Единицы времени: год, месяц

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Образовательная: познакомить учащихся с новыми понятиями “ Единицы времени”, “Год”, “Месяц”.
  • Воспитательная: воспитывать чувства доброжелательности, трудолюбия, отношения взаимовыручки и радости успехам друг друга.
  • Развивающая: развивать вычислительные навыки, умение рассуждать, сравнивать, обобщать изучаемые факты; развивать речь, память, внимание.
  • Валеологическая: сохранение и укрепление здоровья детей, профилактика утомляемости.

Задачи:

  1. Организация комфортных условий для работы учащихся.
  2. В ходе беседы выявить знания детей о единицах времени.
  3. Сформировать у детей представление о годе, месяце, неделе.
  4. Привести в систему знания детей о единицах времени – год, месяц, неделя.
  5. В ходе практической работы научить детей пользоваться табелем-календарём.
  6. Развивать самостоятельность учащихся используя творческие задания, нахождение собственных примеров к теме в окружающей жизни, самостоятельное составление задач на основе изученного материала.

План урока

I. Организационный момент:

  1. Постановка темы и целей урока.

II. Устный счет

  1. Сравнение единиц измерения длины и площади.
  2. Решение примеров на табличное умножение и деление

III. Изучение нового материала

  1. Беседа
  2. Знакомство с разными видами календаря.
  3. Практическая работа с табелем-календарём.

IV. Закрепление изученного

  1. Составление и решение задач по данным выражениям.
  2. Самостоятельная работа

V. Итог урока

  1. Вывод: “ Закончите фразы…”

VI. Задание на дом.

Приложение 1

Ход урока

I. Постановка темы и целей урока. Актуализация знаний

Учитель:

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять,
Многое хочу узнать.

– Сегодня на уроке мы с вами пройдём новую тему. А как называется эта тема, какие новые понятия она для вас приготовила вы узнаете выполнив задания устного счета.

II. Устный счет

– Итак, первое задание: Сравните данные величины.

5 см * 5 мм
48 мм * 4 см 8 мм
6 дм 8 см * 67 дм
4 см * 4 дм
3 м * 2 дм
7 см * 5 см

– Какие математические величины вы сейчас сравнивали? (Единицы измерения длины и единицы измерения площади.)

– Какие слова общие в этих понятиях? (Единицы измерения.)

– Сегодня на уроке мы тоже будем говорить об единицах измерения. Но, какие, именно, единицы измерения нам предстоит сегодня изучить, вам подскажет слово, которое нужно отгадать.

“ Что идёт не двигаясь?” (Время.)

– Правильно “время”. Так, с какими единицами измерения, мы с вами сегодня на уроке познакомимся? (С единицами измерения времени.)

ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕМЕНИ

– Но, ребята, у времени очень много единиц измерения и за один урок мы не сможем их все изучить, поэтому они решили приходить к нам на уроки математики по очереди. Первыми решили к нам прийти …. . Отгадайте слово, которое спряталось за этими примерами и оно вам подскажет какие, именно, единицы времени вы будете изучать.

7 х 9
21 : 3
9 х 9
5 х 8
1 х 18
А
Р
К
Е
Н
36 : 4
7 х 8
72 : 9
0 х 5
Д
Л
А
Ь
81 63 56 40 18 9 8 7 0
                 

– Расположите ответы в порядке убывания и прочитайте слово которое у вас получилось. (Календарь.)

– Что показывает календарь? (Даты, дни недели, месяцы, год.)

Год
Месяц

– Сегодня на уроке мы будем говорить о единицах времени “ Год”, “ Месяц”.

– А для чего нам нужно знать эти единицы времени?

( Выслушиваются ответы детей.)

– Ребята, помните сказку по 12 месяцев, которые помогли героине сказки набрать подснежники в зимнюю стужу?

– А могут ли на самом деле месяцы меняться местами?

– Перечислите в каком порядке идут месяцы в календаре?

