Цель урока: познакомить детей с написанием глаголов в форме прошедшего времени.
Задачи урока:
- научиться писать безударный суффикс глагола в форме прошедшего времени;
- повторить написание словарных слов и слов с известными орфограммами;
- закреплять умения в определении частей речи, разборе предложения по членам предложения, в разборе глаголов по составу;
- продолжить учиться писать безударные личные окончания глаголов настоящего времени.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебники русского языка, тетради для самостоятельных работ.
Ход урока.
1. Орг. момент.
Сообщение темы и цели урока.
2. Чистописание:
С с со се си су ся сы са
- Назовите звуки, которые мы обозначаем буквой "С" на письме.
- Дайте характеристику этим звукам.
- Самопроверка. (Правильный ответ на экране)
3. Словарная работа.
- На экране появляются слова: б. седовать, иску. сный, иску. тво, г. реть, св. бодный, пр. фе. ия, ж. лать, пр. вительство, ру. кий.
- Дети работают в парах. Один ученик выписывает имена существительные, другой – имена прилагательные.
- Взаимопроверка. ( На экране – выписанные имена существительные и имена прилагательные.)
- Какие слова вы не выписали? К какой части речи они относятся?
- Выпишите эти слова в столбик. В какой форме стоят эти глаголы?
- Разберите эти глаголы по составу.
- Поставьте эти глаголы в форму настоящего времени единственного числа 2-го лица и 3-ьего лица множественного числа.
- В каком глаголе написание окончания не вызвало затруднений? Почему?
- Как определили написание окончания в остальных глаголах?
4. Работа с предложением.
На экране предложение: В лесу над росистой полянкой кукушка встречает рассвет.
- Назвать и объяснить правописание всех известных нам орфограмм.
- Разобрать по членам предложения.
- Глагол "встречает" разобрать как часть речи.
- Образовать от начальной формы этого глагола форму прошедшего времени.
- Разобрать по составу оба этих глагола. Сравнить глагольные суффиксы.
5. Работа над новым материалом.
1) Упр. 47, с. 44, тетрадь №1.
Глаголы в скобках поставьте в форму прошедшего времени ед.ч. м.р. Выделите глагольный суффикс и суффикс глагола прош.вр.
САМ (гореть) -------------------- самовар,
САМ (гудеть) -------------------- самовар,
САМ (шипеть) ------------------- самовар,
САМ (кипеть) -------------------- самовар.
САМ (свистеть) -------------------,
САМ (сверкать) -------------------,
САМ (пыхтеть) -----------------,
САМ дым (пускать) -------------------.
САМ (урчать) --------------------,
САМ (бурчать) -------------------,
САМ чайком нас (угощать) -------------------.
Самовар недаром
Зовется – САМОВАРОМ.
- Сравните глагольные суффиксы в начальной форме глагола и в форме прошедшего времени.
- Какой можем сделать вывод?
2) Наблюдения над глаголами с безударным глагольным суффиксом.
На экране слова: стро. ил, плак. л, обид. л, вид. л, услыш. л, ла. л, та. ял.
- Как пишется начальная форма этих глаголов? Значит, какой суффикс напишем в форме прошедшего времени?
Вывод. Сравнение вывода с правилом в учебнике на с. 96.
3) Упражнения в написании глагольного суффикса в форме прошедшего времени глагола.
- Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы.
На экране предложения: Я увид. л кошку. Кошка выгляд. ла неплохо. Они зате. ли недоброе. Отец достро. л баню.
- Надо ли определять спряжение глагола прошедшего времени, чтобы правильно написать его безударный суффикс?
- Что нужно знать, чтобы правильно написать безударный суффикс в глаголе прошедшего времени.
- Самостоятельная работа. Упр. 69 (1- 3 предложения), с. 95.
Проверка работы. Повторение правила написания безударного суффикса в глаголе прошедшего времени.
- Перед глаголами с пропущенными буквами в скобках напиши начальную форму. Вставь пропущенные буквы. Общие для двух глагольных форм суффиксы выдели и подчеркни.
Ворона сидела на лавке,
И Митя (------------------) увид. л
Ворону.
Он не (-------------------) обид. л
Ворону,
А только (-------------) поглад. л ей лапки.
Ю. Мориц.
- Почему Митя не обидел ворону?
6. Итог.
-Нужно ли определять спряжение глагола, чтобы правильно написать безударный суффикс в глаголах прошедшего времени?
- А что мы должны знать?
- Когда мы определяем спряжение глагола?
7. Оценки.
8. Домашнее задание.
Упр.70,с.96 – 97, учебник, 1 часть.
Литература:
- Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 4 класс: Учебник. Часть 1. – Москва, Академкнига/Учебник, 2008г.
- Байкова Т.А. Тетрадь для самостоятельной работы. 4 класс. – Москва, Академкнига/Учебник, 2008г.