Учебно-методическое обеспечение:
- Минченков Е.Е., Зазнобина Л.С., Смирнова Т.В. Учебник для 8 класса по химии, Смоленск «Ассоциация XXI век», 2006. Программа курса химии для 8-9 классов авторов: Минченкова Е.Е., Журина А.А., Смирновой Т.В.
- Информатика и ИКТ. Учебник. 8-9 класс/ под ред. проф. Н.В.Макаровой. СПб: Питер. 2007., Информатика и ИКТ. Практикум. 8-9 класс/ под ред. проф. Н.В.Макаровой. СПб: Питер. 2007.
Тип урока.
Химия – комбинированный.
Информатика – урок закрепления изучаемого материала.
Форма проведения урока:
- Групповая работа с текстом.
- Работа в парах за компьютером по заданному алгоритму.
Технология: технология «Чтение и письмо для развития критического мышления», стратегия «Зигзаг»; приемы: «Кластер», «Эссе»; информационная технология.
Оборудование:
- коллекция металлов, неметаллов, минералов и горных пород;
- компьютеры, мультимедиапроектор;
- информационно-раздаточный материал, дидактический материал;
- презентация (подготовленная учащимися);
- файл Картинки для урока (составлен учащимися из иллюстраций, найденных в Интернете ранее).
Программное обеспечение: ОС Windows XP, Microsoft Office Word 2007, Microsoft Office PowerPoint 2007.
Общая дидактическая цель: развитие и воспитание учащихся в процессе обучения в рамках интегрированного урока, повышения интереса учащихся к химии и информатике.
Задачи:
1. Обучения:
- показать, что применение веществ основывается на их свойствах;
- отработка навыков включения в текстовый документ графических объектов, сохранения документа, печати документа.
2. Развития:
- вычленять главное содержание в химических текстах и составлять схемы, таблицы;
- устанавливать причинно-следственные связи между свойствами и применением веществ;
- развитие навыков работы в Windows как в многозадачной среде.
3. Воспитания:
- на конкретных примерах применения веществ раскрыть роль химии в народном хозяйстве и быту;
- показать практическую направленность информатики в оформлении учебного материала;
- воспитание чувства коллективизма, ответственности, взаимопомощи;
- чувства патриотизма и уважение к Родине.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие.
Учитель информатики: Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня у нас интегрированный урок химии и информатики. Его проведет Ольга Алексеевна и я, Татьяна Владимировна. Приглашаем вас к сотрудничеству. Начинает урок Ольга Алексеевна.
II. Стадия вызова (прием составление «кластера»).
- Что изучает химия? (Вещества.) Хорошо.
Ребята, сейчас вы работаете в группах. Ваша задача: на листе бумаги изобразить схему классификации веществ. Центром вашей схемы будет слово вещества. (Приложение 1)
Работа в группах. Проверка полученных схем и сравнение с кластером на экране. (Приложение 1)
- Что мы изучали о веществах? (Состав, строение, свойства.)
- Для чего изучают состав, строение, свойства веществ? (1.Чтобы уметь обращаться с веществами. 2. Чтобы уметь их применять.) Правильно.
Тема урока: Применение химических веществ в народном хозяйстве и быту.
III. Смысловая стадия (стратегия «Зигзаг»).
Продолжение работы в группах.
Инструктаж учителя химии:
- Прочитайте текст.
- Ответьте на вопросы.
- Обсудите ответы на вопросы пункта 2 в группе. (Приложение 2)
В работу вступает учитель информатики.
Актуализация знаний.
А сейчас, ребята вам предстоит выполнить практическую работу на компьютере. Она заключается в следующем: вам надо составить схему применения металлов, неметаллов, оксидов, оснований, кислот, солей, используя текстовый процессор Word.
Вопросы:
- Как запустить текстовый процессор Word? (Из главного меню после нажатия на кнопку Пуск. При этом выбирается Пуск→Все программы→ Microsoft Office → Microsoft Office Word 2007).
- Как сохранить новый документ? (Кнопка Office→ Сохранить как→Документ Word 97-2003. В появившемся диалоговом окне Сохранение документа указать все необходимые параметры сохранения, нажать кнопку Сохранить).
