Цель: расширить кругозор учащихся, предоставить им возможность применить знания, полученные во время уроков и работы с дополнительной литературой, в нетрадиционной обстановке; сформировать умения учащихся работать в команде; развивать их познавательную активность в овладении историческими знаниями; воспитывать коллективизм и ответственное отношение к работе.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: игра «Брэйн-ринг».
Структура урока
- Организационный момент…2 мин.
- Игра «Брэйн - ринг»… 35 мин.
- Итоги урока…6 мин.
- Домашнее задание …2 мин.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Игра «Брэйн – ринг.
1. Знакомство с правилами игры.
Методические рекомендации.
Учащиеся были заранее проинформированы о проведении игры и ознакомлены со списком литературы. Учащиеся делятся на четыре команды. Каждая из них выбирает капитана, который руководит подготовкой команды к игре. Объявляется тема игры. Назначается помощник для заполнения таблицы результатов.
Правила игры.
- Брэйн-ринг проводится в один тур.
- Каждая из четырех команд играет со всеми остальными, то есть состоится 6 раундов (I-II, I-III, I-IV, II-III, II-IV, III-IV).
- Каждый раунд включает три вопроса разной степени сложности, которые оцениваются следующим образом: 1-й вопрос – 1 балл, 2-й – 2 балла, 3-й – 3 балла.
- Сумма баллов, полученных командой за каждый раунд, заносится в «Таблицу результатов» и демонстрируется на табло. Приложение 1
- Место, занятое командой по результатам игры, определяет оценку за урок.
- Капитан оценивает участие каждого игрока команды
2. Распределение заданий.
Раунд 1.
Задания.
1) О каком событии идет речь? Когда оно произошло?
На дверях церкви в Виттенберге был помещен список, содержащий 95 пунктов, которые обличали римско-католическую церковь и её священнослужителей.
2) О каком направлении в философии, науке, культуре идет речь?
Это идейное течение было направлено против феодальных порядков. Его представители пытались просветить народ и увлечь его на борьбу за новое, буржуазное устройство общества.
3) О каком историческом деятеле идет речь?
Он завершил создание новой картины мира, открытые им законы носили универсальный характер – их можно было применить к любому явлению. За заслуги в развитии науки восхищенные современники избрали его членом Королевского общества. Он стал академиком, не достигнув еще и 30 лет.
Ответы.
- Реформация; 1517 год.
- Эпоха Просвещения
- И. Ньютон
Раунд 2.
Задания.
1) Как назывался документ, в каком году он был принят?
Конгресс в Филадельфии принял документ, который провозглашал равенство всех людей в правах и идею власти народа.
2) О каком государстве идет речь?
Семь провинций заключили военно-политический союз против Испании, через несколько лет войны они провозгласили о создании этого государства .
3) О каком историческом деятеле идет речь?
Он разработал учение о разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную. Политическим идеалом мыслителя была конституционная монархия по образцу английской.
Ответы.
- Декларация независимости США; 4 июля 1776 г.
- Республика Соединенных провинций (Голландия).
- Шарль Луи де Секонда, барон де Монтескье.
Раунд 3.
Задания.
1) О каком событии идет речь? Когда оно произошло?
Вооруженная парижская толпа осадила тюрьму, являвшуюся символом королевского произвола. Гарнизону крепости было предложено капитулировать.
2) О каком государстве идет речь?
Это государство первым в Европе установило конституционную парламентскую монархию в конце XVII века.
3) О каком историческом деятеле идет речь?
Это был человек проницательного ума и сильной воли, отважный, строгий к себе, не падавший духом в дни самых тяжелых поражений. Характерно, что, став главнокомандующим, он отказался от жалованья на все годы войны.
Ответы.
- Штурм Бастилии в Париже; 14 июля 1789 г.
- Англия.
- Дж. Вашингтон
Раунд 4.
Задания.
1) О каком событии идет речь? Когда оно произошло?
Стране грозила потеря независимости. Богатые люди на свои деньги снаряжали суда, горожане записывались в отряды добровольцев для отражения испанского десанта. Королева верхом на лошади объезжала войска, обещая победить или умереть со своим народом.
2) О ком идет речь?
Этот политический деятель восемнадцать лет управлял государством и, как он считал, приняв государство «умирающим», оставил его «торжествующим». После него осталось «Политическое завещание».
3) Как звали этого человека? Как назывался орден, и в каком году он был создан?
Этот испанский дворянин служил офицером, получил тяжелое ранение и решил посвятить себя служению Богу и борьбе с еретиками. С несколькими единомышленниками основал новый орден, девизом которого были слова: «Всё во славу Бога!».
Ответы.
- Разгром Непобедимой Армады, 1588 год.
- Кардинал Ришелье, первый министр Людовика XIII
- Игнатий Лойола; основал орден иезуитов в 1537 г.
Раунд 5.
Задания.
1) О каком событии идет речь? Когда оно произошло?
Резня началась в Париже в ночь перед праздником и продолжалась три дня. Спасения не было нигде. Затем бойня перекинулась в провинцию. Всего было убито до 30 тыс. человек.
2) Как называлась эта политика, в каких странах она проводилась?
Эта политика была вызвана желанием властей предотвратить вторжение европейцев в страну и стремлением сохранить нетронутые старые традиции и феодальные порядки.
3) Как звали этого человека и какую церковь он основал?
Один из сторонников Реформации утверждал, что надо усердно трудиться ради накопления богатств. Кто разбогател, тот «Божий избранник», ему обеспечена дорога в рай; если же человек терпит убытки и неудачи в делах, значит, Бог обрёк его на адские муки.
Ответы.
- Варфоломеевская ночь; 24 августа 1572 г.
- Политика «закрытия»; Китай и Япония.
- Жан Кальвин; кальвинистская церковь.
Раунд 6.
Задания.
1) О каком событии идет речь? Когда оно произошло?
Это была первая общеевропейская война, поскольку в ней участвовали почти все страны Европы, объединенные в две мощные коалиции.
2) О каком периоде в развитии европейской культуры идет речь?
Это эпоха в истории развития европейских народов в XIV – XVI вв., связанная с подъемом искусства, литературы, науки. Основными принципами культуры данной эпохи были гуманизм и реализм.
3) О каком историческом деятеле идет речь?
Когда началась революция, ему было 20 лет. Перед ним, корсиканцем, человеком без денег и без связей, революция открыла возможность проявить себя благодаря своим талантам. После побед в Италии и Египетского похода он стал национальным героем.
Ответы.
- Тридцатилетняя война; 1618-1648 гг.
- Эпоха Возрождения.
- Наполеон Бонапарт.
III. Итоги урока
Учитель объявляет победителей игры «Брэйн-ринг», анализируются допущенные ошибки. Капитаны оценивают работу каждого участника команды. Выставляются итоговые оценки за урок. В заключении можно обратить внимание учащихся на ключевые моменты изученного раздела Всемирной истории.
IV. Домашнее задание
Составить кроссворд по темам истории Нового времени или написать эссе «Интересная личность Нового времени».