Урок-сказка по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел"

Разделы: Начальная школа


Цели: вторичное осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Тип урока: урок – сказка, закрепление знаний.

Задачи урока:

  1. Обучающая: повторить изученный приём сложения и вычитания двузначных чисел, основанный на поразрядном сложении и вычитании.
  2. Развивающая: развивать вычислительные навыки учащихся, творческие способности, развитие логического мышления, внимания, памяти.
  3. Воспитывающая: воспитывать заинтересованность и пытливость в процессе учения, воспитывать взаимовыручку, поддержку, коллективизм.

Оборудование:

  • шкатулки с цифрами;
  • рисунки с изображением камня, Змея Горыныча, злой колдуньи Карчены;
  • учебник «Математика» 2 класс.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня урок математики у вас проведу я, Гульмира Салаватовна.

Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. Прежде чем мы с вами начнём наш урок , я хочу, чтобы мы улыбнулись: вы мне, а я вам; и вы друг другу и нашим гостям. Ну что, готовы начать урок? Ну вот и отлично.

Вы хороший дружный класс.
Всё получиться у нас.

2. Чистописание.

Учитель: Ребята, любите ли вы сказки?

Сегодня на уроке мы попадём с вами в сказку. Попадём с помощью волшебного числа. Какое число в сказках встречается особенно часто?

Дети: Число 3.

Учитель: Где оно встречается?

Дети: Три желания у рыбки, тридцать три богатыря, три надписи на камне, три сестры и так далее.

Учитель: Назовите мне двузначные числа, в которых есть 3 единицы и запишем эти числа. Сели правильно, пишем красиво.

Дети:13, 53, 73, 83 и т.д.

Учитель: Из ряда чисел назовите мне наименьшее число и подчеркните одной чертой, и назовите наибольшее число, подчеркните двумя чертами.

Приложение. Слайд №1.

3. Сообщение темы урока.

Учитель: Поскольку сказка у нас не простая, а математическая, мы не только будем путешествовать, но ещё повторим способ сложения и вычитания чисел, сразимся с хитрыми задачами.

4. Устный счёт.

А сейчас мы устно решим сказочные задачи.

Слайд №2

№1. Баба-Яга загадала Ивану –царевичу 10 лёгких загадок, а трудных – на 5 больше. Сколько трудных загадок загадала Баба-Яга Ивану-Царевичу? (15)

Слайд №3

№2. Белка подарила Ёжику 18 больших грибов, а маленьких – на 5 меньше. Сколько маленьких грибов подарила Белка Ёжику?

Слайд №4

№3. В мешке у Деда Мороза 8 игрушечных мишек и 20 зайчиков. На сколько меньше мишек, чем зайчиков, в мешке Деда Мороза?

Какие сказочные герои встретились вам?

Ребята! А каких сказочных героев Вы знаете ещё?

- Молодцы! И сегодня мы с вами с некоторыми героями встретимся?

Слайд №5

Учитель: Было когда-то на свете большое сильное царство. Жили в нём красивые смелые люди. Никого они не боялись, но и сами никогда ни с кем не ссорились. А всё потому, что правила ими Елена Премудрая. Очень завидовала их счастью злая колдунья Карчена. Вот и решила она погубить Елену. Заманила её к себе, заколдовала.

Слайд №6

А слугам её верным шкатулки подбросила, а над ними - знаки таинственные.

Что это за знаки? (Это числа.)

Учитель: Какие это числа?

Дети: Двузначные числа.

Учитель: Придётся нам устно поработать с двузначными числами и помочь открыть нужную шкатулку. Прочитайте числа, записанные над крышками.

Дети: 35, 33, 73, 40, 13, 23.

Учитель: Какое число лишнее? Почему?

Дети: Число 40, так как в этом числе только круглые десятки. Во всех остальных числах есть десятки и единицы.

Учитель: Открылась шкатулка с числом 40, а там письмо.

Не найти вам Елену, сколько ни старайтесь!
Расколдовать её может, волшебный цветок,
А у кого я его спрятала, вы поймёте, коли от большого к меньшему пойдете.
Карчена.

Слайд №7

Нужно попробовать расположить числа, которые записаны над шкатулками в порядке убывания и соответственно записать буквы, которые даны с этими числами.

