Программное содержание:
- Образовательные задачи:
- Обобщить знания детей о космосе, людях его осваивающих и существах, в нём обитающих.
- Систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и её планетах.
- Формировать познавательные интересы.
- Совершенствовать умение детей использовать различные способы создания фантастических образов (графическими, в том числе и компьютерной графики, пластическими, с использованием природного и бросового материала).
- Развивающие задачи:
- Развивать чувство композиции в создании образов пришельцев и общего сюжета работы.
- Развивать воображение и умение переносить знакомые способы в новую творческую ситуацию.
- Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность детей в поиске средств и приёмов изображения задуманных объектов лепки и средств выразительности в создании их образов.
- Воспитывать интерес к сотворчеству.
Предварительная работа:
- Чтение литературы, беседа о космосе и возможностях жизни на других планетах.
- Просмотр видео и фото – материалов про космос, космонавтов и вселенную, различных видов космических аппаратов для передвижения в космосе.
- Создание «космических звездолётов» для пришельцев пластическим способом.
- Создание макета Планеты Х.
- Создание эскизов пришельцев с помощью компьютерной графики.
- Чтение закодированного письма с приглашением землян и пришельцев на Планету Х для празднования Дня Солнца с помощью зеркала.
Материал:Пластилин разных цветов, стеки, доски для лепки, бросовый и природный материал для декорирования работ, детские эскизы, макет планеты Х, магнитофон с записью песни о солнце, «космической» музыки, мультимедиапроектор с презентацией по теме занятия.
Ход занятия
Воспитатель (В): Мы сегодня с вами отправляемся в необычное путешествие. Чтобы отправиться туда, закройте глазки и послушайте музыку. Представьте, что вы находитесь в космическом пространстве.
Звучит «космическая» музыка:
- Что вы представляли, слушая музыку?
- Что интересного увидели?
На экране появляется звёздное небо, наша Галактика, Солнечная система. Тихо играет музыка. (Приложение. Слайд 1-17).
В: Мир звёзд разнообразен. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звёзды – это огромные раскалённые газовые шары, похожие на Солнце.
- Сколько планет вращается вокруг нашего Солнца? (Девять планет).
- Давайте вспомним их названия (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон). Солнце и вращающиеся вокруг него планеты составляют Солнечную систему.
- На какой планете мы живём?
- Как вы думаете, можем ли мы жить на других планетах нашей солнечной системы?
- Почему?
- Чем отличается наша планета от других?
- А как вы думаете, почему её называют голубой планетой?
- Как вы думаете, может ли кто-нибудь жить на других планетах?
- Кто они – эти живые существа? (Пришельцы, инопланетяне).
- Чем похожи и чем отличаются инопланетяне от нас, людей? (Приложение. Слайд 18).
- На каких планетах они могут жить? (Обобщение ответов детей).
В: Вчера к нам в группу пришло зашифрованное послание, которое мы расшифровали.
- С помощью чего мы расшифровали письмо?
- Кто напомнит, о чём в нём было написано? (Ответы детей). Ребёнок обобщает: «На Планете Х сегодня состоится общий сбор всех живых существ, живущих во Вселенной, посвящённый дню Солнца. Просьба быть обязательно!»
В: Хотите, чтобы и мы с вами отправились в космос?
На экране появляется фото космонавта и старт космического корабля. (Приложение. Слайд 19).
- Кем мы будем в полёте? (Космонавтами).
- Откуда стартуют космические корабли? (С космодрома).
- Что наденем, когда полетим в космос? (Шлем, скафандр, специальную обувь).
- Для полёта на Планету Х вы уже создали свои звездолёты. Вам осталось сделать тех, кто в ваших звездолётах полетит с нами на праздник. На помощь вам придут ваши эскизы пришельцев, которые вы нарисовали раньше. Мы с вами планировали сделать их из какого материала? Дополнить свои поделки вы можете любым природным или бросовым материалом.
На экране коллаж детских эскизов. (Приложение. Слайд 20).
- Подойдите к учебной зоне и возьмите себе всё, что понадобится вам для вашей работы.
- Работу вы начнёте сразу после пуска космического корабля.
- Внимание! Приготовиться к полёту (дети садятся за столы). Обратный отсчёт: 5, 4, 3, 2, 1 – пуск! (Дети начинают работать).
В: В ходе работы воспитатель уточняет приёмы лепки, которые используются детьми в создании образов пришельцев, цветовую гамму пластического материала, напоминает о точном следовании в работе раннее сделанному эскизу, направляет детей на взаимодействие, взаимопомощь при затруднениях товарищей. Напоминает о том, чтобы не забыли придумать имя своему пришельцу.
В: Время полёта подходит к концу. У нас осталось 10 секунд. 10, 9 …1 – приземляемся!
- Перелетаем на Планету Х в ваших звездолётах.(Все вылепленные пришельцы и звездолёты размещаются на Планете Х).
В: Предлагает некоторым детям рассказать каким способом лепили своих пришельцев, какими приёмами лепки пользовались, как зовут инопланетянина, с какой планеты он прилетел.
- Ребята, скажите, чей инопланетянин получился самым интересным? Необычным?
- А вы не забыли, что мы прилетели на праздник Солнца? Давайте и мы подарим свой подарок инопланетянам - споём песню про Солнышко! (Хоровод «Солнышко»).
В: Пришла пора нам возвращаться на Землю.
- Давайте оставим наших друзей продолжать праздник, а сами займём места в космическом корабле. (Дети садятся за столы).
- К полёту готовы?
- Обратный отсчёт: 5, 4, 3, 2, 1 – пуск!
Показ фото Земли и детского сада. (Приложение. Слайд 21, 22).
- Вот и Земля! Мы дома, в нашем родном детском саду!
- Вам понравилось наше сегодняшнее занятие? Чем оно вам запомнилось?
- На какую планету мы летали?
- Зачем мы туда полетели?
- Что за праздник устраивался на этой планете?
- Как вы думаете, что бы могли сказать о нас с вами (землянах) пришельцы из космоса, с которыми мы встретились на Планете Х?