Цели:
1. Образовательные:
- расширить кругозор учащихся;
- познакомить учащихся с историей косметики, познакомить с профессиями: парикмахер, косметолог.
2. Развивающие:
- развитие интеллектуальных умений.
3. Воспитательные:
- дать стимул к самопознанию и самосовершенствованию девушки-подростка;
- формировать нравственные личностные качества.
Наглядные пособия:
- компьютер, мультимедийный проектор;
- презентация Power Point;
- кроссворд.
План урока:
- Сообщение темы и цели урока. Информация с использованием презентации.
- Актуализация опорных знаний. Разгадывание кроссворда.
- Сообщения учащихся.
- Практическая работа по вязанию.
- Подведение итогов урока, оценивание работ, выбор наилучших образцов вязания.
Ход урока
- Сообщение темы и цели урока. Информация с использованием презентации.
- Викторина «Из истории создания косметики».
- Конкурс «Народная мудрость».
- Разгадывание кроссворда «Гигиена и косметика» (Приложение 2).
- Заключительная часть.
Приложение 1. Слайд 1.
Сегодня мы с вами поговорим о красоте. С самых древних времен красота вызывала симпатию и любовь. Очень трудно отыскать человека, который бы не хотел нравиться окружающим. Наш внешний вид – это как визитная карточка. Почти каждый день мы добровольно или по необходимости «предъявляем себя многим людям. От того, насколько успешно мы это делаем, нередко зависит наша судьба.
Слайд 2.
У вас есть три параметра: внешность, манера поведения и личные качества (доброта, искренность и. т.д). От чего зависят, на ваш взгляд, первое впечатление о человеке. Проставьте проценты.
Слайд 3.
Психологи проводили исследования, которые показали, что внешность, рост, вес, одежда, прическа – на 55% определяет первое впечатление от человека. На 38% – производят впечатление манеры поведения человека – язык тела, визуальный контакт, уверенность в себе. От того, что вы знаете или о чем говорите, первое впечатление зависит всего лишь на 7%.
Первое впечатление:
- 55% – внешность.
- 38% – манера поведения.
- 7% – личные качества.
Ученые психологи провели эксперимент. Студентам двум групп было предложено оценить очерк, написанный женщиной журналистом, причем к тексту прилагался ее портрет. В одних группах испытуемых использовался портрет женщины с привлекательной внешностью, а в других – портрет «дурнушки».
- В какой группе очерк получил более высокие оценки?
Конечно, очерк красивой женщины.
Студенткам пединститута, были даны описания проступков, совершенных семилетними детьми. Прилагались их фотографии, сделанные крупным планом. Студентки должны били высказать свое отношение к поведению детей. Студентки оказались более снисходительными к тем, у кого была более привлекательная внешность.
Один мудрец, умирая, созвал своих дочерей и сказал им:
«Я беден и ничего не могу оставить вам в наследство, кроме доброго совета: будьте умными, если можете, будьте добрыми, если хотите, но красивыми будьте всегда».
Слайд 4.
Обратимся к мудрости древних.
Афоризмы о красоте.
1. Некрасивых женщин нет, есть женщины, которые не хотят быть красивыми. (Французская пословица.) Как вы понимаете эту пословицу? Нет некрасивых женщин, есть женщины неухоженные.
2. Изящество для тела – это то же, что здравый смысл для ума.
3. Габриэль Шанель, она же Коко, была удивительной и почти мифической женщиной. Выбившись из французской глубинки, она стала ведущим парижским модельером, известным на весь мир. Именно она ввела в моду короткую стрижку, женские брюки, духи Шанель №5, «маленькое черное платье, сумочку через плечо ми многое другое. Она была не только самой модной и элегантной женщиной своего времени, но и очень женщиной. Я хочу зачитать ее слова, ставшие почти афоризмами. Постарайтесь их запомнить.
Заботясь о красоте, надо начинать с сердца и души, иначе никакая одежда и косметика не поможет.
Какая наука – прекрасно выглядеть! Какое оружие – красота! И как элегантна скромность!
Безвкусица имеет пределы, только хороший вкус бесконечен.
Возраст для женщины – не самое важное: можно быть восхитительной в 20, очаровательной в 40 и оставаться неотразимой да конца своих дней.
4. Чтобы губы были красивыми, говорите только добрые слова.
Чтобы глаза были красивыми, ищите в людях только хорошее.
Чтобы фигура была стройной, поделитесь едой с голодными.
Чтобы волосы были красивыми, пусть с прядями каждый день играет малыш.
