Цели: вторичное осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.
Тип урока: урок – сказка, закрепление знаний.
Задачи урока:
- Обучающая: повторить изученный приём сложения и вычитания двузначных чисел, основанный на поразрядном сложении и вычитании.
- Развивающая: развивать вычислительные навыки учащихся, творческие способности, развитие логического мышления, внимания, памяти.
- Воспитывающая: воспитывать заинтересованность и пытливость в процессе учения, воспитывать взаимовыручку, поддержку, коллективизм.
Оборудование:
- шкатулки с цифрами;
- рисунки с изображением камня, Змея Горыныча, злой колдуньи Карчены;
- учебник «Математика» 2 класс.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня урок математики у вас проведу я, Гульмира Салаватовна.
Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. Прежде чем мы с вами начнём наш урок , я хочу, чтобы мы улыбнулись: вы мне, а я вам; и вы друг другу и нашим гостям. Ну что, готовы начать урок? Ну вот и отлично.
Вы хороший дружный класс.
Всё получиться у нас.
2. Чистописание.
Учитель: Ребята, любите ли вы сказки?
Сегодня на уроке мы попадём с вами в сказку. Попадём с помощью волшебного числа. Какое число в сказках встречается особенно часто?
Дети: Число 3.
Учитель: Где оно встречается?
Дети: Три желания у рыбки, тридцать три богатыря, три надписи на камне, три сестры и так далее.
Учитель: Назовите мне двузначные числа, в которых есть 3 единицы и запишем эти числа. Сели правильно, пишем красиво.
Дети:13, 53, 73, 83 и т.д.
Учитель: Из ряда чисел назовите мне наименьшее число и подчеркните одной чертой, и назовите наибольшее число, подчеркните двумя чертами.
Приложение. Слайд №1.
3. Сообщение темы урока.
Учитель: Поскольку сказка у нас не простая, а математическая, мы не только будем путешествовать, но ещё повторим способ сложения и вычитания чисел, сразимся с хитрыми задачами.
4. Устный счёт.
А сейчас мы устно решим сказочные задачи.
Слайд №2
№1. Баба-Яга загадала Ивану –царевичу 10 лёгких загадок, а трудных – на 5 больше. Сколько трудных загадок загадала Баба-Яга Ивану-Царевичу? (15)
Слайд №3
№2. Белка подарила Ёжику 18 больших грибов, а маленьких – на 5 меньше. Сколько маленьких грибов подарила Белка Ёжику?
Слайд №4
№3. В мешке у Деда Мороза 8 игрушечных мишек и 20 зайчиков. На сколько меньше мишек, чем зайчиков, в мешке Деда Мороза?
Какие сказочные герои встретились вам?
Ребята! А каких сказочных героев Вы знаете ещё?
- Молодцы! И сегодня мы с вами с некоторыми героями встретимся?
Слайд №5
Учитель: Было когда-то на свете большое сильное царство. Жили в нём красивые смелые люди. Никого они не боялись, но и сами никогда ни с кем не ссорились. А всё потому, что правила ими Елена Премудрая. Очень завидовала их счастью злая колдунья Карчена. Вот и решила она погубить Елену. Заманила её к себе, заколдовала.
Слайд №6
А слугам её верным шкатулки подбросила, а над ними - знаки таинственные.
Что это за знаки? (Это числа.)
Учитель: Какие это числа?
Дети: Двузначные числа.
Учитель: Придётся нам устно поработать с двузначными числами и помочь открыть нужную шкатулку. Прочитайте числа, записанные над крышками.
Дети: 35, 33, 73, 40, 13, 23.
Учитель: Какое число лишнее? Почему?
Дети: Число 40, так как в этом числе только круглые десятки. Во всех остальных числах есть десятки и единицы.
Учитель: Открылась шкатулка с числом 40, а там письмо.
Не найти вам Елену, сколько ни старайтесь!
Расколдовать её может, волшебный цветок,
А у кого я его спрятала, вы поймёте, коли от большого
к меньшему пойдете.
Карчена.
Слайд №7
Нужно попробовать расположить числа, которые записаны над шкатулками в порядке убывания и соответственно записать буквы, которые даны с этими числами.
