Тема урока: "Умножение на 3" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • закрепление знания изученных случаев умножения;
  • совершенствование вычислительные навыки, развивать логическое мышление;
  • воспитывать интерес к художественной литературе, интерес к предмету.

Оборудование: рисунки сказочных героев, геометрический материал, лента цифр, книга Д. Родари “Чипполино”.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и цели урока

Учитель: Сегодня на уроке мы отправляемся в сказочное путешествие, не забывая при этом закреплять пройденный материал. Итак, в одной сказочной стране жили фрукты и овощи. И правил в этой стране злой и жадный принц Лимон.

– Какая это сказка? (Сказка Д. Родари “ Чипполино”.)

– Правильно, Но мы ее немного изменим.

3. Основная часть

1. Устный счет

– В математике принц Лимон был не силен. Даже номера домов в этой стране все были перепутаны. Сейчас вы сами можете в этом убедиться. Я буду диктовать вам зашифрованные номера домов, а вы будете записывать их.

Найти сумму чисел 24 и 2.
Разность чисел 50 и 6.
Произведение чисел 2 и 6.
Число 32 увеличить на 8 .
Число 14 уменьшить на 7 .
Напишите число, следующее за числом 49.
Число, которое стоит перед числом 70.
Записать два числа, в сумме которых получается 12.

– А теперь прочитаем номера домов на сказочной улице.

– Все жители королевства должны были платить налог за солнце, за дождик, за воздух. Но принц Лимон с горем пополам умел считать, поэтому налог нужно было платить только монетами по 3 копейки. Какие числа можно набрать этими монетами?

3, 4, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27.

– На сколько увеличивается каждое последующее число?

– Как получить числа 9, 18, 21, 24

2. Решение примеров

– В этом сказочном королевстве жил веселый мальчик- луковка и звали его Чипполино. Его окружали добрые и честные люди. Принц Лимон не любил таких людей, поэтому посадил в тюрьму отца Чипполино, его друзей и соседей. Чипполино поспешил собрать друзей и они отправились к самому знатному дому в этом королевстве – к дому графинь Вишен. Графини были дамами строгими и сварливыми, а любимым словом у них было слово………. Впрочем ,вы сами сможете прочитать это слово, если правильно решите примеры.

3 х 2 = Я 3 х 3 = Е 3 х 4 = Ь
3 х 5 = Л 3 х 8 = Н 3 х 6 = З
24, 9, 15, 12, 18, 6

НЕЛЬЗЯ (слово складывается на доске )

3. Решение задачи

– Слово “нельзя” было обращено к маленькому племяннику графинь – графу Вишенке. Ему нельзя было играть с деревенскими мальчишками, собирать цветы, гоняться за бабочками. У него была тайна. Оказывается, Вишенка потихоньку от своих тетушек, посадил на клумбах садовые ромашки. Нам остается узнать , сколько ромашек ему удалось посадить.

(Задача решается на доске с объяснением )

Задача.
Вишенка посадил ромашки на 4 клумбах по 3 ромашки на каждой. Сколько всего ромашек посадил Вишенка.

3 х 4 = 12 (р.)

4. Физкультминутка

Солнце глянуло в кроватку,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.

5. Составить выражения

– Еще Вишенка очень любил плескаться с рыбками в пруду. Но ему можно было бы лишь любоваться их игрой с берега. Зато Вишенка знал все тайны этих рыбок. А сейчас рыбки поделятся своими секретами с вами.

(На доске рисунок пруда, к которому ученики, составив правильное выражение, прикрепляют рыбок.)

20 + (12 + 4
82 – (45 + 5)
(20 – 5) + 50
(35 + 8 ) – 9

- Итак, рыбки мечтают, чтобы Вишенке было позволено плескаться с ними в пруду.

6. Решение задачи (самостоятельная работа)

– Чипполино с друзьями надо было узнать, как охраняется тюрьма и сколько там стражников – лимончиков.

Задача
Днем тюрьму охраняют 8 лимончиков, а ночью на 4 лимончика больше. Сколько всего лимончиков – охранников было?

1) 8+ 4 =12 (л.)
2) 8 + 12 = 20 (л.)

7. Веселая задачка (устно)

– Друзьям осталось раздобыть ключ от тюремных ворот. Чипполино подружился с графом Вишенкой. Вишенка взялся ему помогать. Ключ от тюрьмы хранился у свирепого сеньора Помидора – хозяина королевской тюрьмы. Сеньор Помидор отлично знал математику и закодировал замок сейфа, где хранился ключ.

Чтобы добыть ключ, необходимо было отгадать загадку сеньора Помидора.

Шел сеньор Помидор
И увидел мухомор,
3 опенка , 3 сморчка,
3 масленка , 3 строчка.
У кого ответ готов,
Сколько он нашел грибов? (11)

8. Сравнение выражений

– Граф Вишенка помог нам достать заветный ключ. Друзья отправились в тюрьму и освободили всех узников. А чтобы стража не могла преследовать беглецов, Чипполино с друзьями повел их разными тропинками. Сбить лимончиков со следа, помогали стрелочки и галочки, которые Чипполино разбрасывал в траве. Они очень похожи на знаки сравнения чисел.

3 х 3 ? 2 х 5
2 х 2 ? 3 х 5
(у доски)
3 х 2 ? 2 х 8
2 х 9 ? 3 х 7
(самостоятельно )

4. Итог урока

– Наша сказка подходит к концу. Мы помогли Чипполино и его друзьям справиться с несправедливостью, ведь дружба – сильное оружие.

Чипполино с друзьями решили построить себе дом, в котором они будут жить дружно и весело. Из каких фигур он состоит? (квадрат и треугольник)

– Начертите дом (стороны равны 3 см).

– Найти периметр.

– Начертите окно размером 1 см на 1 см и дверь размером 1см на 2см.

– Молодцы, вы сегодня очень хорошо работали!