Сценарий информационно-занимательного мероприятия "Семь раз измерь…"

Разделы: Внеклассная работа


Цель мероприятия: сформировать у учащихся представление о метрологии.

Задачи:

Образовательная:

  • совершенствовать учебно - познавательные компетентности учащихся общеобразовательной направленности;
  • использовать межпредметные связи по технологии, истории, математике, (пропедевтические знания по физике)

Развивающая:

  • развивать умения анализировать и систематизировать учебный материал для его практического использования;
  • продолжить развитие коммуникативных способностей учащихся.

Воспитательная:

  • формировать интерес к изучаемой теме через различные формы работы;
  • формирование учебно - интеллектуальных умения;

Оборудование: Раньше для демонстрации видеоматериалов использовались: киноаппарат «Украина» или «Радуга», диапроектор «ЛЭТИ 60» и видеомагнитофон. Сейчас кадры диафильма сфотографированы с помощью цифрового фотоаппарата, мультфильм и фрагмент из «Ералаша» тоже в цифровом формате, поэтому используется только компьютер и проектор.

1 ведущий: «Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать Вас! Сегодня вы узнаете много интересной информации на очень важную тему.

2 ведущий: Каждый из Вас много раз в день проводит различные измерения. Какие? (Ответы)

Задумывались ли Вы: зачем мы проводим измерения, что положено в основу этого процесса? И самое интересное – как люди научились измерять?

1 ведущий: Давайте представим первобытного человека, который захотел измерить размеры своей пещеры, затем сравнить их с размерами пещеры соседа. Зачем это ему понадобилось? Возможно для справедливого обмена!»

Разыгрывается сценка: два первобытных человека, издавая нечленораздельные звуки, меряют «пещеру». Один делает это короткой дубинкой, другой – обломком длинной ветки. По поведению древних людей становится понятно, что они согласия не нашли.

2 ведущий: «Как Вы думаете, ребята, почему эти люди остались недовольными?» (Ответы, обсуждение).

1 ведущий: «А теперь перенесемся в сказочную страну «Мульти-пульти» и проследим за ходом мыслей и славных дел ее жителей!

Демонстрируется с помощью проектора мультфильм «38 попугаев». Ведущие после просмотра обсуждают со зрителями увиденное.

1 ведущий: «Какие меры использовали друзья для измерения длины попугая?» (Ответы).

2 ведущий: «Какую фразу произнес с гордостью напоследок удав? Как Вы думаете, действительно ли удав в попугаях длиннее? (Ответы).

1 ведущий: Такие же соображения двигали людьми в незапамятные времена при выборе единиц измерения различных величин: расстояния, массы, времени …

Включается проектор. Начинается показ кадров диафильма «Из истории метрологии», который сопровождается чтением субтитров двумя дикторами.

1 диктор: История мер - это история цивилизации. Уже у первобытного человека, изготовившего простейшие орудия и посуду, возникла потребность в мерах. (5)

2 диктор: Меры длины. Самыми первыми мерами длины служили части тела человека, что было удобно – меры всегда были «под рукой». Этот период в истории мер продолжался вплоть до конца 18 века. (6)

1 д: Длина сустава большого пальца (дюйм), палец и ладонь служили единицами длины. (7)

2 д: На этом осколке каменной плиты (древнейшем памятнике Египта) – записи о подъеме воды в Ниле. «Нил поднялся на три локтя и 10 пальцев». Попробуйте оценить данные в метрах. (8)

1 д: На Руси для измерения длины пользовались пядями и саженями - косой и маховой. (9)

2 д: А король Англии Генрих 1 установил меру «ярд» – расстояние от кончика его носа до конца среднего пальца вытянутой руки. Позднее был изготовлен пруток в ярд (0,9 м). (10)

1 д: В средние века единицей длины служил шток – «длина ступней 16 человек, выходивших от заутрени в воскресенье» 1/16 этой цепочки составляла фут (ступня). (11)

2 д: Однако все эти меры не годились для определения больших расстояний. Их мерили полетом стрелы, переходами. (12)

