Логические основы вычислительной техники

Разделы: Информатика


"Память становится мыслящей". (Д.Б.Эльконин)

Теоретическая часть представлена в виде лекции, а для практической части я применяю разработанные мною карточки для устного закрепления материала и решения задач.

Цели:

Образовательные:

  • Познакомить с определениями: понятие, высказывание и его видами, умозаключение, логические величины, логические переменные.
  • Познакомить с основными логическими операциями (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквивалентность), их свойствами и обозначениями;
  • Закрепить практические навыки представления логических выражений с помощью формул и таблиц истинности

Развивающие:

  • Способствовать развитию логического мышления,
  • Способствовать развитию памяти, внимания.
  • Научить правильно рассуждать, уадеть давать ответы на поставленные вопросы

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию аккуратности, терпению.
  • Способствовать культурному и интеллектуальному развитию учеников.

Урок 1

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

Объяснение нового материала.

Сегодня мы с Вами познакомимся с разделом информатики, который называется "Логика".

Логика, как наука развивается с IV в. до н э. начиная с трудов Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Именно он подверг анализу человеческое мышление, такие его формы, как понятие, суждение, умозаключение.

Продолжил это немецкий ученый и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716). Он считал, что можно заменить простые рассуждения действиями со знаками. Развил эти идеи Джордж Буль (1815-1716)(отец писательницы Лилиан Войнич - роман "Овод").

Создателем алгебры логики считается английский математик Джордж Буль.

Логика (от греч. "логос", означающего "слово" и "смысл") - наука о законах, формах и операциях правильного мышления.

Ее основная задача заключается в нахождении и систематизации правильных способов рассуждения.

А теперь познакомимся с основными формами абстрактного мышления.

Понятие - это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов. Всякое понятие имеет содержание и объем/

Например, понятие "Черной море" - отражает единичный предмет, "Сиамская кошка" - отражает класс сиамских кошек.

Содержание понятия - совокупность существенных признаков множества, отраженных в этом понятии. Например, понятие "квадрат" - прямоугольник, имеет равные стороны.

Объем понятия - множество предметов, которые мыслятся в понятии. Например, под объемом понятия "лев" подразумевается множество всех львов, которые существовали, существуют и будут существовать.

Игра: цель игры - определить содержание и объем понятий, заданных в виде изображений.

Развернуть один монитор так, чтобы ученикам за партами не был виден экран, вызвать одного ученика к этому компьютеру и открыт .> папку со специально подобранными картинками (по одной на экране). Ученик рассмотрев картинку должен описать ее, стараясь называть только самые существенные признаки, по одному, а класс должен угадать (желательно, чтобы характеристик было как можно меньше и самое главное). Рассмотреть несколько картинок. Например, фото козы - ее существенным признаком на сегодняшний день может быть - символ уходящего года; домашнее животное, любит капусту, белая,.. Изображение ножниц - ими режут бумагу; имеют два кольца и два конца, посередине гвоздик ...

Итог: не всегда ученики могут выделить существенные признаки предмета, а это главное при изучении чего-то нового, определить суть - понятие.

Высказывание (суждение) - повествовательное предложение, о котором можно сказать истинно оно или ложно. Бывают простые и сложные (объединяют несколько простых).

Высказывания
Общие Частные Единичные
Начинаются со слов:

все, всякий, каждый, ни один, любой...

Начинаются со слов:

некоторые, большинство, многие...

Например, А - первая буква алфавита.

Записать по одному примеру.

Упражнения (устно):

№1. Какие предложения являются высказываниями?

Москва - столица РФ.

Алуштинский дворец (Ласточкино гнездо) находится в Крыму.

5-9 + 8.

5-9 + 8 = 4.

На юге Африки живут пингвины.

Ответ: 1, 4, 5.

Урок 2

Тема: "Понятие математической логики. Логические операции".

Цель: Познакомить учащихся с понятием высказывания и логическими операциями.

План:

  1. Орг. момент.
  2. Изучение нового материала.
  3. Решение задач.
  4. Домашнее задание.

