Внеклассное занятие "Строительство сибирской избы"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: развитие духовной культуры, воспитание национальной гордости, памяти о своих корнях.

Задачи:

  1. Познакомить с особенностями строительства сибирского дома и плотницким мастерством;
  2. Познакомить с особенностями заготовки деревьев для строительства;
  3. Развивать умение работать с музейной коллекцией предметов крестьянского быта;
  4. Развивать умение вести беседу;
  5. Развивать у детей мыслительную активность, сообразительность.

Методы и приёмы: беседа, поисковые задания, наглядность, видеометод, познавательные игры, выполнение письменных заданий.

Оборудование: экспонаты из раздела «Из глубины веков», листы с заданиями, фломастеры, компьютер.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Слово учителя: В нашем музее большую часть экспозиции занимают предметы утвари русской сибирской крестьянской избы, образцы народных ремесел. Все эти экспонаты собраны в нашем селе учащимися и учителями Дальнезакорской средней школы, и говорят о разных сторонах крестьянского быта конца XIX - начала XX веков. Каждый предмет хранит свою историю, предназначение, а для нас, потомков, имеет особый интерес. В музее проводятся экскурсии, уроки, мероприятия.

У каждого человека есть Дом. Дома бывают разные, и строят их по-разному, разные формы. Бурятскую юрту мы никогда не спутаем с русской избой. Вот о русской, точнее - сибирской избе, мы поговорим сегодня на нашем занятии (слайд 1, приложение 1).

II. Дерево для строительства.

С древности самое важное место среди плотницких работ занимало строительство дома. Как вы думаете, как оно начиналось?

Ответы детей.

Сначала нужно отобрать лес для стройки. А кто знает, как это делали?

Ответы детей.

Ударяли дубинкой по стволу дерева и прислушивались, если оно отзывалось звонким гулом. То делали топором зарубки. А на тех, которые отзывались на удары дубинки глухо, зарубок не ставили.

Почему?

Ответы детей.

Эти деревья были больны, с гнильцой внутри, в дело не годились. А в какое время года отбирали лес для стройки?

Ответы детей.

Лес отбирали зимой, после сильных морозов. Морозы выжимают из деревьев больше влаги, чем летняя жара. В это время они самые сухие. Кроме этого, для заготовки леса имело значение и время суток.

Заготавливали его на зорьке, когда лес спит, и сырость лишняя в воздух ушла.

А как вы думаете, какая порода деревьев лучше всего подходит для строительства домов, амбаров, церквей, колодцев?

Ответы детей.

Конечно же сосна. Она смолистая, дождей и снега боится меньше других деревьев. А значит, и дольше не загнивает, не трухлявиться. Сосны рубили самые прямые, длинные и толстые, срубали с них сучья и везли на место стройки. Там ранней весной соскабливали кору, брёвна по-особому складывали и ещё долго-долго сушили. Пускали их в ход только на следующий год, или даже на третий год. Начиналась любая стройка из дерева точно так же, как вы когда-то складывали колодцы и прямоугольники из спичек (можно показать). Только дома складывались из огромных брёвен с пазами (выемками) понизу, чтобы каждое следующее очень плотно ложилось на нижнее. А на концах брёвен делались ещё и особые вырубки, чтобы они уже намертво сцеплялись друг с другом. Вырубки были разные и назывались по-разному: в обло, в лапу, в реж. Вся эта работа называлась «вязать сруб», то есть связывать прямоугольник. Сруб – это основа всего строения (слайд 2, приложение 1)

Скажите, употребляли ли гвозди для того, чтобы его скрепить?

Ответы детей.

Никаких гвоздей никогда не употребляли, но не шелохнуть, не двинуть ни одного брёвнышка в настоящем срубе невозможно. Интересно, что пилы у русских мастеров были, но концы брёвен они не пилили, а отрубали топорами. Иностранцы в старину даже смеялись: вот, мол, русские не понимают, что пилой работать во много раз легче. А наши на этот счёт улыбались.

Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Оказывается, хотя пилой пилить быстрей, но она рвёт дерево, рыхлит его, и под нашими обильными осадками быстрее отсыреет и сгниёт. А топором хоть и труднее, зато он как бы куёт сосну, уплотняет её – и дождь, и снег уже нипочём и сто и двести лет.

III. Инструменты плотника.

Слово учителя: главными орудиями строителя избы были топоры, имевшие различное назначение и называвшиеся также по-разному. Плотничий топор был универсальным: его можно было использовать и для мелких деталей, выровнять любую доску лучше рубанка. Топорами выделывали чудеса, работая только ими. Недаром говорилось: «Дай крестьянину топор, и он починит даже часы. Про топор сложено и много поговорок, в нём видели смысл существования, залог личного счастья (слайд 3 поговорки, приложение 1)

Топоры, в зависимости от работы, которую им выполняли, отличались по внешнему виду и назывались по-разному (карточки с описанием на столах):

  • Плотничий топор имел широкое овальное лезвие;
  • Лес валили специальным дровосечным топором с узким лезвием (топор уходил глубоко в ствол, ускоряя процесс рубки);
  • Тесины зачищали потёсом – топором, имевшим широкое лезвие с односторонним срезом (снимал стружку по всей ширине обрабатываемого бревна).

По этим описаниям вы сможете определить, какие топоры изображены на экране (слайд 4, топоры, приложение 1).

Большое значение имел и выбор места для строительства избы. Наши предки прекрасно знали о «добрых» и «недобрых» местах и умели их отличать.

«Недобрые места»:

  • Ни в коем случае не годился участок, где ранее проходила дорога: чего доброго по ней могли «уйти» из дому достаток, жизнь и здоровье.
  • Нельзя было строиться там, где прежде стояла баня.
  • Спорный участок земли также не подходил для строительства: в таком доме, считалось, до веку ладу не будет, сразу пойдут споры и ссоры…
  • Место, где были найдены в земле человеческие кости, оставшиеся без должного погребения. Если же на этом месте хищные звери задрали какое-нибудь животное, или кто-то поранился до крови, или просто сломалась телега, опрокинулся воз, - строиться опять-таки опасались.
  • Не годилось строить жилье и на месте дома, сожженного молнией либо оставленного из-за болезней, наводнения, других несчастий.

Но если никаких недобрых признаков на облюбованном месте не обнаруживалось - его непременно надо было «проверить». Вот как это делалось:

  • Очень часто гадали по хлебу. Сажая хлебы в печь, «назначали» один из них на будущий дом. Если этот хлеб выходил высоким и пышным, стало быть, можно было строить.
  • Считалось счастливым и безопасным место, где спокойно уляжется, пережевывая жвачку, молодая корова.
  • Облюбовав место для дома, сухую овечью шерсть накрывали сверху горшком и оставляли там до утра. Отсыреет шерсть – значит, место «доброе».

На таком месте и начинали строить дом. Заборы вокруг дома были плотными, тесовыми, ворота во двор защищались навесами. В семьях победнее двор огораживали плетнем или частоколом. В богатых крестьянских домах все хозяйственные постройки во дворе были под одной крышей.

Плотники завершали стройку, когда на кровлю совсем готового дома водружали деревянного конька (слайд 5, приложение 1). Может быть, кто-то знает, что это за обычай?

Ответы детей.

Главное божество на Руси было Солнце. С древности люди считали, что солнце по небу ездит на коне, а иногда принимает и его облик. Поэтому верили, что если поместить коня на самую макушку дома – над ним всегда будет солнце. И была поговорка «В кобылью голову счастье».

IV. Планировка сибирской избы.

Основную информацию о строительстве сибирского дома мы получили от наших жителей. Кроме того, в селе сохранились дома старой постройки, и вам дано было задание сделать зарисовки внутренней планировки традиционной сибирской избы (слайд 6, приложение 1). Рассмотреть зарисовки.