1 д: Места соревнований размечались стадиями (отсюда слово стадион). Стадий – это расстояние, пройденное человеком за время от появления первого луча Солнца до момента, когда весь солнечный диск окажется над горизонтом. (13)

2 д: Были и очень забавные меры. В Сибири путь измеряли буками. Бука – это расстояние, на котором человек перестает видеть раздельно рога быка. (14)

1 д: Балтийские моряки говорили, что до берега, например, осталось три трубки ходу. Трубка – расстояние, пройденное судном за время, пока моряк курит трубку, не вынимая ее изо рта. (15)

2 д: Интересен факт, что в Египте существовали локти царские и народные. Владелец получал плату большей мерой (царскими локтями), а платил меньшей (народными локтями). (16)

1 д: Аналогичные факты наблюдались и в России: сохранились жалобы населения на уменьшенные меры. (17)

1 ведущий: На уроках технологии ученики нашей школы изготовили меры длины, о которых Вы сейчас слышали. Демонстрирует линейки, длины которых представляют ярд, фут, дюйм.

1 ведущий: А сейчас предлагаю вам несколько задач. Тот, кто найдет правильное решение, принесет своей команде очень важные баллы!

Первая задача: Как из полной цилиндрической кастрюли отлить ровно половину воды, не пользуясь никакими измерительными приборами?

Вторая задача: Как измерить диаметр тонкой проволоки, если из измерительных приборов есть только ученическая линейка?

(предлагает слушателям линейки и проволоку, выслушивает ответы)

Третья задача: К потолку очень высокого помещения привязаны на близком расстоянии друг от друга два каната. Необходимо обрезать оба каната как можно ближе к потолку. Задача поручается человеку, который умеет хорошо лазить по канату и ему разрешено иметь при себе только острый нож.

(Демонстрируется рисунок, обсуждаются варианты ответов и решений)

1 ведущий: Поговорим о мерах массы и времени (продолжается демонстрация кадров диафильма)

2 д: Какой народ и когда ввел в употребление весы, мы не знаем. До нас дошли изображения весов в памятниках Египта, Греции, Вавилонии 2 -1 тысячелетий до нашей эры. (18)

1 д: Люди заметили, что масса одного зерна практически постоянна и приняли ее за единицу массы.

Мера массы драгоценных камней – 1 карат. 1 карат = 0,2 грамма. Это масса семени боба.

2 д: Появление гирь связано с интенсивным развитием обмена продуктами и необходимостью измерения масс самых разнообразных веществ. (20)

1 д: Исконно русской мерой массы была гривна (0,409 кг), переименованная затем в фунт, равный 96 золотникам. ( 1 золотник = 0,0043 кг) (21)

2 д: К началу ХХ века в России сложилась система мер массы:

1 ласт = 72 пудам
1 пуд = 40 фунтам (гривнам)
1 фунт = 32 лотам = 96 золотникам
1 золотник = 96 долям. (22)

1 д: Единицы времени известны очень давно. Наблюдая за периодичностью смены сезонов, дня и ночи, еще древние вавилоняне ввели год и сутки. (23)

2 д. Затем они разделили сутки на 24 часа, час на 60 минут и 3600 секунд. Секунда определена как 1/86400 часть суток. Этими единицами мы пользуемся и сейчас.

1 ведущий: Спасибо нашим дикторам за интересную информацию. Слушая их, каждый из вас представлял себе единицы измерения времени и массы? Сделать это нелегко, нужны сложные эталоны. Сейчас мы продемонстрируем Вам тело, масса которого равна 20 килограммам.

(Ведущие выносят свинцовый шар и проводят с ним эксперимент: установив шар на банку из-под майонеза, бьют по шару молотком, но банка остается целой!).

2 ведущий: Почти во всех странах вплоть до 18 века применялись свои меры длины, массы, площади и т.д. Но даже одна и та же мера, например сажень, в России, Польше, в Прибалтике, в Финляндии, на Кавказе имела разную длину. В связи с этим до начала 20 века в учебниках арифметики помещали подробные таблицы отечественных и зарубежных единиц.