Красота, как долголетие, так и доброе здоровье на многие годы, есть одна из величайших тайн природы, и стремление к ней – одно из сильнейших свойств человеческой натуры. Настойчиво и постоянно мечтали люди о красоте и стремились к ней. Не случайно, древние народы наделяли своих богов вечной юностью и вечной физической красотой. Но, так как и юность не всегда гарантировала внешнюю красоту, то у людей возникало стремление быть или хотя бы казаться красивее, разукрасить себя, восполнить пробел, допущенный природой, усилить и ярче проявить то, что ею отпущено не очень щедро.
Из этой жажды красоты и юности, из этой естественной борьбы с беспощадным временем и родилось особое искусство – косметика.
Косметика (от греч. – искусство украшать) – наука о способах изменения и/или поддержания внешнего вида. Слово «косметика» произошло от древнегреческого «космос» – гармония, равновесие, красота. Уже в Древней Греции существовала специальная профессия – «космет». С самой глубокой древности существовало две косметики – косметика, сохраняющая красоту, и косметика, маскирующая недостатки.
Чтобы понять постоянно меняющиеся тенденции в косметике, интересно будет посмотреть на ее развитие.
Слайд 5.
- Какую страну мира можно считать колыбелью косметики?
А) Древний Китай;
Б) Древнюю Японию;
В) Древнюю Индию;
Г) Древний Египет.
Сообщения учащихся.
Слайды 6-13.
История создания косметики.
Практически все женщины пользуется косметикой. Но когда же человечество начало украшать свое лицо красками? Откуда оно взялось, вот это искусство – украшать свое лицо? С чего начался макияж? Сколько ему лет? Чем пользовались наши далекие предки (если, вообще, пользовались) для изменения своей внешности?
Родиной косметики считается Древний Египет. В этой стране искусство украшения лица и тела достигло наивысшего развития. Любовь египтян к косметике была так велика, что даже священным животным в храмах (кобрам, крокодилам, кошкам, быкам) рисовали круги вокруг глаз фосфоресцирующими красками, а статуям ярко вырисовывали глаза, заполняя радужную оболочку прозрачным кварцитом и на место зрачка, вставляя блестящую каплю хрусталя. В результате глаз начинал обладать неповторимым гипнотическим воздействием. Многие секреты косметики были известны только жрецам и избранным и хранились в строгой тайне. Следует отметить, что красились и мужчины, и женщины. Для египтянок же забота о внешности была делом первостепенной важности. Они красили волосы, ресницы, брови, ногти, губы, пудрились и румянились, красиво и ярко наряжались, делали прически и т. Д Более того, считалось даже позорным, если женщина не следила за собой и ходила по дому или показывалась на людях без макияжа, растрепанной, как попало одетой и т. п. Самое большое внимание в макияже уделяли глазам – «зеркалу души», их красили густой черной жидкостью. Краска делала глаза говорящими и выразительными. Кроме того, часто косметика имела и профилактические свойства, например, краска для век предотвращала воспаление век от слепящего солнца и сухого ветра, оздоравливала кожу, отпугивала своим запахом насекомых, предохраняла от болезней. Очень популярны были средства для отбеливания лица. Так, известно, что Клеопатра для сохранения нежности и белизны кожи использовала мазь, основным компонентом которой был размельченный крокодилий помет вместе с белилами. (Тогда люди не имели таких предрассудков, как мы сейчас, и не брезговали пометом). Египетская царица Клеопатра даже написала книгу по косметике и имела для производства парфюмерных изделий целую фабрику.
В Древнем Египте прекрасно знали все целебные и косметические свойства ароматических масел и благовоний, которые очень ценились и стоили так дорого, что их приравнивали к драгоценностям и хранили в специальных ларцах из сандалового дерева. Из Египта искусство макияжа распространялось по всему миру.
Далее – Рим. Римские красавицы начали широко использовать косметику уже в середине первого столетия нашей эры. Тушью для ресниц и тенями для век служила сурьма, мел придавал лицу необходимую белизну. В тоже время стали использовать средства для удаления волос, пемзой чистили зубы и красили волосы хной. Уже в Средние века хитом в модной тенденции косметики стала бледная кожа, которая являлась признаком богатства, а румянец – пользовался популярностью у женщин легкого поведения.
Высокого развития косметика достигла и у народов Ближнего и Среднего Востока. Они изобрели духи, туалетную воду, краски для волос. На Дальнем Востоке – в Корее, Китае, Японии косметике придавали особое эстетическое значение. Наиболее искусны были похожие на нежные цветы японские гейши. Краски их лица были очаровательно мягки, макияж – изыскан. Ощущался высокий вкус и полная гармония с прической, украшениями, костюмом... Как правило, гейши часами сидели перед баночками белил и румян, водя пуховкой по нежной коже.
