Цели урока:
- развивать навыки нахождения и правильного употребления фразеологизмов в речи;
- уметь объяснять лексическое значение фразеологизмов, подбирать синонимические и антонимические пары;
- продолжать работу над формированием письменно-речевой деятельности учащихся путем выполнения заданий творческого вида с использованием фразеологизмов;
- развивать творческие способности и образное мышление;
- обогащать словарный запас учащихся;
- воспитывать любовь к родному языку, его красоте, многозначности.
Оборудование урока:
- тетради,
- фразеологический словарь,
- рисунки учащихся,
- раздаточный материал,
- мультимедийное оборудование (интерактивная доска, проектор, компьютер),
- презентация.
Ход урока
1. Организационный момент (объявление темы урока (слайд № 1), формирование целей урока).
Учитель: Мы продолжаем знакомиться с фразеологизмами русского языка. Они украшают нашу речь, делают ее яркой и образной. Поэтому цель нашего сегодняшнего урока заключается в следующем: в умении находить фразеологизмы в тексте, объяснять их лексическое значение и правильно употреблять их в нашей речи.
2. Устный опрос.
Учитель: Вспомните, что вы знаете о фразеологизмах?
Ответы учащихся: ( Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов с образным, переносным смыслом. Фразеологизмы можно заменить близким по значению словом, словосочетанием или предложением. Существуют фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы. В предложении фразеологизмы являются одним членом предложения).
Учитель: Давайте сравним ваши ответы с утверждениями, записанными на доске. Всё ли правильно? (слайд № 2, презентация)
Учащиеся находят неверное утверждение, делают выводы.
3. Фронтальная проверка домашнего задания (слайд № 3, презентация).
Учитель: А теперь проверим домашнее задание. Пользуясь фразеологическим словарем и знаниями, полученными на предыдущих уроках, вы должны были составить предложения с фразеологизмами по теме "Человек".
Учащиеся зачитывают свои предложения, выделяя фразеологизмы. Под руководством учителя делают выводы о том, что фразеологизмы очень метко подчеркивают черты характера человека.
4. Тренировочные упражнения (разминка с использованием презентации, интерактивной доски).
Упражнение 1. (слайд № 4, презентация)
Учитель: Сгруппируйте фразеологизмы по значению: бездельничать, обманывать, работать старательно. Запишите их в 3 колонки. (Читаем)
Не покладая рук, втирать очки, бить баклуши, водить за нос, в поте лица, гонять лодыря, сидеть сложа руки, обвести вокруг пальца, засучив рукава.
Учитель: Откуда появились фразеологизмы. Знаете ли вы источники происхождения фразеологизмов?
(Учащиеся называют источники происхождения фразеологизмов)
Учитель: Ребята, нам встретились новые фразы, давайте дадим толкование тем из них, значение которых вам непонятно.
Подготовленные учащиеся рассказывают о происхождении фразеологизмов (слайды № 5, 6, 7, презентация) по самостоятельно найденным источникам. Далее идет выполнение упражнения, взаимопроверка (слайд № 8, презентация)
Упражнение 2 (слайд № 9, презентация)
Учитель: Подберите к фразеологизмам из первого столбца словосочетание или слово-объяснение из второго столбца.
Не бросать слов на ветер легкомысленный Заячья душа зазнаваться Мухи не обидит приуныл Ветер в голове добрый Вылетело из головы не говорить впустую Повесил нос трусливый Задирать нос забыл
(Самопроверка, слайд № 10, презентация)
Учитель: В каких случаях можно использовать данные фразеологизмы? (характеристика человека). Мы с вами уже говорили о том, что в русском языке существует явление антонимии и синонимии фразеологизмов. (Повторение понятий)
Упражнение 3 (слайд № 11, презентация)
Учитель: Образуйте антонимические пары фразеологизмов.
Засучив рукава -
Душа в душу -
Рукой подать -
Душа нараспашку -
Зарубить на носу -
(Опустив рукава, как кошка с собакой, за тридевять земель, себе на уме, вылетело из головы).
(Выполнение упражнения, взаимопроверка, (слайд № 12, презентация)
Упражнение 4 (слайд № 13, презентация)
Учитель: Выберите из записанных фразеологизмов те, которые являются синонимами к фразеологизму СЕМЬ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ. Но сначала давайте обратимся к школьному фразеологическому словарю и дадим толкование этого фразеологизма.
(Учащиеся работаю с фразеологическим словарем)
Не разлей вода, добрая душа, светлая голова, толочь в ступе воду,
голова на плечах, подавать надежды, человек большого ума,
ума палата, кожа да кости, в ежовых рукавицах, ума не занимать,
в огонь и в воду.
(Семи пядей во лбу - светлая голова, голова на плечах, человек большого ума, ума палата, ума не занимать)
(Проверка, слайд № 14, презентация)
5. Работа с текстом (работа в паре). (Слайд № 15)
Учитель: Перед вами текст, который придумала для вас я. (Приложение 1). Найдите и выпишите фразеологизмы, объясните их значение. (слайд № 16, презентация). (Приложение 1)
Мой дедушка - плотник. Вот уже сорок лет он живёт с бабушкой душу в душу в маленькой деревеньке, от которой рукой подать до города, и я каждый выходной езжу к ним в гости. Вся деревня обращается к деду за помощью: кому грабли сделать, кому крышу починить. Он никогда слов на ветер не бросает. Раз обещал, то обязательно сделает. Все говорят, что дедушка - мастер на все руки. А как он работает! Вкладывает душу в любое дело, и поэтому работа в его руках спорится.
(Проверка, слайд № 17, презентация).
Учитель: Если в тексте мы заменим устойчивые сочетания на обычные слова (слова из общеупотребительной лексики), что-нибудь изменится?
(Ответы учащихся о роли фразеологизмов в речи)
6. Творческая работа (сочинение-миниатюра). (Слайд № 18)
Учитель: А теперь мы подошли к самой интересной, но достаточно трудной работе - созданию собственного текста. Используя фразеологизмы, о которых мы говорили на уроке, а также те, которые вы знаете, нужно написать сочинение-миниатюру (5-7 предложений) на тему "Мой дорогой человек:". Ваша личная оценка качеств человека, который близок вам по характеру, по душе. Это может быть ваш друг, подруга, ваша мама, сестра, брат и т.д. Ваше видение этого человека, отличительных особенностей характера, качеств, достойных уважения. Возможно, этот лист нашей электронной тетради (слайд № 19, презентация) поможет вам в выборе метких выражений.
Мухи не обидит, мастер на все руки, душа в душу, не разлей вода, светлая голова, золотые руки, простая душа, душа нараспашку, слов на ветер не бросать, идти в огонь и в воду, вкладывать душу, стреляный воробей, как за каменной стеной, с открытой душой.
(Заслушивание полученных текстов)
7. Домашнее задание (слайд № 20, презентация).
Учитель: Говоря об устойчивых сочетаниях, нельзя не обратиться к образцам художественной литературы - одному из источников появления фразеологизмов в нашей речи. Вам предлагается вернуться к страницам басен И.А. Крылова, выписать 5 фразеологизмов и объяснить их значение.
8. Итоги урока (слайд № 21, презентация)
Учитель: Подведём итоги уроки. Что вы узнали нового? Чему научились? Так зачем же нужно изучать фразеологизмы? (Оценивание всех участвовавших в уроке)