Цели:
- Образовательная: познакомить учащихся с новыми понятиями “ Единицы времени”, “Год”, “Месяц”.
- Воспитательная: воспитывать чувства доброжелательности, трудолюбия, отношения взаимовыручки и радости успехам друг друга.
- Развивающая: развивать вычислительные навыки, умение рассуждать, сравнивать, обобщать изучаемые факты; развивать речь, память, внимание.
- Валеологическая: сохранение и укрепление здоровья детей, профилактика утомляемости.
Задачи:
- Организация комфортных условий для работы учащихся.
- В ходе беседы выявить знания детей о единицах времени.
- Сформировать у детей представление о годе, месяце, неделе.
- Привести в систему знания детей о единицах времени – год, месяц, неделя.
- В ходе практической работы научить детей пользоваться табелем-календарём.
- Развивать самостоятельность учащихся используя творческие задания, нахождение собственных примеров к теме в окружающей жизни, самостоятельное составление задач на основе изученного материала.
План урока
I. Организационный момент:
- Постановка темы и целей урока.
II. Устный счет
- Сравнение единиц измерения длины и площади.
- Решение примеров на табличное умножение и деление
III. Изучение нового материала
- Беседа
- Знакомство с разными видами календаря.
- Практическая работа с табелем-календарём.
IV. Закрепление изученного
- Составление и решение задач по данным выражениям.
- Самостоятельная работа
V. Итог урока
- Вывод: “ Закончите фразы…”
VI. Задание на дом.
Ход урока
I. Постановка темы и целей урока. Актуализация знаний
Учитель:
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять,
Многое хочу узнать.
– Сегодня на уроке мы с вами пройдём новую тему. А как называется эта тема, какие новые понятия она для вас приготовила вы узнаете выполнив задания устного счета.
II. Устный счет
– Итак, первое задание: Сравните данные величины.
5 см * 5 мм
48 мм * 4 см 8 мм
6 дм 8 см * 67 дм4 см * 4 дм
3 м * 2 дм
7 см * 5 см
– Какие математические величины вы сейчас сравнивали? (Единицы измерения длины и единицы измерения площади.)
– Какие слова общие в этих понятиях? (Единицы измерения.)
– Сегодня на уроке мы тоже будем говорить об единицах измерения. Но, какие, именно, единицы измерения нам предстоит сегодня изучить, вам подскажет слово, которое нужно отгадать.
“ Что идёт не двигаясь?” (Время.)
– Правильно “время”. Так, с какими единицами измерения, мы с вами сегодня на уроке познакомимся? (С единицами измерения времени.)
ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕМЕНИ |
– Но, ребята, у времени очень много единиц измерения и за один урок мы не сможем их все изучить, поэтому они решили приходить к нам на уроки математики по очереди. Первыми решили к нам прийти …. . Отгадайте слово, которое спряталось за этими примерами и оно вам подскажет какие, именно, единицы времени вы будете изучать.
7 х 9
21 : 3
9 х 9
5 х 8
1 х 18А
Р
К
Е
Н36 : 4
7 х 8
72 : 9
0 х 5Д
Л
А
Ь
81 63 56 40 18 9 8 7 0
– Расположите ответы в порядке убывания и прочитайте слово которое у вас получилось. (Календарь.)
– Что показывает календарь? (Даты, дни недели, месяцы, год.)
|
|
– Сегодня на уроке мы будем говорить о единицах времени “ Год”, “ Месяц”.
– А для чего нам нужно знать эти единицы времени?
( Выслушиваются ответы детей.)
– Ребята, помните сказку по 12 месяцев, которые помогли героине сказки набрать подснежники в зимнюю стужу?
– А могут ли на самом деле месяцы меняться местами?
– Перечислите в каком порядке идут месяцы в календаре?
- Первый ёлку нам принёс,
Запушил её мороз.
И у гостя в серебре
Брови и ресницы.
Он открыл в календаре
Первую страницу.
- Гость второй – молодой,
Он в ушанке со звездой.
И в полах его шинели
Завиваются метели.
- Третий гость на солнце весел,
А в тени всегда сердит.
- А четвёртый – светел, ясен,
Он капелями звенит.
- Пятый гость нарядный-
Праздничный, парадный.
- А шестой, седьмой, восьмой
Прибежали в майках,
Полон ягод лес густой
Вся в цветах полянка.
