальди «Времена года» («Весна»).

– На какое время года настраивает вас эта музыка? Кто её автор?

V. Чтение учителем цитат (см. на классной доске).

«Картина художника – это отражение мира, а значит, и его самого. И поэтому в каждой картине ищите художника, его суть, его отражение – он здесь».
Ю.М. Ракша.

«Художник вводит нас в мир каких-то новых образов, которых прежде мы не видели, или, наоборот, в мир явлений, как будто нам знакомых, но … заставляет увидеть их совсем по – иному, с иной точки зрения».
Б. Иогансон.

Знакомьтесь! Юрий Михайлович Ракша – почти наш современник. Его жизнеописание можно было бы уложить в несколько строчек: родился в 1937 году в г.Уфе, в семье рабочих. Голодное военное детство, учёба в Московской художественной школе при художественном институте имени В.И. Сурикова, ВГИК, работа на «Мосфильме» и живопись, живопись… Он очень рано ушел из жизни – в 1980. А его картина «Продолжение» - одна из последних (1979).

Давайте посмотрим на неё. (Стр.43 Сборник репродукций картин.)

Каковы ваши первые впечатления о картине? Понравилась ли вам она? Какие мысли и чувства вызывает картина с таким замечательным названием «Продолжение»? Можно ли её назвать а) красивой? б) глубокой?

VI. Анализ содержания картины. (См. приложение.)

Послушаем мнение художника о том, чем является для него его любимая картина, его высказывание поможет понять замысел и тему этой картины.

Слово художнику: «Что же для меня картина «Продолжение»? Прежде всего – сочинение. И, как всякое сочинение, оно должно иметь свою программу. Под этим словом я понимаю полную осознанность… направленность замысла. Когда уже само название становится частью программы…» (см. на классной доске).

Беседа:

  1. Какова тема картины и её сюжет? (Тема – это то, о чём художник говорит языком красок, отбор жизненного материала).
    Тема – «Вечная красота мира: «человек и природа, мать и дочь».
  2. Как вы думаете, говорят мать с дочерью или молчат?
    Губы сомкнуты, но всё-таки… Как ещё можно говорить с любимым человеком?
    Слово художнику: «Я неизменно ищу в словах героя носителей своих идей, и поэтому вновь и вновь меня волнует момент их душевного подъёма, духовной собранности, молчаливого диалога о главном».
    (Ю.Ракша) (см. на классной доске).
  3. О чём главном могут беседовать мать и дочь, отец и сын?
    (О смысле жизни, о творчестве, о труде, о будущем материнстве, о любви, о единстве с природой и способности чувствовать её душу).
  4. В чём смыл названия картины – «Продолжение»?
    (Мать даёт физическую жизнь своему ребёнку, но для неё самое главное, чтобы дети продолжали её духовные начала – её представления о добре и неприятие зла, её чистоту).

Слово художнику:

«Дочь у меня очень похожа на жену, и для меня это продолжение течения нашей жизни… Как будто я не старею. Всё возвращается на те же круги. Красота обновления дает мне новые силы».
Ю.Ракша (см. на классной доске)

Учитель:

Но по-настоящему – содержание картины в её художественном языке: композиции, образах, колорите. А эти стороны картины мы пока ещё не затронули. Я это сделала умышленно, чтобы дать вам большую самостоятельность.

Работа по плану к описанию картины. (см. приложение, раздаточный материал).

План:

1. Композиция картины.

На первом плане мать и дочь в молчаливом диалоге; на втором плане – русский пейзаж: заливные луга с копнами сена, излучина реки, рощи, бескрайнее небо. Разомкнутая композиция, так как обе героини не в комнате, не на террасе дома, а на берегу реки.

2. Общий колорит картины.

Яркие краски (синие, голубые, зелёные, розовые, бежевые), солнечные. Вся картина пронизана радостью и светом. В ней много воздуха.

3. Изображение людей.

  1. мать (тонкий профиль лица, шапка волос с завитками на лбу, лицо одухотворённое, серьёзное, красивое, естественное; рука на плече дочери – ласковая, тёплая, но твёрдая не безвольная).
  2. дочь (нежный овал лица, пухлые губы, ниспадающие волосы, взгляд в себя, в лице тишина, гармония с собой, с мамой, с миром; за этим – богатая внутренняя жизнь, серьёзность).
  3. разговор о главном (о смысле жизни, о творчестве, о труде, о будущем материнстве, о любви, о главном законе жизни – продолжении себя в творчестве и детях, о единстве с природой и способности чувствовать её душу).

4. Изображение природы.

Обобщённое, без выписанных деталей – кустиков, веточек, листиков на деревьях…; художник как бы хочет охватить всё многообразие природы, с которой нераздельно слит человек. Пейзаж яркий, как будто промыт дождём, спокойный, величавый. Он точно выражает углублённое состояние персонажей.

5. Выводы.

  1. Смысл названия картины (вся картина – поклонение художника красоте мира).
  2. Какие чувства вызвала эта картина у тебя?

Названия картины глубоко символично. Это эстафета жизни, продолжение материнского глубокого начала в детях. Но главное – продолжение души, продолжение жизни самого художника этих так любимых им людям.

Раздумье, размышление, гармония – вот что всегда волновало автора, вот к чему он призывал зрителя.

Единство человека и природы у Ракши есть изначальное слитное «состояние гармони мира».

Учитель:

«Продолжение» - один из самых значительных и глубоких по чувству и мысли холстов. Пророческую горечь этой картины – символа, написанной художником за год до безвременной кончины, пронзительно почувствовал каждый, кто пришёл на его последнюю выставку. «Продолжение» зазвучало в тот час как реквием, как прощание с милым миром, утратившим своего певца. Картина являет нам душу самого художника, продолжает его существование на земле.

VII. Вот и закончилась наша экскурсия в «Музей одной картины». Надеюсь, что в картине Ю.М. Ракши «Продолжение» вы увидели родственную вам ситуацию, задумались о себе. Дома вам предстоит описать то, что нарисовал художник, поделиться своими впечатлениями о картине. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывает эта картина у вас? Главное в сочинении по картине – передать своё отношение к ней, найти свои слова, причём слова яркие, эмоциональные, помогающие зрительно представить то, что изобразил художник.

Ю.М. Ракша всю свою жизнь отдал любимому делу – искусству живописи. Последнее его произведение – триптих «Поле Куликово». В него он вложил всё своё мастерство, чувство горячей любви к родной земле. «Чтобы написать этот триптих, - говорил художник, - мне надо было прожить всю мою жизнь. Может, все 600 лет…». Тяжело больной, знающий, что его дни сочтены, Ю. Ракша в течении последних месяцев жизни изо дня в день вставал к мольберту… Умер он у картины с кистью в руках, но триптих свой завершил. В день его смерти, когда краски на холсте были ещё влажными, его «Поле Куликово» было отправлено на выставку «600 лет Куликовской битвы» в Третьяковскую галерею.

Ю.Ракша обладал удивительной способностью размышлять на полотне, видеть духовную связь времён. Его картина – это диалог со зрителем, и всегда диалог о главном.

Приложение 1