Но в эпоху Ренессанса использование отбеливающих средств в косметике было опасно для здоровья и жизни людей. Как известно, в состав той пудры, что изобрела сеньора Тоффана (которая знаменита изобретением яда, убившего большое количество мужчин, неверных своим супругам), входил мышьяк. Но, сеньора предупреждала каждую свою клиентку, что использовать данную косметику нужно в крайних случаях, таких как – соблазнение партнера, например. В эпоху Средневековья для декоративной косметики наступили тяжёлые времена. Накрашенные губы и подведённые глаза приравнивались святой инквизицией к проявлению колдовства. Да и много позже, в Англии, стране, как известно, консервативной, в 1779 г. был принят закон, гласящий, что «...всякая женщина любого возраста, будь то девица, замужняя или вдова, если с помощью духов, помад, румян... соблазнит подданного его величества, будет судима как за колдовство, и брак будет считаться недействительным». Потихоньку в моду вошли румяна и помада, служившие для предания более здорового цвета лица, как предполагали французские модницы. В основном, косметика содержала природные компоненты, травы, ягоды, воду, но нередко аптекари, занимающиеся разработкой очередного косметического средства, добавляли ртуть и азотную кислоту. Теперь понятно, почему появилась поговорка «Красота требует жертв», ведь эти вещи опасны для жизни.
В Древней Руси пользовались красками «из огорода»: для румян брали ломтик свеклы, для губ – плоды малины или вишни, для бровей и глаз – кусочек уголька и налет сажи. Надо сказать, наши деревенские модницы достигали почти виртуозного мастерства в пользовании этими нехитрыми средствами. «Губками ала, червлёна бровями...»
Слайды 14-3.
1. Викторина «Из истории создания косметики».
Слайд 24.
2. Конкурс «Народная мудрость». Учащимся необходимо сложить обе половинки пословицы.
Народная мудрость.
1. Никчемному человеку | 1. в красоте характера. |
2. Красота приглядится, | 2. а доброта навек. |
3.Красота лица – | 3. без разума пуста. |
4. Красота до вечера, | 4. хворь не лечат. |
5. Красота | 5. а ум пригодится. |
6. Снаружи красота, | 6. косых глаз не исправит. |
7. Красавица без ума – | 7. и красота не нужна. |
8. Лицом красавица, | 8. что кошелек без денег. |
9. Румянами | 9. а нравом только черту нравится. |
10. Сурьма | 10. а внутри пустота. |
Слайд 25-28.
- На какие основные группы делится косметика?
1. Врачебная косметика: гигиеническая (профилактическая), лечебная, хирургическая косметика.
2. Декоративная косметика.
Гигиеническая косметика борется эффективно с начальными стадиями старения, а также хорошо сохраняет уже достигнутое.
Лечебная косметика – это различные способы изменения внешности, которые проводят в косметических салонах, а также в медицинских центрах, дерматологами: маски, ванны, чистки и прочее. Лечебная косметика чаще всего является гораздо более эффективной, чем декоративная, но и гораздо более дорогой. В салонах корректируются такие недостатки, как, например: бородавки, веснушки, угри и т.д.
Хирургическая – это когда радикально устраняют недостатки носа, губ, бедер, груди и т.д. В последние годы некоторые центры предлагают удаление одного ребра, чтобы утоньшить талию.
Если задача обычной косметики сохранить женскую или мужскую красоту (к ней относится мыло, кремы для кожи лица и тела, зубная паста, лосьоны), то главная цель декоративной (маскировочной) косметики заключается в том, чтобы сделать из просто красивой женщины очень красивую, молодую и привлекательную девушку.
Слайды 29-31.
Перечислите гигиенические, профилактические и лечебные средства.
Перечислите средства декоративной косметики
Как называют специалиста в области макияжа, который придает лицу определенный образ?
Как называется область медицины, которая объединяет научные достижения дерматологии, биологии, микробиологии, химии, диетологии и других медицинских и естественно-научных дисциплин в целях поддержания здорового состояния кожи, волос и ногтей, а также коррекции косметических недостатков ? Как называют специалистов этой области медицины?
4. Разгадывание кроссворда «Гигиена и косметика». (Приложение 2)
5. Заключительная часть.
Подведение итогов, оценка проделанной работы.
Используемая литература и дополнительные материалы для проведения урока:
- Косметика на каждый день. Издательства: АСТ, Астрель, 2006 г.
- Косметика и косметология. От А до Я. Издательство: Олма Медиа Групп, 2007 г.
Материалы сайтов:
http://www.womenclub.ru/cosmetic/901.htm
http://kosmetika.dljavseh.ru/Iz_istorii_kosmetiki/Drevnjaja_Rus'.html
http://www.cosmetica-ru.com/history.html