- Как вставить в текстовый документ художественный заголовок? (С помощью объектов WordArt, которые доступны на вкладке Вставка)
- Каким образом создается рисунок с помощью инструментов векторной графики? (На ленте инструментов выбрать вкладку Вставка→Фигуры и выбрать нужную фигуру, нажав на нее ЛКМ).
- Как вставить в текст рисунок? (1. На вкладке Вставка нажать на кнопку Клип в группе Иллюстрации, в появившейся справа панели Клип нажать Начать или ввести ключевое слово, щелкнуть ЛКМ по выбранному клипу; 2. Вставка→Рисунок → указать место расположения рисунка (например, Рабочий стол) → выбрать нужный рисунок (например, из папки, в которой он хранится), щелкнуть ЛКМ, Вставить).
Законченные работы вы должны распечатать, закрыть текстовый документ, предварительно сохраненный в папке Work на One, на компьютере учителя, сохранив в нем изменения. Работа в парах. (Приложение 2)(Приложение 3)
Далее (Приложение 2).
Групповая работа учащихся.
Состав группы меняется:
- Образуются группы учащихся с текстами №1, №2, №3, №4 в одной группе.
- В новой группе учащиеся взаимно обучают друг друга.
- Обсуждают применение веществ, используя полученные схемы и коллекции металлов, неметаллов, оксидов, солей.
IV. Рефлексия.
Беседа с учащимися:
а) Металлы. (На основе каких свойств применяют металлы? Приведите примеры применения металлов, на каких свойствах основаны данные применения?)
б) Неметаллы. (На основе каких свойств применяют неметаллы? Приведите примеры применения кислорода, водорода, угля, серы, хлора, на каких свойствах основаны данные применения?)
в) Сообщение учащегося «Д.И.Менделеев о подземной газификации». (Приложение 1)
г) Оксиды (Из каких оксидов получают стекло и железо, гашеную известь? Где используют углекислый газ?)
д) Сообщение учащегося «Экспедиция на Урал, возглавляемая Д.И.Менделеевым». (Приложение 1)
е) Основания, кислоты, соли. (Какие вещества получают из оснований и кислот? Приведите примеры применения солей.)
ж) Сообщение учащегося «Д.И. Менделеев о применении минеральных удобрений». (Приложение 1)
з) Сообщение учащегося о применении известняка, добываемого в Дзержинском районе Калужской области. (Приложение 1)
Прием (эссе).
Индивидуальная работа.
Информацию, которую вы узнали, работая в группах, изложите в форме «Эссе» на тему «Применение неорганических веществ в быту и народном хозяйстве». Модель написания эссе (Приложение 4)
Чтение на аудиторию.
V. Итоги урока.
Все учащиеся хорошо работали в группах, узнали о применении неорганических веществ, справились с практическим заданием на компьютере. Дается оценка выполненным работам.
VI. Домашнее задание.
§ 23 (химия), тема 14, 15 повторить (информатика).
Спасибо за работу, урок окончен. До свидания.
Список литературы:
- Макареня А.А., Рысев Ю.В. Д.И.Менделеев: Кн. Для учащихся. – М.:Просвещение, 1983.
- Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Учебник. 8-9 класс. -СПб.: Питер, 2007.
- Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Практикум. 8-9 класс. -СПб.: Питер, 2007.
- Минченков Е.Е., Зазнобина Л.С., Смирнова ТВ. Учебник для 8 класса по химии. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2006.
- Химия в школе, 1983, №6, 1-80.
Интернет – ресурсы:
- http://ahtartam.narod.ru/www501/inet_501_07.jpg
- http://www.vizd.ru/images/articles/2y.jpg
- http://images.yandex.ru/yandsearch?p=14&text=%D0%BF%D0%BE%D0%B4% D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0 %BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F&spsite=www.rosugol.ru&img_url=atheismru. narod.ru%2Fhumanism%2Fjournal%2F44%2Fkartashova.files%2F003.jpg&rpt=simage
- http://images.yandex.ru/yandsearch?p=15&text=%D0%BF%D0%BE%D0%B4% D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%84%D0%B8% D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F&spsite=www.express-k.kz& img_url=www.express-k.kz%2Fartimgs%2F20747.jpg&rpt=simage