Цели урока: Продолжение знакомства учащихся с политической сферой общества, выявление особенностей форм государственного правления, знакомство с одной из форм государственного правления – монархией.
Задачи:
- Понять, что такое форма правления и как государства различаются по форме правления;
- Узнать, что такое монархия;
- Научиться различать виды и подвиды монархии;
- Разобрать перспективы монархической формы правления.
Основные понятия: форма правления, монархия, абсолютная монархия, тирания, деспотия, ограниченная монархия, конституционная монархия, парламентская монархия, дуалистическая монархия.
Оборудование урока: презентация Microsoft PowerPoint «Формы правления. Монархия», учебник А. И. Кравченко «Обществознание. 8-9 класс», приложения.
Литература: А. Ф. Никитин «Право и политика», В. Н. Хропанюк «Теория государства и права», Черниловский З. М. «Всеобщая история государства и права».
Ход урока
1. Актуализация знаний по теме: «Национально – государственное устройство»
- Выполнение тестового задания (см. Приложение 1).
- Фронтальная беседа с классом по вопросам:
- Что такое нация?
- Какие признаки нации?
- Какие виды межнациональных отношений вы знаете?
- Назовите яркий пример объединения наций
- Приведите пример отделения наций
- Каковы основные формы национально – государственного устройства?
2. Переход к изучению новой темы. Слайд №1
На уроках истории мы с вами изучали различные государства, мы знаем, что каждое государство имеет общие черты и отличительные признаки.
Изучение новой темы
- Итак, чтобы изучать новую тему, напомните мне, что такое государство?
Мы с вами знаем, что основным или главным институтом политической системы является государство, отличительной чертой которого является независимость (суверенность, верховная власть). Суверенитет – это право проведения самостоятельной внешней и внутренней политики.
Истории известны различные типы государств – рабовладельческое, феодальное, капиталистическое. Каждому типу присущи свои формы государственного устройства и формы правления.
- Схема форм государства. Слайд №2
(определяю цель урока, ставлю задачи) Слайд №3
- Что же такое форма правления? Слайд №4
Записываем определение:
Форма правления - это организация высших органов власти в государстве, их правовой статус и отношения между собой. Или, проще говоря, форма правления подразумевает – в чьих руках сосредоточена верховная власть в государстве.
Скажите мне, пожалуйста:
- Кто является главой нашего государства сейчас?
- А как называли главу нашего государства, например в XIX веке?
- Скажите мне, пожалуйста, а чем отличаются эти два понятия, ведь оба человека возглавляют государство?
(монарх – единоличный глава государства, получающий власть, как правило, в порядке наследования;
президент – выборный глава государства) - Итак, мы уже можем сказать, что: существует две основные формы государственного правления: республика и монархия. Слайд №5
Сегодня нам предстоит познакомиться с такой формой правления как монархия. - Записываем определение: Слайд №6
Монархия - это форма правления (государства), при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках главы государства - монарха и передается по наследству.
Как по-другому можно назвать монарха?
Монарх – это царь, король, шах, эмир. - Какие виды монархии вы бы выделили? - работа с источником (см. Приложение 2) Слайд №7
- Беседа:
- из прочитанных источников, какие виды монархии вы бы выделили? Слайд №8(запись в тетрадях)
- какие признаки абсолютной монархии можно выделить? Слайд №9, 10
- какие признаки ограниченной монархии вы бы выделили? Слайд №11, 12
- Деление на группы: Как вы считаете, возможно ли возрождение монархии в России? Слайд №13.
(ДА – это экзотическая форма правления, которую современный российский народ еще не попробовал на вкус;
НЕТ – форму правления выбирает не народ + многие не готовы к такому государственному решению) - Закрепление изученного на уроке. Слайд №14(графический диктант). Слайд №15(ответы)
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание: Выучить конспект.