Цели урока: изучить условия образования и виды подземных вод, их значение для природы и для человека; создать условия для формирования культуры труда и навыков самооценки результатов работы; формировать умение выделять существенные признаки и свойства воды и пород земной коры, умение частично-поисковой познавательной деятельности.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: самостоятельная исследовательская работа.
Методы и приемы обучения: работа с учебником, эвристическая беседа.
Педагогическая технология: технология сотрудничества.
Оборудование: учебник географии для 6 класса (Герасимова Т.П. Начальный курс географии: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. – М.: Дрофа, 2007, атлас (физическая карта России), листы с надписями «ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!» и «ОПОРНАЯ СХЕМА ДЛЯ РАССКАЗА О ПОДЗЕМНЫХ ВОДАХ», рисунки 1 и 2, электронная презентация.
Ход урока
1.Организационный момент. 2 мин.
Приветствие учеников, создание положительного эмоционального настроения.
2. Мотивация урока. 3 мин.
(Слайд 1, приложение 1) Объявление темы урока. «Вода! Ты самое удивительное вещество на земле! Ты жидкая, и твердая, и газ – одновременно. Все подвластно тебе: ты растворяешь камни и воздух, ты входишь в состав живых организмов. Ты – сама жизнь!» Так писал о воде Антуан де Сент Экзюпери, автор сказки о маленьком принце. И мы сегодня на уроке будем изучать воду, но не ту, с которой каждый день сталкиваемся, а невидимую нами подземную воду, ее виды, условия образования, работу в природе и значение для человека.
(Слайд 2, приложение 1) Цели нашего урока: изучить условия образования подземных вод и их виды, познакомиться с работой подземных вод в глубинах Земли, узнать о значении подземных вод и минеральных источников для человека.
(Слайд 3, приложение 1) Достигнуть поставленных целей нам помогут: работа по схеме круговорота воды, определение условий образования грунтовых и межпластовых вод, чтение учебника, использование Интернет-ресурсов для иллюстрации изучаемого материала.
(Слайд 4, приложение 1) В конце урока мы ответим на вопросы:
- Что такое подземные воды, их виды и условия образования?
- Что делает вода под землей?
- Почему вода бывает минеральной?
- Что такое источники, какими они бывают и где используются?
3. Изучение нового материала. 15 мин.
(Слайд 5, приложение 1) Как вода попадает под Землю? (учебник, с. 70, рис.47) – ОЖИДАЕМЫЙ ОТВЕТ учащихся.
(Слайд 6, приложение 1) Почему вода попадает под землю?
ЧТЕНИЕ ПО АБЗАЦАМ § 29, П. 1, с. 83. Прошу выделить два условия образования подземных вод.
(Слайд 7, приложение 1) Два условия образования подземных вод.
(Слайд 8, приложение 1) Что происходит с водой под землей? РИС. 55, С. 85 В УЧЕБНИКЕ, - ОЖИДАЕМЫЙ ОТВЕТ учащихся. Так в природе образуются ИСТОЧНИКИ или РОДНИКИ, а люди для добычи воды роют колодцы.
(Слайд 9, приложение 1) Если подземные воды проникают в водоносное слои, лежащие между водоупорными пластами, то образуются межпластовые воды. Такая вода называется АРТЕЗИАНСКОЙ, и попадает она на поверхность по скважинам или углублениям в земной коре. У вас на столах есть подробный рисунок образования межпластовых вод (рисунок 1).
Рисунок 1
Кто из вас обратил внимание на рис. 54 вашего учебника? Чем он вас заинтересовал? Как вы думаете, почему в глубинах земли вода может образовать пустоты, называемые пещерами?
Сейчас я покажу вам фотографии трех наиболее известных в нашей стране пещер (слайды 10–12, приложение 1). Эта пещера Октябрьская находится на Южном Урале, недалеко от реки Белой и г.Уфы. Кунгурская ледяная пещера расположена на реке Кунгур (притоке Камы) в Пермской области. Капова пещера располагается у реки Белой в Башкирском заповеднике на Южном Урале. Образование пещер – работа подземных вод.
(Слайд 13, приложение 1) Другая их деятельность – превращение подземных воды в минеральную. Насыщаясь растворимыми солями, вода становится минеральной. Это не только вкусная, но и очень полезная для человека вода, с помощью которой лечат многие заболевания. На источниках минеральной воды строят санатории, дома отдыха, например, в нашей стране известен курорт в г. Пятигорске на Кавказе.
