Цели:
- Провести педагогический практикум для родителей по воспитанию учащихся через разнообразные формы работы;
- Определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»;
- Затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее, гуманное отношение к святым понятиям «Родина», «Отечество».
Оформление:
плакаты на доске:
- «А что такое гражданин?
Отечества достойный сын»
Н.А. Некрасов; - Государственная символика РФ.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Ход занятия
Кл. рук.: Здравствуйте, сегодня 19 декабря. Давайте заглянем в лабораторию совместной деятельности классного руководителя и родителей по воспитанию учащихся 8 класса. Что означает слово «лаборатория»? Лаборатория в переводе с латинского языка – работаю, учреждение или отдел, проводящее научно-производственные контрольные эксперименты или учебные занятия.
В результате совместной деятельности мы должны:
- Вывести формулу гражданственности, в понимании взрослого и ребенка;
- Подвести итог нашей работе в гражданско-правовом воспитании и вместе прийти к выражению, ставшему темой занятия ««Мы – граждане России».
Попытаемся вместе ответить на вопрос: «Что такое Родина?»
ВЫВЕСИТЬ ЛИСТОК «ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ» =
Звучит минусовка песни «С чего начинается Родина?»
Кл. рук.:
Кл. рук: Я думаю, что выполучили исчерпывающий ответ на заданный вопрос. Сейчас для нашей страны наступили не самые легкие времена. И немало людей в разговоре о России используют слова: В этой стране… Смысл таков: разве может быть в этой стране что-нибудь хорошее?! Тут и пренебрежение, и высокомерие. И чувство собственного величия и достоинства. Ведь произнося эти слова человек намекает, что в другой-то стране он бы .. Мол, я такой выдающийся, а вот страна подкачала.
Королевством кривых зеркал
Назвала бы я наше время.
Вся страна – как большой вокзал,
А терпенье людей из кремня:…
Так видит сегодняшнюю Россию коломенская поэтесса Н. Евстигнеева.
Да, история России сложна, часто страшна и жестока, но почему мы так быстро забыли о том, как противостояли ей наши отцы и деды, как не смотря ни на что смогли сохранить Россию, ее дух, ее народ, доказать всем, что даже в самые трудные времена, мы способны быть первыми, благодаря великой духовной силе, огромной воле, мужеству и терпению.
Что случилось с нами, что произошло? На протяжении тысячелетней истории России большинство людей проживавших в этой стране и в смутные, и в хорошие времена, гордились своей принадлежностью к ней.
сказал:
Каждый выбирает по себе
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку
Каждый выбирает по себе…
В начале прошлого века кумирами молодежи были пионеры, Тимур и его команда, люди – молодые и энергичные, несущие положительную энергетику, пользу стране и окружающим людям.
Практическое задание № 1.
? Поразмышляйте: кого в настоящее время можно назвать героем нашего времени?
Ученики и родители дают ответы.
Кл. рук.: Почему сегодня молодежь выбирает в свои герои Децела, Шуру, Машу Распутину, ... Почему им рукоплещет народ? Разве это те, чем может и должна гордиться наша страна? Разве это есть та вершина, к которой надо стремиться? ...Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это – Гражданин.
Практическое задание № 2.
? 1. Как вы понимаете, что такое гражданин?
Ученик: В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова, гражданин – это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.
? 2. Приведите примеры высокой гражданственности, которую в трудные для страны минуты показывали миллионы россиян.
Кл. рук.: Россия лучшим своим гражданам ставит памятники. В Москве на Красной площади памятник Минину и Пожарскому с надписью "Благодарная Россия - Гражданину Минину и князю Пожарскому.
(Диск, фильм о Красной площади)
Кл. рук.: Я уверена, что «Быть гражданином» – это не просто запись в паспорте, это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на её процветание.
Практическое задание № 3.
?? - А теперь я прошу родителей выразить своё отношение к позиции «Быть гражданином».
Кл. рук.: XX век обнаружил, что человек может быть и духовно смертным. Замена высшего смысла существования достижением благополучия, счастья – потреблением, высших идеалов – практицизмом, духовности – сухим рационализмом – вот реальный путь деградации личности, ибо без нравственных начал неизбежно одичание, оскудение, неуважение к себе, неуважение к другим, к своей стране.
Практическое задание № 4
?? – Объясните, что такое гражданский долг?
А теперь слово нашим детям.
Так жить нельзя. И все же мы живем.
И каждый день приходит с новой вестью,
Что где-то погибает водоем,
Изводятся народы кровной местью...
Что в голоде повинна саранча
И новый вирус вышел из подполья,
Что после неудачного мяча
Кипела битва на футбольном поле...
Нельзя так жить, когда горят леса,
И глупость называется стихией.
Была во славе русская коса,
А нынче дух распутства над Россией.
Нельзя так жить, когда метут метлой,
Как мусор, трупы с мраморных ступеней.
Что стало с нами и со всей страной?
Ужели не поднимемся с коленей?
Ребенок плачет. Завтра он умрет.
И трупик его выметут бесслезно.
Очнись, великий Русский мой народ!
Так жить нельзя! Очнись пока не поздно!
Кл. рук.: Никто кроме нас самих не наведет порядок в нашем доме в нашей стране. Потому, что мы – граждане России.
Кл. рук: А теперь попробуем вывести формулу гражданственности, опираясь на практические занятия.
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ = . . .
ПРЕЗЕНТАЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКЕ.
Рефлексия.