Цель: Ознакомление с новой классификацией животных и их групповыми признаками.
Задачи:
- Расширять кругозор учащихся.
- Прививать интерес к предмету.
- Развивать речь учащихся.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация Power Point «Виды животных» Приложение 1; ЭУП по теме; кроссворды по темам: «Птицы», «Звери», «Насекомые», «Рыбы» Приложение 2; дополнительный материал о морских звёздах (рассказывают заранее подготовленные дети) Приложение 3; яркие красочные иллюстрации с бабочками -красная бабочка, синяя и зелёная , а также личики весёлых красных человечков, синих –грустных, зелёных –недовольных человечков (для рефлексии) Приложение 4.
Ход урока.
1. Орг.момент.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
2. Актуализация знаний. Сообщение темы и цели урока.
-Ребята скажите мне, что такое природа? (всё что окружает нас и не сделано руками человека)
-На какие 2 группы можно разделить всю природу? (живая и неживая)
-Вспомните, что относится к живой природе? (Растения, животные, грибы, бактерии)
-Живая природа -это живые организмы.
-Назовите мне признаки живых существ. (Дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают)
-Все ли эти признаки относятся к животным? Объясните на примере любого животного. (Собака дышит, питается,…)
-А каких животных вы ещё знаете? (Ответы детей)
-Ребята, вы назвали далеко не всех животных, их существует несколько групп. Вы хотите о них узнать?
-Давайте определим тему нашего урока. Как она будет звучать? (Группы животных. Виды животных. Разнообразие животных)
-Так вот, сегодня мы с вами от царства растений переходим к царству животных.
-Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим полную классификацию животных, познакомимся с их группами, и узнаем, по каким признакам они разделены в эти группы.
3. Работа по новой теме.
1)-Наука, которая занимается изучением животных, называется зоология.
-Учёные-зоологи делят царство животных на группы.
-Сейчас мы с вами выполним задания по группам. Выполнив его, вы сами назовёте несколько групп животных.
(Дети делятся на 4 группы.)
-Каждой группе будет дан кроссворд.
-Внимание, задание: вы отгадываете загадки и в соответствующие клеточки вписываете названия животных.
-Подумайте, к какой группе будут относиться отгаданные вами животные. (Приложение 2)
(Работа детей)
-Работу закончили. А теперь назовите мне от каждой группы животных и группу, к которой их можно отнести.
(Дети называют отгадки и группу животных)
-А по каким признакам эти животные разделены на группы?
Птицы – тело покрыто перьями.
Звери – тело покрыто шерстью.
Насекомые – 6 ног или 3 пары лап.
Рыбы – тело покрыто чешуёй, есть плавники и жабры.
2)- Скажите, к какой группе можно отнести крокодила?
(Ответы детей.)
-К этой группе относятся и другие животные, например ящерицы, змеи, черепахи. Догадались? Правильно, это пресмыкающиеся, а ещё их называют рептилиями.(Приложение 1, слайд 1)
-По какому признаку эти животные объединены в одну группу? (Тело покрыто чешуйками, а у некоторых и панцирем)
-Послушайте загадку.
Мой хвост не отличишь от головы,
Меня всегда в земле найдёте вы.
-Кто это? (Червяк)
-А какое ещё животное, похожее на червяка, вы знаете? Ими лечатся.
-Правильно, это пиявка, а группа называется черви. (Приложение 1, слайд 2)
-Послушайте ещё одну загадку.
Ты со мною незнаком,
Я живу на дне морском,
Голова и 8 ног,
Вот и весь я…(осьминог)
-Конечно- же это осьминог.
-Может быть вы мне сами назовёте животных, относящихся к этой группе(Ответы детей: кальмары, улитки, двустворчатые моллюски).
-Это группа…(моллюски) (Приложение 1, слайд 3)
-По какому признаку этих животных объединили в одну группу?(Тело мягкое, обычно защищено раковиной)
4. Физминутка
Проводится физминутка про лягушек.
5. Продолжение работы по теме.
-Мы с вами не зря провели физминутку про лягушек. Это ещё одна группа из всей классификации животных.
- Где обитают лягушки, жабы? (В воде и на суше)
-Правильно, поэтому их так и называют земноводные. (Приложение 1, слайд 4)
-У них нежная, голая кожа.
-А вот ещё одна загадка.
В уголке живёт, пряжу прядёт,
Тоньше этой пряжи- не найти в продаже.
-Посмотрите на животных, относящихся к этой группе .
-Это группа паукообразных. (Приложение 1, слайд 5)
-Какая особенность у животных этой группы? (У них 8 ног или 4 пары лап)
-(Приложение 1, слайд 6 появляется морская звезда, Приложение 1, слайд 7 появляется морской огурец)
(У доски двое учащихся рассказывают материал 1) о морских звёздах 2) о морском огурце Приложение 3)
(Во время рассказа детьми, прощёлкиваются все элементы слайда 6; во время второго рассказа о морском огурце, прощёлкиваются все элементы слайда 7)
-Вы сейчас прослушали интересные, занимательные рассказы ваших одноклассников. Одновременно смотрели изображения животных.
-Обратили ли вы внимание на то, какая общая особенность их объединяет? (У них есть иголки)
-Правильно, поэтому их называют иглокожими. Приложение 1, слайд 8
-У нас осталась последняя неопределённая нами группа животных.
-Читаю загадку:
Он в речном песке живёт,
Ходит задом наперёд,
Носит клещи, вот чудак,
За собою всюду …(рак)
- Приложение 1, слайд 9 Посмотрите на животных этой группы (рак, креветка, краб) и скажите, что у них общего?(У них есть клещи)
-Их относят к ракообразным.
6. Закрепление изученного материала.
1) -Кто из вас какие группы животных запомнил?(Дети перечисляют: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные (амфибии), пресмыкающиеся (рептилии), птицы, звери (млекопитающие)).
-Учёные-зоологи делят животных вот по этой классификации Приложение 1, слайд 10 классификация животных.
-Вы про них прочитаете дома в учебниках, а сейчас поработаем в рабочих тетрадях.
2) Работа в рабочей тетради № 1 стр.40-41, задание 1.
(По цепочке в это же время дети работают за компьютером на ЭУМ по соответствующей теме).
Выборочное оценивание выполненных заданий как в тетради, так и за компьютером.
7. Итог урока. Домашнее задание.
Читать в учебнике на стр.89-94, выполнить задание в рабочей тетради на стр.41 задание 2.
8. Рефлексия.
-Ребята, к нам в гости прилетели бабочки. Они приглашают вас к себе в гости.
Красная бабочка зовёт к себе тех, кому на уроке было интересно, всё понятно, урок вам запомнился. Изобразите себя красными весёлыми человечками.
Синяя бабочка зовёт к себе в гости тех детей, кому урок понравился, но было что-то непонятно. Вы усвоили не весь данный материал. Изобразите себя синими, немного грустными человечками.
Зелёная бабочка приглашает в гости недовольных ребят, кому совсем ничего на уроке было непонятно, скучно и неинтересно. Изобразите себя зелёными недовольными человечками.
(Дети выходят к доске и прикрепляют человечков к соответствующей их настроению бабочке).