Изба – очень древний вид жилища, сохранившийся до нашего времени. Когда-то русское слово «истьба» означало отапливаемое помещение – комнату, в отличие от неотапливаемого – клети (кладовой).

Сибирский дом обычно делился на две половины: изба и горница – чистая жилая комната (слайд 7 схема, приложение 1).

С улицы вы входите в сени: направо – кладовка, где хранились продукты (мука в ларе, сало, мясо и т.д.); налево – казёнка – небольшая кладовочка для хранения одежды, белья.

В избе важное место занимала печка с припечком. Ей была отведена четвёртая часть избы. Она дом грела, пищу готовила, сушила, служила тёплой лежанкой. Напротив печки и за печкой было место для стряпни – куть. Её от комнаты отделяли занавеской или дощатой перегородкой.

Печка не ставилась вплотную к стенам (для сохранения тепла). Между стеной и печкой хранился инвентарь: лопаты (для посадки хлеба в печь), ухват, кочерга, шумовка и т. д. Рядом с печкой - западёнка - лаз в подполье, где хранились овощные запасы. Подполье было глубоким, ступени мыли начисто, т.к. они служили холодильником (на них ставили крынки с молоком, сметану, масло).

В первой комнате (в избе) находился шкаф для посуды, вдоль стен стояли лавки, которые в отличие от скамеек укреплялись неподвижно, скамейки же можно было переносить. Почётнее было сидеть на лавке. Параллельно лавкам выше окон – полки для мелких вещей.

V. Святой угол

По диагонали от печи располагался передний – «красный», или «святой», угол. Здесь совершались важнейшие события в жизни семьи. Трижды в день собирались за длинным столом в переднем углу.

«Красный угол» находился с восточной стороны, его называли «святым». Дом обживали со «святого» угла. За несколько дней до «входа» (новоселья) дом обычно освящали и вносили иконы, обустраивая святой угол.

С него начинается строительство дома, и вплоть до его завершения святой угол должен быть все время выше остальных.

Накладку потолка хозяйка также начинает со святого угла. В этой части жилища внизу под глину закладывают небольшой деревянный крест, а на потолке – шерсть домашних животных, деньги – «чтобы все в хозяйстве, в доме водилось». Крест указывает на то, что именно здесь, в этой точке жилища, соприкасаются миры человеческий и верхний (Божий), что это самая духовная часть дома, пространства, а следовательно, это и есть основа, опора, источник благости. В индоевропейских языках слова «святость», «святое» близки по значению с понятиями: «возрастать», «цвести», «прочный», «надежный». То есть святость, святое первоначально связаны с идеей вечного, жизненной силы, плодородия.

Покидая старое жилище, хозяева обязательно оставляли в святом углу икону и стол (престол). «Дом оголять нельзя, - говорили старые люди, - иначе в нем заведется нечисть».

В переднем «красном» углу в русской избе помещали икону. К иконе люди всегда относились очень бережно. В русских домах икону никогда не вешали на гвозди – только ставили на специальную полочку – «угольник». Иконы украшали вышитыми полотенцами или «воздушными» (накрахмаленными) занавесками.

VI. Убранство сибирского дома.

Слева в избе (у входа) были полати. Вы знаете, что такое полати и для чего предназначены?

Ответы детей.

