Цели:
- Создать условия для расширения знаний учащихся о круговороте воды в природе.
- Развивать коммуникативные элементы деятельности на уроке окружающего мира.
- Способствовать формированию первичных исследовательских навыков.
Оборудование:
- компьютер, проектор, экран, презентация учебного материала (Приложение 1);
- карточки с заданиями для 4-х групп (Приложение 2);
- листы с текстами «Вода и здоровье»;
- листы для рефлексии.
Учебные пособия:
- учебник «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков;
- рабочая тетрадь к учебнику.
Ход урока
I. Организационный этап.
(Звучит спокойная музыка.)
Учитель: Ребята, какое у вас настроение?
Дети: Доброе, спокойное, радостное…
Учитель: Спасибо, я надеюсь, что наш сегодняшний урок только добавит вам хорошего настроения, желаю вам удачи на уроке.
II. Этап проверки выполнения домашнего задания.
(Приложение 1. Слайд 2)
Учитель: Начнём наш урок с проверки домашнего задания. Для этого предлагаю вам выполнить задания в группах. (Дети сидят в группах по 6 человек, каждая получает карточку с заданием.) (Приложение 2)
1. Подготовьте выступление на тему: Участие облаков в круговороте воды в природе.
- Обсудите ваши мысли в группе.
- Если можете, изобразите это в виде схемы.
- Выберите выступающего.
- Подумайте, какие знания о воде вам пригодились в ходе обсуждения этой темы.
2. Подготовьте выступление на тему: Каким образом круговорот воды в природе связан с жизнью животных и растений?
- Обсудите ваши мысли в группе.
- Если можете, изобразите это в виде схемы.
- Выберите выступающего.
- Подумайте, какие знания о воде вам пригодились в ходе обсуждения этой темы.
3. Подготовьте выступление на тему: Как круговорот воды в природе действует на изменение рельефа Земли?
- Обсудите ваши мысли в группе.
- Если можете, изобразите это в виде схемы.
- Выберите выступающего.
- Подумайте, какие знания о воде вам пригодились в ходе обсуждения этой темы.
4. Прочитайте текст (Приложение 2) (для этого выберите хорошо читающего ученика).
- Как вы думаете, имеет ли этот рассказ отношение к круговороту воды в природе? Если да, то, какое?
- Предположите, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Выскажите это классу (начните со слов: «Мы предполагаем, что сегодня на уроке речь пойдёт о ...).
Учитель: Прошу к доске первую группу.
(Выступает группа №1. Отвечающий пользуется схемой, которую выполнила группа и делает вывод, что при ответе группе потребовались знания о том, что вода существует в трёх состояниях.)
(Слайд 3)
(Дети дополняют и задают вопросы.)
Учитель: Право выступить предоставляется группе №2.
(Отвечающий показывает на схеме связь круговорота воды с жизнью животных и растений, делает вывод о том, что при составлении ответа на полученный вопрос группе пригодились знания о том, что вода – это растворитель.)
(Слайд 4)
(Дети дополняют и задают вопросы.)
Учитель: Прошу к доске группу №3.
(3 группа, рассказывая по своей схеме о воздействии круговорота воды на изменение рельефа Земли, отмечают, что им пригодились знания свойств жидкой воды.)
(Слайд 5)
Физкультурная минутка.
III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
Учитель: Пожалуйста, прошу к доске представителя четвёртой группы.
Дети: После прочтения текста ученик делает вывод о том, что этот текст не имеет отношения к круговороту воды в природе. (Возникает проблемная ситуация.)
Учитель: Все ли согласны?
Дети: Многие не согласны и высказывают мнения о том, что загрязнение воды имеет прямое отношение к круговороту воды в природе. (С грязной поверхности воды происходят грязные испарения, грязные стоки питают растения и животных, опасность для человека и т.д.)
Формулировка темы урока.
Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран.
Тема: Круговорот воды в природе.
(Слайд 6)
Дети: Надо добавить слово «отравленной».
Учитель: Верно, тема нашего сегодняшнего урока: Круговорот отравленной воды (на доску прикрепляется карточка со словом «отравленной»). А как вы думаете, зачем мы с вами будем говорить об этом?
Дети: Чтобы знать, как происходит круговорот загрязнённой воды, к чему это может привести.
Учитель: А самое главное, как вы можете повлиять на это.
IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
Учитель: Прошу вас открыть учебники на странице 133, прочитайте статью ««Круговорот» отравленной воды» со стопами с помощью простого карандаша.
V - уже знал это
+ - новое
? - не понял
- - думал иначе.
(Слайд 7)
(Дети читают текст про себя, делая отметки.)
Учитель: Кто хочет поделиться своим мнением о прочитанном?
(Выступают 2-3 учащихся.)
Учитель: Скажите, пожалуйста, о какой проблеме идёт речь в данном тексте?
Дети: Об экологической.
(Слайд 8)
Физкультурная минутка.
V. Этап первичной проверки понимания изученного.
Учитель: Что вас поразило в данном тексте больше всего?
Дети: То, что никакие границы не могут защитить страну от отравленной воды рек и облаков.
Учитель: А кто же может спасти мир?
Дети: Только сами люди.
Учитель: Верно, рассмотрите иллюстрацию на странице 134 и обсудите в группах, что может сделать человек, чтобы избежать данной экологической проблемы.
Дети: Желающие выступают.
Учитель: Помните!..
(Слайд 9)
VI. Этап коррекции и способов действий учащихся.
Учитель: Откройте тетради на странице 30 №70. Покажите стрелками, как происходит круговорот воды в природе.
- Какие объекты и явления природы принимают участие в круговороте воды?
Дети: Облака, ветер, дождь, ледники.
Учитель: Покажите стрелками, как вредные вещества со свалки могут оказаться в доме?
(Слайд 10)
VII. Этап применения знаний (творческая работа).
Учитель: Перед вами лежат листы с текстами «Вода и здоровье»² (Приложение 2), прочитайте и отметьте галочкой пункты, которые связаны с темой нашего сегодняшнего урока.
Дети отвечают, доказывая своё мнение.
VIII. Этап подведения итогов урока.
Учитель: Итак, мы с вами выяснили, что в круговорот воды всё больше включается отравленная вода, а это в свою очередь приводит к болезням, т.е. на лицо серьёзная экологическая проблема (на доску прикрепляется карточка со словами «экологическая проблема). Может быть, круговорот воды приводит только к плохим последствиям и лучше, если бы его совсем не было?
Дети: Нет, это не так. При помощи круговорота воды в природе образуются новые реки, озёра, ландшафты. А вред приносит деятельность человека.
IX. Этап рефлексии и информации о домашнем задании.
Учитель: У меня к вам вопрос: что вы чувствуете к концу урока?
- О чём вас заставил задуматься сегодняшний урок? Попробуйте закончить следующие фразы:
Сегодня на уроке мне ...
Своей работой на уроке я ...
Дома я решил ...
Дети (предполагаемые варианты):
- Сегодня на уроке мне было интересно ..., или я узнал...
- Своей работой на уроке я доволен.
- Дома я решил:
- Подумать, что я могу сделать, чтобы «остановить» круговорот грязной воды.
Возможны другие варианты.
Учитель: Хорошо, в качестве домашнего задания я предлагаю вам любое из всех вами перечисленных.
Спасибо за урок, вашей работой я осталась довольна.
(Приложение 1. Слайд 11)