Например, 1 миля = 7 верстам, 1 верста = 500 саженям, 1 сажень = 3 аршинам, 1 аршин = 16 вершкам. Попробуйте сосчитать сколько вершков в миле!

1 ведущий: Громадное число различных мер, неудобные для расчетов соотношения между единицами создали много затруднений, ошибок обманов и злоупотреблений Всевозможные расчеты в промышленности и торговле были очень сложны и требовали много времени, труда и внимания. Назрела необходимость в введении международной системы мер.

2 ведущий: каким же требованиям она должна была удовлетворять? Прежде всего, это должна быть общая система мер, т.е. каждая физическая величина должна иметь вполне определенную единицу, общую для всех или, по крайней мере, для многих народов. Нужно также, чтобы единицы были связаны друг с другом. Впервые система мер на десятичной основе была предложена в 17 веке французским астрономом Мутоном. В 1791 году во Франции было принято решение создать десятичную метрическую систему мер. Основными величинами в этой системе были выбраны длина и масса.

1 ведущий: Комиссия, в которую входили крупнейшие французские ученые, предложила принять за единицу длины 1/10000000 часть четверти длины земного меридиана, проходящего через Париж. Измерить длину меридиана было поручено астрономам Мешену и Деламберу. Работа продолжалась шесть лет. Ученые измерили часть длины меридиана, расположенную между городами Дюнкерком и Барселоной, а затем вычислили полную длину четверти меридиана от полюса до экватора.

На основании их данных из платины был изготовлен эталон новой единицы. Эту единицу назвали метром – от греческого слова «метрон», что значит «мера».

За единицу массы была принята масса одного кубического дециметра дистиллированной воды при температуре ее наибольшей плотности 4 0С, определяемая взвешиванием в вакууме. Был изготовлен эталон этой единицы, названной килограммом, в виде платинового цилиндра.

2 ведущий. В России в 1899 году был принят закон, подготовленный Д.И.Менделеевым, по которому наравне с российскими мерами «дозволялось применять в стране международный метр и килограмм», а также кратные им единицы – грамм, сантиметр и другие. Вопрос об использовании метрической системы мер в России был окончательно решен 14 сентября 1918 года. Поэтому ученики нашей школы с большим удовольствием используют эту систему мер при решении задач на уроках физики. А вот англичане столкнулись с большими трудностями при переходе в 1977 году на Международную метрическую систему мер. Они настолько привыкли к старым английским мерам, что долго не могли без ошибок применять новые единицы. Так, например, 20-летний лондонский полицейский определил, что его рост 7 метров, а одна женщина ответила, что ее рост … 55 см!

1 ведущий: Вот и заканчивается наш занимательно-информационный урок «Семь раз измерь». С измерениями в жизни человечества связано очень многое, Это надежность машин, на которых мы ездим и летаем, качество товаров, которые мы покупаем в магазине. Точные измерения – это новые научные знания, которые обеспечивают технический прогресс, в свою очередь прогресс обеспечивает людям удобства в жизни: современный транспорт, удобная и быстрая связь, радио, телевидение, Интернет.

2 ведущий: Так как от точности измерений зависит результат в разных ситуациях, наше занятие мы хотим закончить шуткой. Участникам мероприятия демонстрируется фрагмент из сатирического киножурнала «Ералаш».

Подводятся итоги занятия, называются имена наиболее активных участников, победителей в конкурсе по решению задач. Слушатели получают совет поразмышлять над задачами, которые не были решены.

Литература и видеоматериалы

  1. Книга для чтения по физике. Учебное пособие для учащихся 6 -7 классов средней школы. Составитель И.Г. Кириллов. М. «Просвещение» 1986 г.
  2. Фрагмент из сборника детских сатирических фильмов «Ералаш», художественный руководитель Б. Грачевский.
  3. Диафильм «Из истории метрологии»