Там спали в основном дети. Это был настил на расстоянии 50-60см от потолка. Под полатями стояла кровать для родителей, рядом висела зыбка (люлька). Она обязательно крепилась к потолку, чтобы нечистый дух не попал к ребёнку. Когда укачивали ребенка, в доме соблюдалась тишина. Запрещалось качать пустую люльку. Говорили, что ребенок «урос» будет, то есть крикливый. (слайд 8, приложение 1)

В горнице тоже стояла печь – голландка, без плиты, её топили в сильные морозы для обогрева горницы. Там же стоял сундук для хранения дорогих вещей – приданого, старинных нарядов. Сундук украшали – накрывали накидкой – ковром. В горнице стоял стол, в начале XX века ставили круглые столы. Кровать в горнице была украшением, на ней никто не спал (только гости), на кровати было много подушек (вставки у наволочек были выбитые, вышитые или кружевные), подзор, (тоже выбитый, вышитый или кружевной), боковинки. Перины пышно взбивались. (слайд 9, приложение 1) Стены в доме были побелены. Пол застилался домоткаными дорожками (иногда в несколько слоев, так как он был холодный) и вязаными кружками.

VII. Плотник – домовик.

Плотников во время работы несколько раз угощали, всячески привечали и обхаживали, старались ничем не обидеть. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Потому, что, если рассердить, разозлить настоящего плотника – домовика, он мог в любой из пазов самого отличного сруба сунуть всего-навсего маленькую щепочку, и такой дом уже плохо держал бы зимой тепло. Или мог на крыше изнутри так прибить доски – обрешётку, что в непогоду на чердаке кто-то как будто страшно начинал завывать, или стонать, или ухать. Плотники много напридумывали подобных отместок за недоброту.

VIII. Закрепление

1. Ребята, сейчас мы с вами устроим небольшое соревнование. Для этого разобьёмся на команды. Вы, наверно знаете, что, несмотря на обилие дерева на Руси, его всегда применяли для строительства и других целей очень рационально, с учётом свойств и качества древесины. Поэтому попробуйте сейчас определить, из какой породы деревьев делали то или иное изделие.

Раздаточный материал: листки с заданием: «Соедини стрелками название дерева с изделием, которое из него делают»

2. Сейчас вы все превратитесь в плотников. Перед вами изображение старинных топоров. Какой из топоров был:

  • Необходим плотнику - № ____
  • Нужен для обтёсывания брёвен - № ____
  • Необходим при заготовке деревьев в лесу - № _____

3. При приёме в плотницкую артель мастер экзаменовал работника, проверяя его смекалку и силу. Задание такое: двумя ударами топора нужно разрубить подкову на 6 частей, не перемещая частей. Помогите молодому плотнику справиться с заданием.

4. Знаете ли вы плотницкие меры длины: пядь, локоть, сажень, косая сажень.

  • Пядь – 18 см.
  • Локоть – 50 см.
  • Сажень – 2 м. 1 см.
  • Косая сажень – 2 м. 50 см.

Посчитайте рост одного ученика из вашей команды в пядях и в локтях.

  • Рост ученика ____________ пядей;
  • Рост ученика ____________локтей.

5. Отгадай кроссворд. «Ответы» все сделаны из дерева.

По горизонтали:

1. Бегут полозки, загнув носки.

2. Стоит поперёк входа, одна рука в избе, другая на улице.

3. Много соседей рядом живут, а никогда не видятся.

По вертикали:

1. В лесу родится, на воде живёт.

4. Четыре сестрички одним платком связаны.

IX. Рефлексия.

Сегодня мы с вами познакомились со строительством сибирской избы, с плотницким мастерством, т.к. плотники на Руси издавна ценились. Мы рассмотрели внутреннее устройство избы и увидели, что практически все предметы сделаны из дерева. На следующих занятиях мы познакомимся с традициями и обычаями русской сибирской деревни.

Что понравилось _____________________________________________________________________

Что не понравилось __________________________________________________________________

Что уже знал ________________________________________________________________________

Что нового узнал ____________________________________________________________________

Использованная литература:

  1. Байкальский ветер. Вестник ЦДЮТиК. Выпуск 7. – Иркутск: ЦДЮТиК, 2006
  2. Гущин Н.Я. Русская изба.// История. № 31, 1998.
  3. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб.-метод, пособие/ Под ред. Н.М.Ланковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
  4. Воспоминания старожилов. Из архива школьного музея.