Запишите числа в тетрадь в строчку через клеточку.
Посадка.
На доске: 73, 35, 33, 23, 13 (выходит ученик).
Прочитайте слово, которое получилось.
У кого же спрятан волшебный цветок?
Дети: Получилось слово « Кощей», значит, цветок у него.
Учитель: Собрался верный слуга Елены Премудрой Булат – витязь в дорогу и поехал цветок добывать. Долго ли, коротко ли, а приехал витязь на развилку трёх дорог, а там камень лежит и надпись:
Кто прочитает?
«Три дороги пройдёшь - путь к Кощею найдёшь.»
Задумался Булат:
«По каждой дороге пройти – время потеряешь, а тут каждая минута дорога- пропадут без Елены на земле мудрость и красота».
5. Закрепление пройденного материала.
Учитель: Вот сей час нам пригодится все ваши знания, умения, чему вы учились на последних уроках. Проверим, как хорошо вы умеете складывать и вычитать двузначные числа.
Перед Булатом три дороги. У нас в классе парты стоят в три ряда.
Поможем витязю пройти сразу по всем дорогам.
Посадка.
Первый ряд по первой дороге пойдёт, все камушки соберёт, примеры, записанные на них сосчитает.
Запишите примеры в тетрадь в строчку, а потом проверьте друг у друга. (Один работает у доски, поставить оценку.)
У третьего ряда тропинка непростая - извилистая да крутая. Смотрите не ошибитесь в пропасть не свалитесь. (Один у доски работает оценку.)
А мы со вторым рядом по средней дорожке проследуем, своё задание сделаем.
Внимательно рассмотрите запись.
Найдите закономерность, по которому располагаются числа в ряду от камня.
Дети: Числа убывают, уменьшаются на 3.
Учитель: Запишите ряд чисел полностью (один у доски).
Дети выполняют задания.
- Что у вас получилось?
Дети: 20, 17, 14, 11, 8, 5.
Учитель: А можем мы ещё уменьшить ряд чисел на 3?
Дети: Да.
Учитель: Какое число получиться? (2) допишите.
А я посмотрю, как дела у первого и третьего ряда. Проверим, не споткнулся ли кто на тропинке.
Открываются записи учеников, работавших у доски.
Проверяем, все дороги прошли.
Молодцы, ребята, справились все с заданием.
И я предлагаю вам немного отдохнуть.
6. Физкультурная минутка.
Слайд №8
Учитель: А вот и Кощей со своим другом Змеем Горынычем нас встречают, от злости хором шипят. Говорит Кощей: «Раз ты смог до меня добраться, Булат, сможешь и задачу мою решить.
Прочитаем задачу.
На доске: В моём саду яблоня растёт с золотыми и серебряными яблоками. Золотых 25, а серебряных на 12 меньше. Сколько всего яблок?
Давайте поможем Булату решить эту задачу.
Решение записывается у доски с комментированием.
З. – 25 яб.
С. – ? на 25 меньше.
Всего – ?
- 25 - 12 = 13 (яб) – серебряных.
- 25 + 13 = 38 ( яб) – всего.
Ответ: 38 яблок. (Оценка ученику.)
А в жизни бывают золотые и серебряные яблоки?
Какую пользу приносят яблоки в реальной жизни?
Слайд №9
Мы ещё не все задачи решили. Три головы Змея Горыныча приготовили нам задания.
Задание №1. В услужении у Карчены 28 летучих мышей, а змей на 8 меньше. Сколько змей у Карчены?
Задание №2. По дороге от Карчены к Кощею бежали 9 верных её слуг карликов. Сколько карликов бежали к Кощею?
Задание №3. А третья голова предлагает задание из учебника: «Сделайте задание – цветок добудете!» с.5, № 5.
7. Самостоятельная работа (дополнительно).
Решение примеров: 10 + 5, 34 + 12, 84 – 32, 45 + 12, 32 + 22.
Слайд №10
Вот и добыли мы волшебный цветок для спасения Елены Премудрой, а заодно повторили математические операции.
8. Итог урока.
Понравилась ли вам математическая сказка?
Что нового узнали?