Цель урока:
- Описание строения бактериальной клетки.
- Объяснение особенностей жизнедеятельности бактерий.
- Сравнение строения бактериальной и растительной клетки.
Тип урока: урок аналитического мышления.
Оборудование:
- конверты с заданиями;
- диктофоны с заранее записанными словами;
- бумажная кукла и модель бактерии, отображающее ее строение.
Ход урока
Перед началом урока — деление на группы. Работает 3 группы.
1. Интрига.
Прошлый раз мы отгадывали кроссворд, здесь я зашифровала слово, догадайтесь, что это за слово, и почему именно это слово я зашифровала здесь.
А |
Не догадались, ну что ж, об этом узнаете в конце урока.
2. Воспоминание.
Мы изучили с вами растения.
Фронтальный опрос:
- Что такое эволюция?
- Кто такие риниофиты?
- Кто такие эукариоты:?
- Кто такие прокариоты?
- Какие организмы называются автотрофами?
- Какие организмы называют гетеротрофами?
- Что такое реликты?
- Что такое искусственный отбор?
- Что такое селекция?
Задание группам:
- Строение растений и процессы жизнедеятельности.
- Строение растительной клетки. Подписать основные органоиды клетки и охарактеризовать их функции.
- Основные этапы эволюции. Из предложенных карточек сложить последовательность эволюционных этапов.
Гетеротрофы (бактерии)
Цианобактерии (автотрофы)
Зеленые и золотистые водоросли (Эукариоты)
Многоклеточные водоросли
Риниофиты, Псилофиты
Мхи, папоротники, хвощи, плауны.
Голосеменные
Покрытосеменные
Индивидуальные задания:
О каком культурном растении идет речь?
Заполните пропуски.
Название _______________________
Семейство ______________________
Применение ____________________
- Это древняя культура. Растет на таких почвах, где другие культурные растения возделывать нельзя. В почве желательны известь и сера. В настоящее время известны более 2000 сортов. В Китае было запрещено возделывание этой культуры. В средние века его выращивали в монастырях. Стало гибнуть это растение от филоксеры (тля на корнях растений). В России эта культура появилась с 1613 года. Петр 1 положил выращивание этой культуры в станицах донских казаков (Цимлянске). (Виноград.)
- Родина – Южная Америка (Колумбия, Перу, Боливия).Вначале эта культура выращивалась лицами богатого сословия и иностранцами. Называется эта культура – земляные яблоки. А вот крестьяне называли его чертовым яблоком. Указом сената в 1765 году вводится как пищевая культура. (Картофель.)
- Родина – Тихоокеанское побережье Южной Америки и Галапагосские острова. В 16 веке привезли в Испанию и Португалию, где стали называть золотым яблоком. В России стали выращивать с 19 века. Это основная овощная культура в России. (Помидоры, томаты.)
3. Изучение нового материала.
Ну, что не догадались, какое слово здесь зашифровано. Как это слово имеет отношение к теме урока, которую мы сегодня будем изучать.
А | С |
Мы изучили с вами растения – автотрофные организмы, роль в природе которых очень велика. В случае неблагоприятных условий они приспосабливаются – сбрасывают листву, уменьшается испарение, устьица закрываются, изменяется окраска листьев, имеется кутикула, восковой налет, видоизменение органов, карликовый рост, огромнейшие листья в тропиках.
А кто еще относится к представителям живой природы? (Животные, грибы, человек, бактерии.)
Как человек приспосабливается к разным условиям, изменениям температуры? (Потеет, одевается, с похолоданием более теплая одежда.) (Одевается бумажная кукла.)
Бактерии – самые древние представители, появились примерно 3,5 млрд. лет назад. Слово «бактерия» произошло от греческого бактерион – палочка. И долгое время были единственными представителями на нашей планете. Их тело имеет примитивное строение. Их размеры 0,5 – 1 мкм, длина 2-3 мкм, гиганты 30 –100 мкм.
Кокки -о
Диплококки – оо
Стрептококки – оооооо
Бациллы –
Спириллы –
Вибрионы –
Форма может быть разной, но строение одинаково. А главное, точно так же, как и мы с вами. Бактерии одеты особой плотной оболочкой – клеточной стенкой, которая выполняет защитную и опорную функцию, придает бактерии постоянную форму. Она проницаема , через нее проходят вещества, выходят ненужные. Часто поверх клеточной стенки вырабатывается дополнительный слой слизи – капсула. Толщина может превышать диаметр клетки, а может быть и незначительный. Капсула предохраняет бактерию от высыхания. (Бактерия, одевания клеточной стенки и капсулы.)
В благоприятных условиях бактерии растут и очень быстро делятся. Причем этот процесс повторяется каждые 20 – 30 минут. Если наступают неблагоприятные условия бактерии образуют споры. Но это не споры, которые служат для размножения, спора – плотная оболочка, в итоге они сохраняют жизнеспособность тысячи лет (в египетских мумиях, в трупах мамонтов и в вечной мерзлоте).
Клетки бактерий имеют сходство и различия с клетками растений.
Задание группы №1. Найдите сходства растений и бактерий.
Задание группы №2. Найдите различия растений и бактерий.
Задание группы №3. Почему долгое время бактерии относились к низшим растениям и изучались ботаниками.
Признаки | Растения | Бактерии |
Клеточная стенка | + | + |
Вакуоли | + | - |
Цитоплазма | + движется | + не движется |
Ядро | + эукариоты | - прокариоты |
Наследственная информация | ДНК | ДНК |
Размножение | Бесполое и половое | Бесполое (деление пополам) |
Размер клеток | Более крупные | Более мелкие |
4. Действенное закрепление.
Ну, что не догадались, какое слово здесь зашифровано. Как это слово имеет отношение к теме урока, которую мы сегодня изучали.
А | С | В |
Перед вами диктофоны, там записаны всего три слова. Послушайте эти слова. И свяжите эти слова в мини рассказ о бактериях.
1 группа: бактерии, древняя группа, прокариоты.
2 группа: клеточная стенка, капсула, ядро.
3 группа: споры, ядерное вещество, ворсинки или жгутики.
5. Разрешение интриги.
Вы уже догадались какое слово здесь зашифровано. Как это слово имеет отношение к теме урока, которую мы изучили
Ц | А | Р | С | Т | В | О |
Бактерии – одно из проявлений жизни. Миллиарды лет – единственные обитатели нашей планеты. Они и сейчас настоящие хозяева нашей планеты. И мы живем окруженные этими невидимыми организмами. Бактерии завоевали толщу земли, водные пространства, воздух и поселились в нас. Бактерия – это всего одна клетка без ядра и многих органелл. Когда Антони Ван Левенгук впервые увидел бактерии в микроскоп он назвал их «зверушками». В 1863 году было описано строение бактерий. Но эти ничтожно малые организмы объединены в отдельное царство.
6. Задание на дом.
Прочитав параграф 49 составьте кроссворд из 10 слов по бактериям.