(Слайд 14, приложение 1) Еще одна «работа» подземных вод - образование гейзеров или «водяных вулканов», о которых вы уже говорили на уроках географии ранее.
(Слайд 15, приложение 1) А самой важной надо признать работу подземных вод по «рождению» ключей, родников, больших и малых рек.
(Слайд 16, приложение 1) Так в Тверской области на Валдайской возвышенности рождается самая большая река Европы – наша любимица, красавица Волга-матушка.
(Слайд 17, приложение 1) И в нашей области есть родники, дающие начало речкам, дающие людям очень полезную минеральную воду, дарящие прохладу в летний зной и просто воду для питья.
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный.
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами…
- Так писал о родниках Иван Бунин.
(Слайд 18, приложение 1) Вот на карте нашей Самарской области самые известные родники, а всего их более полутора тысяч. Эту карту вы можете оставить себе (рисунок 2).
Рисунок 2
4. Рефлексия (закрепление знаний). 10 мин.
Сейчас я предлагаю вам вспомнить те главные вопросы, на которые мы должны были дать ответ на нашем уроке (слайд 20, приложение 1). А для того, чтобы вам было легче, заполним с вами опорную схему на листочке для рассказа о подземных водах.
(Слайды 20–21, приложение 1) Перед вами опорная схема. ОЖИДАЕМЫЕ ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ НА ВОПРОСЫ С КРАТКОЙ ЗАПИСЬЮ НА ВЫДАННОЙ СХЕМЕ.
(Слайды 22–23, приложение 1) А вот и готовые ответы, проверьте ваши записи.
5. Проверка полученных знаний.
Подошла пора самопроверки: чему вы сегодня научились вас на уроке? 7 мин.
(Слайд 24, приложение 1) На ваших столах лежат листочки с контрольными вопросами «Проверьте себя». Начните с первого. Ответы писать можно прямо на листочках. Время на первый вопрос 1 минута.
(Слайд 25, приложение 1) Проверьте свою работу.
(Слайд 26, приложение 1) Выполните тест (2 минуты).
(Слайд 27, приложение 1) Проверьте себя.
(Слайд 28, приложение 1) Допишите предложения (2 минуты).
(Слайд 29, приложение 1) Проверьте себя.
6. Подведение итогов урока. 2 мин.
(Слайд 30, приложение 1) Мы сегодня на уроке узнали: что такое подземные воды и какими они бывают, как образуются; какие чудеса творит вода под землей; почему минеральная вода нужна человеку; что такое источники и какими они бывают.
Как вы думаете, какой вопрос, связанный с экологией, мы сегодня не затрагивали? ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ ОТВЕТ УЧАЩИХСЯ. Это очень важный вопрос о защите подземных вод от загрязнения и я предлагаю вам дома к нему подготовиться.
7. Домашнее задание: (слайд 31, приложение 1) § 29, подготовьте рассказ на одну из предложенных тем:
- «Защита подземных вод от загрязнения»,
- «Святые источники Самарской области»,
- «Минеральная вода – лекарство»,
- «Знаменитые пещеры России».
(Слайд 32, приложение 1) Спасибо за урок!
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!
Фамилия, имя_________________ Класс____
I. Обозначьте цифрами:
1 – грунтовые воды
2 – водопроницаемый слой
3 – межпластовые воды
4 – водоупорные слои
5 – родник
Рисунок 3
II. Выполните тест (отметьте правильный ответ):
- Вода, находящаяся в земной коре, называется:
а) внутренней,
б) подземной,
в) холодной. - Горные породы, пропускающие воду, называются:
а) мокрыми,
б) водопроницаемыми,
в) твердыми. - Минеральная вода используется человеком:
а) для лечения,
б) для мытья полов,
в) для купания котят.
III. Допишите предложения:
- В колодце вода чище и вкуснее, чем в реке, потому что при попадании в колодец вода, просачиваясь через водопроницаемые пласты, __________________и _____________________.
- В Мировом океане вода соленая, потому что, проникая через горные породы, она _________________________ и несет в океан раствор солей.
Опорная схема для рассказа о подземных водах (приложение 2).