Цель урока: организовать исследовательскую работу детей по выделению звуков [м], [м'], [л], [л'] в словах и сформировать знание о характеристике этих согласных звуков.
Задачи:
- Развивать фонематический слух детей.
- Обогащать словарный запас учащихся.
- Создать условия для наблюдения над словами на основе простых логических упражнений.
- Обучать плавному слоговому чтению при любом сочетании звуков и пониманию небольшого по объему прочитанного текста.
Оборудование учителя: ноутбук, проектор.
Ход урока
1. Организационный момент.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «пять».
Так не будем же лениться!
Будем весело учиться!
2. Актуализация знаний.
- Давайте вспомним, из чего состоит наша речь? (Из речевых звуков.)
- Почему из речевых звуков? (Только из речевых звуков получаются слова.)
- А во что складываются слова?
- Посмотрите на экран. (Приложение. Слайд 2) Прочитайте. Что записано?
- Как догадались, что записано предложение? Назовите признаки предложения.
- А где же слова в этих предложениях? Да и смысла пока никакого нет? Как же прочитать эту запись?
Работа над артикуляцией.
- Почему одно слово «Маргарита» записано по-разному? Что общего в этих словах?
Выделение звука [м] в слове.
3. Постановка проблемной ситуации.
(Приложение. Слайд 3) Звуко-буквенный анализ слов «Маргарита», «мяч». Дети выкладывают цветными кружочками на парте цепочку, дают характеристику каждому звуку.
- Что общего в этих словах? Что разного? Почему звук [м] в слове Маргарита твердый, а в слове «мяч» он мягкий? От чего это зависит? Какой буквой обозначаем эти звуки? Какой вывод можем сделать о букве м?
Учитель подводит детей к самостоятельному формулированию вывода.
(Приложение. Слайд 4) Аналогичная работа проводится со словами «лук», «лимон». Подведение детей к выводу.
(Приложение. Слайд 5)
- Ребята, мы с вами проделали такую большую работу. Кто же сможет назвать тему нашего урока? Какие задачи мы должны перед собой поставить? Что узнать и чему научиться?
- Посмотрите на экран. Почему звуки держатся за руки? Почему они подружились? Давайте оденем их.
Наблюдение над графическим изображением букв, их сходством и различием.
4. Чтение слогов, слов.
(Приложение. Слайд 6)
- Найди лишнее слово. (Лишнее слово лиса, т.к. первый звук [л'].)
Дети находят лишнее слово, объясняют свой выбор. Подбирают слова с мягким звуком [л'] в начале слова, в середине, в конце.
(Приложение. Слайд 7)
- Найди лишний слог. (Лишний слог мы, т.к. является местоимением.)
Дети находят лишний слог, объясняют свой выбор. Добавляют слоги, чтобы получились слова.
- Что общего у получившихся слов? (Все они начинаются на твердый звук [м].)
5. Работа с текстом.
(Приложение. Слайд 8)
- Рассмотрите картинку, прочитайте заглавие. Сделайте предположение, о ком или о чем будем читать?
Чтение детьми текста про себя.
- Что сейчас читали? Как узнали что это текст?
- Посчитайте, сколько предложений в этом тексте? Выделите границы предложений.
Чтение 1-го предложения.
- Что узнали о гноме? Чем является маленькое слово «и»? Какова его роль в предложении?
Чтение 2-го предложения.
- Какие цветы растут у гнома? Что можете рассказать о знаках, которые стоят в этом предложении? Чем является маленькое слово «у»? Что мы знаем о предлогах? Подчеркните пробел.
Чтение 3-го предложения.
- В каком предложении можно заменить слово «гном» местоимением?
- Захотелось ли вам подружиться с гномом? Почему?
6. Рефлексия.
(Приложение. Слайд 9)
- Что понравилось на уроке?
- Что было трудно?
- Давайте ответим на вопросы профессора, я думаю, что у нас получится.
Дети отвечают на вопросы, дополняют друг друга. Анализируют свою работу на уроке, поднимают цветные кружочки: красный – я все понял и смогу ответить на вопросы; зеленый – вопросы могут вызвать у меня затруднение; синий – не разобрался в материале.
7. Домашнее задание.
(Приложение. Слайд 10)
Творческое задание. Нарисуйте сад гнома и его друзей.