- Гость девятый – ученик
Носит белый воротник,
У него дневник в руке
И пятерки в дневнике.
- А десятый гость – богатый,
С чем пришёл он к нам, ребята?
С урожаем он пришёл-
Приглашает всех за стол.
- Гость одиннадцатый к нам
Входит гордым шагом.
Нет конца цветным огням
И расшитым флагам.
- Гость последний приближается,
Снегом всё запорошил,
Шубку выбелил у зайца,
Спать медведя уложил,
И ребятам снова – ёлочка готова!
– Сколько гостей вы насчитали?
Дети. 12 месяцев.
Физкультминутка
Встаньте те, кто родился в зимние месяцы.
Хлопните в ладоши те, кто родился в весенние
месяцы.
Помашите руками те, кто родился в летние месяцы.
Топните ногами те, кто родился в осенние месяцы.
III. Изучение нового материала
1. Беседа
– Какой месяц открывает в календаре первую
страницу?
– Какой месяц год кончает, зиму начинает?
– Что составляют 12 месяцев?
– Сколько времен в году?
Дети. 4 сезона
Учитель. Перечислите времена года.
Дети. Зима, Весна, Лето, Осень.
Учитель. По сколько месяцев в каждом
времени года?
– Одинаковое ли количество дней в месяцах?
– Какой самый короткий месяц?
– Сколько в нем дней?
– Всегда ли в феврале 28 дней?
– Через сколько лет в феврале 29 дней?
– Как называется год, когда в феврале 29 дней?
– Сколько всего дней в году?
Дети. 365 (366) дней.
Учитель. Как распределяются дни в месяце? Сколько недель в месяце?
Дети. 4 недели.
Учитель. Сколько в неделе дней?
Дети. 7 дней.
Учитель. Как называются дни недели, перечислите их?
Дети. Понедельник. Вторник. Среда. Четверг. Пятница. Суббота. Воскресенье
Учитель. Ребята, посмотрите на доску, правильно ли мы расположили таблички? Давайте вместе приведем их в порядок.
– Посмотрите на таблицу и скажите какая из них
самая большая единица времени?
– Что такое год? ( 12 месяцев, 4 сезона, 365 (366 ) дней )
– Каждый год называется високосным? ( год, где 366
дней; когда в феврале 29 дней )
2. Знакомство с разными видами календарей
– В начале урока мы с вами расшифровали слово “ календарь” и выяснили что показывает он. А как раньше люди определяли единицы времени, год, месяц, дни?
В старину люди делали зарубки, отмечая дни. Этот способ был не очень удобен. Тогда был составлен календарь. С начало был отрывной календарь. Гораздо позже был составлен табель-календарь. В наше время существует множество различных видов календарей: карманный, настольный, перекидной, восточный, электронный и т.д. Но все они показывают год, месяцы, дни недели, даты.
3. Практическая работа с табелем-календарем
– Что записано в календаре с левой стороны?
– Как распределены числа?
– Что расположено горизонтально?
– Почему одни цифры черные, а другие красные?
– Назовите месяцы, где 30 дней? 31 день?
– Назовите число, месяц, день недели по этому
календарю вашего дня рождения, дня рождения мамы,
папы.
– Сколько месяцев длится самая любимая пора
детей- летние каникулы?
– Сколько это недель?
– Сколько это дней?
– Сколько дней будут длиться зимние каникулы,
если они начнутся 30 декабря и закончатся 11
января? Сколько это полных недель?
IV. Закрепление
Составление и решение задач по данным выражениям.
3 х 4 7 х 4 30 х 2 – 8 31 + 28 4 х 30
– Ребята используя табель – календарь,
составьте задачи по данным выражениям.
– Есть такое словосочетание “ Солнечная
Бурятия”. Как вы думаете, почему так говорят?
– Да, вы правы, много солнечных дней дарит нам природа. Посчитайте, пожалуйста, сколько солнечных дней стояло осенью, если в течение осени стояли теплые солнечные дни и только в течении одной недели была пасмурная, дождливая погода?
V. Итог урока
– Закончите фразы.
Год это …… месяцев , … дней , … сезона
В месяце … недели, ….дней.
Неделя это … дней.
Високосным годом называют год, где ….дней.
VI. Домашнее задание
– Дома составите свою задачу с изученными
единицами времени, используя табель- календарь.
У кого из вас получится самая интересная задача,
узнаем на следующем уроке.