Ход урока. Изучение нового материала.

История логики насчитывает около двух с половиной тысячелетий. Она берёт начало от формальной логики Аристотеля. Дальнейшее развитие логики связано с именами Готфрида Вильгельма Лейбница и Джорджа Буля, которые разработали математический аппарат алгебры логики. Именно поэтому алгебру высказываний и называют булевой алгеброй. Математическая логика в XIX - XX вв. рассматривалась как базис для логического обоснования в различных областях математики, но в последние десятилетия математическая логика находит применение во многих областях, в частности, в кибернетик, теории ЭВМ, теории алгоритмов.

Основным понятием математической логики является понятие высказывания.

Высказывание - предложение, про которое всегда можно сказать, истинно оно или ложно. Высказывания бывают простые и сложные. Сложное высказывание состоит из простых, соединённых знаками логических операций. Простые высказывания обычно обозначают большими латинскими буквами: А, В, С, - и т.д.

Рассмотрим следующие логические операции:

Отрицание, (не), (инверсия), ( ? ), NOT - высказывание истинно когда оно ложно и наоборот;

Сложение, (дизъюнкция), (или), (V), OR - связь между простыми высказываниями А и В, в результате которого сложное высказывание F - истинно, когда хотя бы одно из высказываний истинно, в остальных случаях ложь;

Умножение, (конъюнкция), (и), (?), END - связь между простыми высказываниями А и В, в результате которого сложное высказывание F - истинно, когда оба высказываний истинно, в остальных случаях ложь;

Следование, (из А в В ), (> ) - связь между простыми высказываниями А и В, в результате которого сложное высказывание F - ложно, когда А - истинно а В - ложно в остальных случаях истина.

Логические величины - это понятия выражаемые словами И или Л.

Логическая переменная - это символически выраженная логическая величина.

Логическое выражение - это простое или сложное высказывание о котором можно сказать И оно или Л.

Логические операции определяются через таблицы истинности:

На примере задач мы запишем таблицы истинности.

А - юноша в школе, В - Юноша на уроке. Составим таблицы, которые показывают смысл операций и, или, не.

Отрицание "не"
А не А
И Л
Л И

  

Операция "и"
А В АиВ
И И И
И л Л
Л И Л
Л л л
Операция "или"
А В А или В
И И И
И л И
Л И И
Л л л

Пусть имеются два высказывания: А - у человека высокая температура, В - человек болен. Составим таблицу, которая показывает смысл операции следования.

Операция ">"
А В из А следует В
И И И
И Л л
Л И И
Л л И

Решим задачу.

Заполните таблицу:

Формула Высказывание Тигр Волк Бурундук Заяц
А Зверь полосатый        
В Зверь хищный        
не А          
не В          
А и В          
А или В          

Ответ:

Формула Высказывание Тигр Волк Бурундук Заяц
А Зверь полосатый И Л И Л
В Зверь хищный И И Л Л
не А Зверь не полосатый л И л И
не В Зверь не хищный л л И И
А и В Зверь полосатый и хищный И л л л
А или В Зверь полосатый или хищный И И И л

На основе изученного, мы должны знать, что существует несколько законов:

Переместительный (коммуникативный) закон:

  • А или В = В или А
  • АиВ = ВиА

Сочетательный (ассоциативный) закон:

  • (А или В) или С = А или (В или С)
  • (А и В) и С = А и (В и С)

Распределительный (дистрибутивный) закон:

  • (А и В) или С = (А или С) и (В или С)
  • (А или В) и С = (А и С) или (А и В)

Закон исключённого третьего:

  • А или не А = И

Закон противоречия:

  • А и не А = Л

Формулы де Моргана:

  • не (А или В) = (не А) и (не В)
  • не (А и В) = (не А) или (не В)

Формулы склеивания:

  • (А и В) или (А и не В) = А
  • (А или В) и (А или не В) = А

Формулы поглощения:

  • А или (А и В) = А
  • А и (А или В) = А