Запишите числа в тетрадь в строчку через клеточку.

Посадка.

На доске: 73, 35, 33, 23, 13 (выходит ученик).

Прочитайте слово, которое получилось.

У кого же спрятан волшебный цветок?

Дети: Получилось слово « Кощей», значит, цветок у него.

Учитель: Собрался верный слуга Елены Премудрой Булат – витязь в дорогу и поехал цветок добывать. Долго ли, коротко ли, а приехал витязь на развилку трёх дорог, а там камень лежит и надпись:

Кто прочитает?

«Три дороги пройдёшь - путь к Кощею найдёшь.»

Задумался Булат:

«По каждой дороге пройти – время потеряешь, а тут каждая минута дорога- пропадут без Елены на земле мудрость и красота».

5. Закрепление пройденного материала.

Учитель: Вот сей час нам пригодится все ваши знания, умения, чему вы учились на последних уроках. Проверим, как хорошо вы умеете складывать и вычитать двузначные числа.

Перед Булатом три дороги. У нас в классе парты стоят в три ряда.

Поможем витязю пройти сразу по всем дорогам.

Посадка.

Первый ряд по первой дороге пойдёт, все камушки соберёт, примеры, записанные на них сосчитает.

Запишите примеры в тетрадь в строчку, а потом проверьте друг у друга. (Один работает у доски, поставить оценку.)

У третьего ряда тропинка непростая - извилистая да крутая. Смотрите не ошибитесь в пропасть не свалитесь. (Один у доски работает оценку.)

А мы со вторым рядом по средней дорожке проследуем, своё задание сделаем.

Внимательно рассмотрите запись.

Найдите закономерность, по которому располагаются числа в ряду от камня.

Дети: Числа убывают, уменьшаются на 3.

Учитель: Запишите ряд чисел полностью (один у доски).

Дети выполняют задания.

- Что у вас получилось?

Дети: 20, 17, 14, 11, 8, 5.

Учитель: А можем мы ещё уменьшить ряд чисел на 3?

Дети: Да.

Учитель: Какое число получиться? (2) допишите.

А я посмотрю, как дела у первого и третьего ряда. Проверим, не споткнулся ли кто на тропинке.

Открываются записи учеников, работавших у доски.

Проверяем, все дороги прошли.

Молодцы, ребята, справились все с заданием.

И я предлагаю вам немного отдохнуть.

6. Физкультурная минутка.

Слайд №8

Учитель: А вот и Кощей со своим другом Змеем Горынычем нас встречают, от злости хором шипят. Говорит Кощей: «Раз ты смог до меня добраться, Булат, сможешь и задачу мою решить.

Прочитаем задачу.

На доске: В моём саду яблоня растёт с золотыми и серебряными яблоками. Золотых 25, а серебряных на 12 меньше. Сколько всего яблок?

Давайте поможем Булату решить эту задачу.

Решение записывается у доски с комментированием.

З. – 25 яб.

С. – ? на 25 меньше.

Всего – ?

  1. 25 - 12 = 13 (яб) – серебряных.
  2. 25 + 13 = 38 ( яб) – всего.

Ответ: 38 яблок. (Оценка ученику.)

А в жизни бывают золотые и серебряные яблоки?

Какую пользу приносят яблоки в реальной жизни?

Слайд №9

Мы ещё не все задачи решили. Три головы Змея Горыныча приготовили нам задания.

Задание №1. В услужении у Карчены 28 летучих мышей, а змей на 8 меньше. Сколько змей у Карчены?

Задание №2. По дороге от Карчены к Кощею бежали 9 верных её слуг карликов. Сколько карликов бежали к Кощею?

Задание №3. А третья голова предлагает задание из учебника: «Сделайте задание – цветок добудете!» с.5, № 5.

7. Самостоятельная работа (дополнительно).

Решение примеров: 10 + 5, 34 + 12, 84 – 32, 45 + 12, 32 + 22.

Слайд №10

Вот и добыли мы волшебный цветок для спасения Елены Премудрой, а заодно повторили математические операции.

8. Итог урока.

Понравилась ли вам математическая сказка?

Что нового узнали?

Приложение