Психологическое занятие "Я, снова я и…" (для 8–9-го классов)

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: учащиеся получают представление о том, что такое социальная роль, получают опыт анализа своего и чужого поведения в той или иной роли; подростки получают представление о том, как человек складывает представлении о другом, что на это представление влияет, и получают объективное мнение (результаты теста) для анализа собственного «Я» в глазах других.      

Форма: беседа-рассуждение с элементами тренинга

Оборудование: возможность демонстрации фильма (проектор, компьютер, колонки), фрагменты фильмы «Служебный роман», полоски бумаги (по количеству учащихся), аудиовоспроизводящие устройства, приятная музыка, ножницы (в достатке), бланки для тестов, тест «Каким я выгляжу в глазах других», доска, мел.

Продолжительность: от 45 минут.

Ход занятия.

1. Ввод в психологическое занятие

(ритуал приветствия или любое другое нестандартное начало). К положению детей за ученическими партами очень подходит «Здравствуй, сосед»: учащиеся по команде поворачиваются к соседям справа/слева/впереди/позади и приветствуют: «Здравствуй, сосед справа/слева/впереди/позади».

2. Упражнение-разогрев «Великолепная Виктория»

Каждый тренинг, даже с теми участниками, кто учится друг с другом не один год, начинается со знакомства, потому что тренинг – это особая встреча, у которой есть свои правила. Учащиеся называют свое имя (ту форму, которая им нравится) и качество своего характера на первую букву своего имени.

3. Подведение к теме.

Психолог рассказывает ребятам стихотворение Николая Заблоцкого [2]:

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь, -
На самом деле то, что именуют мной,
Не я один. Нас много – я живой.

Как вы понимаете это стихотворение? Что хотел сказать автор?

(Учащиеся подходят к тому, что проявления каждого человека многогранны)

4. Основная часть.

  • Упражнение «Сколько меня?» [2]

Лист складывается в несколько раз, после чего вырезается силуэт одного человека, развернув который учащиеся получат несколько, каждый из которых необходимо представить в виде одной из ролей, исполняемых учащимся. Затем предлагается каждую роль снабдить необходимыми атрибутами, красками и т.п.     

  • Размышление «Сходство и различие меня в разных ролях и почему» (ребятам предлагается подумать, почему люди играют разные роли, это хорошо или плохо, почему каждая роль не похожа на остальные или почему некоторые люди ведут себя одинаково?)
  • Учащимся предлагается история героини из к\ф «Служебный роман»

Для занятия требуются фрагменты фильма, характеризующие различные роли, в которых предстает главная героиня фильма – здесь http://webfile.ru/4260959 можно скачать архив с необходимыми сюжетами. Это необязательно, достаточно просто отматывать фильм на нужные отрывки.

1. «Наша мымра».

После просмотра можно обратиться к учащимся с вопросом о том, известен ли им этот фильм, как зовут режиссера – к теме это не относится, но знать это будет нелишним. Этот отрывок знакомит учащихся с товарищем Калугиной. Какое впечатление она производит своим внешним видом, походкой, мимикой? Кто она? Как вы думаете, какой у нее характер?

Просмотр следующих частей следует сопровождать заполнением таблицы, в которой кратко фиксируются ответы учащихся о героине:

Директор Женщина ?
     

2. «Директор».

Анализ этого отрывка состоит в акцентировании на мнении о Калугиной ее подчиненных, как они ее воспринимают, какие чувства к ней испытывают, почему?

3. «Исповедь».

Данный сюжет показывает, что под маской жесткого руководителя скрывается одинокая и несчастная женщина. Изменилось ли ваше мнение о ней (в сравнении с первым впечатлением)?

В этом месте стоит кратко пересказать дальнейший ход событий (можно обратиться к тем ребятам, кто знает фильм и сможет рассказать одноклассникам) и предложить ребятам увидеть потрясающую метаморфозу.

4. «Красавица», отрывок, в котором все статистическое учреждение не верит глазам, изумляется, восхищается, глядя на «новую» начальницу…

В последней графе учащиеся сами должны дать название последней социальной роли Калугиной. Так, учащиеся 9-го класса предложили «Влюбленная женщина», 8-го – «счастливая женщина». \

Итак, теперь посмотрим на таблицу. Какой видят окружающие Людмилу Прокопьевну? Какая она на самом деле? Почему так происходит? Это хорошо или плохо?

Таким образом, беседа, проходящая по вышеуказанному примерному плану, плавно перетекает к вопросу: а мы знаем, как мы нас воспринимают окружающие?

  • Тест «Каким я выгляжу с глазах других?» (Приложение)          

После теста можно провести обсуждение результатов, кто удивлен, кто обрадован, кто недоволен (и почему); можно предложить ребятам в свободное время протестировать родных и знакомых и сопоставить сове мнение с результатами теста.

5. Заключение (рефлексия прошедшего занятия).

Обычно тренинг, ребята, заканчивается тем, что каждый высказывает то, что у него сейчас на душе, те мысли, на которое его натолкнуло занятие, то, какие эмоции он сейчас испытывает и всё-всё, чтобы он хотел сказать другим и себе. Сейчас каждый из нас поделится своим впечатлением от прошедшей встречи. С последним высказыванием закончится и наше сегодняшнее занятие.

Использованная литература:

  1. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников: Учебное пособие для вузов – М: Академия, 2002 г.
  2. Родионов В. Я и другие (тренинг социальных навыков). – Москва: Академия развития. – 2001 г.