Цели урока:
- Отработка навыка сложения и вычитания десятичных дробей;
- Развитие логического мышления, математической речи;
- расширение знаний учащихся об окружающем их мире.
План урока:
- Логическое упражнение.
- Сообщение темы урока.
- Математический диктант.
- Самостоятельная работа по отработке навыков сложения и вычитания десятичных дробей.
- Решение примеров.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Логическое упражнение.
Подберите нужное слово:
- Слагаемое – сумма;
- Уменьшаемое – …;
- Вычитаемое – …;
- Вычитание – …;
- Произведение – …;
- Разность – …
II. Сообщение темы урока.
III. Математический диктант.
- Число 6,5 увеличьте на 0,1.
- К числу 6,555 прибавьте 0,1.
- Число 6,5 уменьшите на 0,1.
- Из числа 6,55 вычтите 0,1.
- На сколько число 0,99 меньше 1?
- решите уравнение:
а) х + 4,5 = 9,6;
б) х – 2,12 = 5,4.
IV. Самостоятельная работа по отработке навыков сложения и вычитания десятичных дробей.
Выполнив задания к карточкам 1-5, ребята узнают о мхах и лишайниках, растущих в нашей местности.
В результате работы с карточками на доске должны появиться названия следующих растений: андрея, вудсия, вейник, кладония, пухонос.
А теперь узнаем, что это за растения и каковы их свойства.
- Андрея наскальная. Относится к мохообразным. Мхи – особый отдел царства растений, включающий около 25 тысяч видов, распространённых практически по всему земному шару, за исключением морей, солёных озёр и засоленных почв. Мхи – невысокие растения, они возникли на Земле около 300 млн. лет назад. Сочетание большой влагоёмкости мхов и их бактерицидности позволило использовать их в медицине в качестве прекрасного перевязочного материала. Можно их применять и как великолепный теплоизолятор. Велико значение зелёного мохового крова в наших северных районах, где он служит естественной защитой от протаивания вечной мерзлоты. А тем самым от катастрофических процессов образования оврагов и оползней, разрушающих хрупкую природу нашего Севера.
- Вудсия. Представитель папоротниковых растений. Она растёт на скалистых местах и каменистых обломков, с плотным корневищем, на конце которого в течение ряда лет сохраняется плотная «щётка» из засохших черенков отмерших листьев. Листья, зимующие в зелёном состоянии, покрыты многочисленными смолистыми желёзками, источающими приятный запах, особенно сильный в тёплые солнечные дни.
- Вейник. Представитель семейства злаков. Он широко распространён по всей Арктике и далеко проникает на север. Он хорошо поедается оленями.
- Кладония. Лишайники занимают большое место в растительных сообществах лесной, лесо-тундровой и тундровой зоны. В тундре лишайники являются основным кормом северных оленей, недаром широко представленные здесь кладонии называют «оленьим мхом» или ягелем. Лишайники очень чувствительны к загрязнениям атмосферы и погибают при высоком содержании в воздухе вредных веществ.
- Пухонос. Относится к семейству осоковых. На Севере России известно 103 вида осок. Многие виды играют выдающуюся роль в растительном покрове Севера, преобладая во многих растительных сообществах в разных экологических условиях. Отдельные виды занесены в Красную книгу России. Как правило, народы Севера не различают отдельных видов осок, а используют их для подстилки, а также как топливо для костра.
Вспомним, что говорил поэт А. Яшин:
«И конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем».
Давайте любить и охранять нашу природу и стараться узнать о ней как можно больше.
V. Решение примеров.
Восстановите в записи примера запятые:
- 48 + 22 =7
- 1 + 308 = 408
- 12 + 92 = 212
- 945 – 545 = 4
- 53 – 17 =513
VI. Подведение итогов.
VII. Домашнее задание.
Составьте для лото 12 примеров (6 + 6) на сложение и вычитание десятичных дробей.