  1. Первый ёлку нам принёс,
    Запушил её мороз.
    И у гостя в серебре
    Брови и ресницы.
    Он открыл в календаре
    Первую страницу.
  1. Гость второй – молодой,
    Он в ушанке со звездой.
    И в полах его шинели
    Завиваются метели.
  1. Третий гость на солнце весел,
    А в тени всегда сердит.
  1. А четвёртый – светел, ясен,
    Он капелями звенит.
  1. Пятый гость нарядный-
    Праздничный, парадный.
  1. А шестой, седьмой, восьмой
    Прибежали в майках,
    Полон ягод лес густой
    Вся в цветах полянка.
  1. Гость девятый – ученик
    Носит белый воротник,
    У него дневник в руке
    И пятерки в дневнике.
  1. А десятый гость – богатый,
    С чем пришёл он к нам, ребята?
    С урожаем он пришёл-
    Приглашает всех за стол.
  1. Гость одиннадцатый к нам
    Входит гордым шагом.
    Нет конца цветным огням
    И расшитым флагам.
  1. Гость последний приближается,
    Снегом всё запорошил,
    Шубку выбелил у зайца,
    Спать медведя уложил,
    И ребятам снова – ёлочка готова!

– Сколько гостей вы насчитали?

Дети. 12 месяцев.

Физкультминутка

Встаньте те, кто родился в зимние месяцы.
Хлопните в ладоши те, кто родился в весенние месяцы.
Помашите руками те, кто родился в летние месяцы.
Топните ногами те, кто родился в осенние месяцы.

III. Изучение нового материала

1. Беседа

– Какой месяц открывает в календаре первую страницу?
– Какой месяц год кончает, зиму начинает?
– Что составляют 12 месяцев?
– Сколько времен в году?

Дети. 4 сезона

Учитель. Перечислите времена года.

Дети. Зима, Весна, Лето, Осень.

Учитель. По сколько месяцев в каждом времени года?
– Одинаковое ли количество дней в месяцах?
– Какой самый короткий месяц?
– Сколько в нем дней?
– Всегда ли в феврале 28 дней?
– Через сколько лет в феврале 29 дней?
– Как называется год, когда в феврале 29 дней?
– Сколько всего дней в году?

Дети. 365 (366) дней.

Учитель. Как распределяются дни в месяце? Сколько недель в месяце?

Дети. 4 недели.

Учитель. Сколько в неделе дней?

Дети. 7 дней.

Учитель. Как называются дни недели, перечислите их?

Дети. Понедельник. Вторник. Среда. Четверг. Пятница. Суббота. Воскресенье

Учитель. Ребята, посмотрите на доску, правильно ли мы расположили таблички? Давайте вместе приведем их в порядок.

– Посмотрите на таблицу и скажите какая из них самая большая единица времени?
– Что такое год? ( 12 месяцев, 4 сезона, 365 (366 ) дней )
– Каждый год называется високосным? ( год, где 366 дней; когда в феврале 29 дней )

2. Знакомство с разными видами календарей

– В начале урока мы с вами расшифровали слово “ календарь” и выяснили что показывает он. А как раньше люди определяли единицы времени, год, месяц, дни?

В старину люди делали зарубки, отмечая дни. Этот способ был не очень удобен. Тогда был составлен календарь. С начало был отрывной календарь. Гораздо позже был составлен табель-календарь. В наше время существует множество различных видов календарей: карманный, настольный, перекидной, восточный, электронный и т.д. Но все они показывают год, месяцы, дни недели, даты.

3. Практическая работа с табелем-календарем

– Что записано в календаре с левой стороны?
– Как распределены числа?
– Что расположено горизонтально?
– Почему одни цифры черные, а другие красные?
– Назовите месяцы, где 30 дней? 31 день?
– Назовите число, месяц, день недели по этому календарю вашего дня рождения, дня рождения мамы, папы.
– Сколько месяцев длится самая любимая пора детей- летние каникулы?
– Сколько это недель?
– Сколько это дней?
– Сколько дней будут длиться зимние каникулы, если они начнутся 30 декабря и закончатся 11 января? Сколько это полных недель?

IV. Закрепление

Составление и решение задач по данным выражениям.

3 х 4 7 х 4 30 х 2 – 8 31 + 28 4 х 30

– Ребята используя табель – календарь, составьте задачи по данным выражениям.
– Есть такое словосочетание “ Солнечная Бурятия”. Как вы думаете, почему так говорят?

– Да, вы правы, много солнечных дней дарит нам природа. Посчитайте, пожалуйста, сколько солнечных дней стояло осенью, если в течение осени стояли теплые солнечные дни и только в течении одной недели была пасмурная, дождливая погода?

V. Итог урока

– Закончите фразы.

Год это …… месяцев , … дней , … сезона
В месяце … недели, ….дней.
Неделя это … дней.
Високосным годом называют год, где ….дней.

VI. Домашнее задание

– Дома составите свою задачу с изученными единицами времени, используя табель- календарь.
У кого из вас получится самая интересная задача, узнаем на следующем уроке.