Цели:
- Обобщить знания о шипящих звуках.
- Формировать умение правильно писать слова с шипящими звуками (в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу).
- Формировать ценностные ориентации по направлению «Я и окружающие люди».
- Воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование:
- Интреактивная доска.
- Карточки с сигналами светофора у каждого ученика.
Ход урока
1. Организация класса на работу.
2. Сообщение темы урока.
– Ребята, вы любите путешествовать?
– На каком виде транспорта можно путешествовать?
Сегодня мы отправляемся в путешествие по городу шипящих звуков.
– Какие шипящие вы знаете?
– Какой вид транспорта содержит в названии шипящий звук в середине слова? (Машина.)
– Как зовут тех, кто едет в транспорте? (Пассажиры.)
– Готовы? Итак, мы едет на машине по городу шипящих звуков. (Слайд № 1)
3. Актуализация знаний по теме «Шипящие звуки». Остановка «Светофор»
(Слайд № 2)
– Что мы видим на нашем пути? (Светофор.)
– Для чего необходим светофор? (Он регулирует движение на дороге.)
– Наш светофор пропускает только шипящие звуки.
– Какие шипящие звуки мы знаем? (Ч, Щ, Ш, Ж.)
– Какие из них всегда твердые? (Ж, Ш.)
– Назовите мягкие шипящие. (Ч, Щ.)
Игра «Угадай шипящий звук»
– Я буду произносить слова, если в них есть шипящий звук, вы показываете зеленый сигнал светофора, если шипящего в слове не, вы поднимаете красный сигнал.
Чернила, час, зовет, журнал, широкий, жара, звонок, сосна, шутка.
4. Чистописание. Остановка «Пешеходный переход» (Слайд № 3)
– Что за зебра поперек дороги каждый раз ложится? (Ответы детей.)
Чтоб в больницу нам не угодить, нужно лишь по ней переходить.
– Какие правила написания гласных после шипящих мы знаем? (жи-ши, ча-ща, чу-щу.)
– Составим зебру из этих правил
Жи // ши // ча // ща // чу // щу //
– Эта зебра пропускает через дорогу слова – отгадки на мои загадки.
(Слова дети записывают в тетрадь.)
Сами крошки, боятся кошки,
Под полом живут, все туда несут. (Мыши.)
Небольшой лес, состоящий в основном из берез. (Роща.)
Хищная рыба с острыми зубами. (Щука.)
Не сердятся, а усами ворочают.
Идут, а с места не сдвинутся. (Часы.)
– А теперь, ребята, обменяйтесь тетрадями и проверьте, как правильно вы записали эти слова. (Проходит взаимопроверка работ в парах.) (Слайд № 4)
5. Закрепление знаний о правописании гласных после шипящих. Остановка «Перекресток» (Слайд № 5)
– Ребята, кто из вас знает, что это за знак? (Перекресток.)
Попав в большой и шумный город,
Я растерялся и пропал.
Не знал законов я дороги –
Чуть под машину не попал.
Ребята, вы мне помогите
И, если можно, расскажите,
Дорогу как переходить,
Чтоб под трамвай не угодить.
Посмотрите на слайд. Можно ли это назвать предложениями?
Составьте предложения, соединив нужные части.
На машину надейся | там машины стоят |
Не спеши языком | чистоту и смазку |
Торопись делом. |
Дети работают в парах. Проверка написанного проводится на слайдах. (Слайд № 6)
6. Физминутка «Переходим дорогу вместе с Незнайкой»
Ты налево повернись,
Другу рядом улыбнись,
Топни правою ногой –
Раз, два, три.
Топни левою ногой –
Раз, два, три.
Покачай головой.
Чтоб мостовую перейти,
Взгляни налево.
Нет машины – тогда шагай до середины.
Потом направо погляди.
Машины нет – переходи.
7. Закрепление изученного. Остановка «Железнодорожный переезд» (Слайд № 7)
Вот так знак! Глазам не верю!
Для чего здесь батарея?
Оказалось, этот знак
Говорит шоферу так:
– Здесь шлагбаум, переезд,
Подожди, пройдет экспресс!
В экспрессе везут почту, в которой есть письмо Незнайки.
Летом я со своей сабакой булькой был на даче. Дачя была у леса. Утром я пошел на речьку. Над водой кружилась чяйка. Я поймал щюку и два лещя. (Слайд № 8)
– Правильно ли написал Незнайка?
– Исправьте ошибки и запишите любые два предложения по выбору.
– Почему Незнайка допустил столько ошибок?
– Зачем нужно быть внимательным?
8. Самостоятельная работа. Знак «Осторожно, дети!»
Впереди на дороге знак, который призывает водителя быть внимательным. (Слайд № 9)
– Как называется этот знак?
Замените выделенные буквы в словах буквами, указанными в скобках.
Запишите полученные слова, но будьте внимательными, т.к. замена не всегда возможна.
Иду (щ), сыр (ж), пилят (щ), люки (щ), малина (ш), пила (щ). (Слайд № 10)
– Какие слова вы записали?
9. Итог урока.
– Вот и закончилось наше путешествие.
– Какие правила мы повторили?
– Чему еще научились?