Урок окружающего мира "Круговорот отравленной воды" (Система Занкова Л.В., 2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  1. Создать условия для расширения знаний учащихся о круговороте воды в природе.
  2. Развивать коммуникативные элементы деятельности на уроке окружающего мира.
  3. Способствовать формированию первичных исследовательских навыков.

Оборудование:

  • компьютер, проектор, экран, презентация учебного материала (Приложение 1);
  • карточки с заданиями для 4-х групп (Приложение 2);
  • листы с текстами «Вода и здоровье»;
  • листы для рефлексии.

Учебные пособия:

  • учебник «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков;
  • рабочая тетрадь к учебнику.

Ход урока

I. Организационный этап.

(Звучит спокойная музыка.)

Учитель: Ребята, какое у вас настроение?

Дети: Доброе, спокойное, радостное…

Учитель: Спасибо, я надеюсь, что наш сегодняшний урок только добавит вам хорошего настроения, желаю вам удачи на уроке.

II. Этап проверки выполнения домашнего задания.

(Приложение 1. Слайд 2)

Учитель: Начнём наш урок с проверки домашнего задания. Для этого предлагаю вам выполнить задания в группах. (Дети сидят в группах по 6 человек, каждая получает карточку с заданием.) (Приложение 2)

1. Подготовьте выступление на тему: Участие облаков в круговороте воды в природе.

  • Обсудите ваши мысли в группе.
  • Если можете, изобразите это в виде схемы.
  • Выберите выступающего.
  • Подумайте, какие знания о воде вам пригодились в ходе обсуждения этой темы.

2. Подготовьте выступление на тему: Каким образом круговорот воды в природе связан с жизнью животных и растений?

  • Обсудите ваши мысли в группе.
  • Если можете, изобразите это в виде схемы.
  • Выберите выступающего.
  • Подумайте, какие знания о воде вам пригодились в ходе обсуждения этой темы.

3. Подготовьте выступление на тему: Как круговорот воды в природе действует на изменение рельефа Земли?

  • Обсудите ваши мысли в группе.
  • Если можете, изобразите это в виде схемы.
  • Выберите выступающего.
  • Подумайте, какие знания о воде вам пригодились в ходе обсуждения этой темы.

4. Прочитайте текст (Приложение 2) (для этого выберите хорошо читающего ученика).

  • Как вы думаете, имеет ли этот рассказ отношение к круговороту воды в природе? Если да, то, какое?
  • Предположите, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Выскажите это классу (начните со слов: «Мы предполагаем, что сегодня на уроке речь пойдёт о ...).

Учитель: Прошу к доске первую группу.

(Выступает группа №1. Отвечающий пользуется схемой, которую выполнила группа и делает вывод, что при ответе группе потребовались знания о том, что вода существует в трёх состояниях.)

(Слайд 3)

(Дети дополняют и задают вопросы.)

Учитель: Право выступить предоставляется группе №2.

(Отвечающий показывает на схеме связь круговорота воды с жизнью животных и растений, делает вывод о том, что при составлении ответа на полученный вопрос группе пригодились знания о том, что вода – это растворитель.)

(Слайд 4)

(Дети дополняют и задают вопросы.)

Учитель: Прошу к доске группу №3.

(3 группа, рассказывая по своей схеме о воздействии круговорота воды на изменение рельефа Земли, отмечают, что им пригодились знания свойств жидкой воды.)

(Слайд 5)

Физкультурная минутка.

III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Учитель: Пожалуйста, прошу к доске представителя четвёртой группы.

Дети: После прочтения текста ученик делает вывод о том, что этот текст не имеет отношения к круговороту воды в природе. (Возникает проблемная ситуация.)

Учитель: Все ли согласны?

Дети: Многие не согласны и высказывают мнения о том, что загрязнение воды имеет прямое отношение к круговороту воды в природе. (С грязной поверхности воды происходят грязные испарения, грязные стоки питают растения и животных, опасность для человека и т.д.)

Формулировка темы урока.

Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран.

Тема: Круговорот воды в природе.

(Слайд 6)

Дети: Надо добавить слово «отравленной».

Учитель: Верно, тема нашего сегодняшнего урока: Круговорот отравленной воды (на доску прикрепляется карточка со словом «отравленной»). А как вы думаете, зачем мы с вами будем говорить об этом?

Дети: Чтобы знать, как происходит круговорот загрязнённой воды, к чему это может привести.

Учитель: А самое главное, как вы можете повлиять на это.

IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Учитель: Прошу вас открыть учебники на странице 133, прочитайте статью ««Круговорот» отравленной воды» со стопами с помощью простого карандаша.

V - уже знал это

+ - новое

? - не понял

- - думал иначе.

(Слайд 7)

(Дети читают текст про себя, делая отметки.)

Учитель: Кто хочет поделиться своим мнением о прочитанном?

(Выступают 2-3 учащихся.)

Учитель: Скажите, пожалуйста, о какой проблеме идёт речь в данном тексте?

Дети: Об экологической.

(Слайд 8)

Физкультурная минутка.

V. Этап первичной проверки понимания изученного.

Учитель: Что вас поразило в данном тексте больше всего?

Дети: То, что никакие границы не могут защитить страну от отравленной воды рек и облаков.

Учитель: А кто же может спасти мир?

Дети: Только сами люди.

Учитель: Верно, рассмотрите иллюстрацию на странице 134 и обсудите в группах, что может сделать человек, чтобы избежать данной экологической проблемы.

Дети: Желающие выступают.

Учитель: Помните!..

(Слайд 9)

VI. Этап коррекции и способов действий учащихся.

Учитель: Откройте тетради на странице 30 №70. Покажите стрелками, как происходит круговорот воды в природе.

- Какие объекты и явления природы принимают участие в круговороте воды?

Дети: Облака, ветер, дождь, ледники.

Учитель: Покажите стрелками, как вредные вещества со свалки могут оказаться в доме?

(Слайд 10)

VII. Этап применения знаний (творческая работа).

Учитель: Перед вами лежат листы с текстами «Вода и здоровье»² (Приложение 2), прочитайте и отметьте галочкой пункты, которые связаны с темой нашего сегодняшнего урока.

Дети отвечают, доказывая своё мнение.

VIII. Этап подведения итогов урока.

Учитель: Итак, мы с вами выяснили, что в круговорот воды всё больше включается отравленная вода, а это в свою очередь приводит к болезням, т.е. на лицо серьёзная экологическая проблема (на доску прикрепляется карточка со словами «экологическая проблема). Может быть, круговорот воды приводит только к плохим последствиям и лучше, если бы его совсем не было?

Дети: Нет, это не так. При помощи круговорота воды в природе образуются новые реки, озёра, ландшафты. А вред приносит деятельность человека.

IX. Этап рефлексии и информации о домашнем задании.

Учитель: У меня к вам вопрос: что вы чувствуете к концу урока?

- О чём вас заставил задуматься сегодняшний урок? Попробуйте закончить следующие фразы:

Сегодня на уроке мне ...

Своей работой на уроке я ...

Дома я решил ...

Дети (предполагаемые варианты):

  • Сегодня на уроке мне было интересно ..., или я узнал...
  • Своей работой на уроке я доволен.
  • Дома я решил:
  • Подумать, что я могу сделать, чтобы «остановить» круговорот грязной воды.

Возможны другие варианты.

Учитель: Хорошо, в качестве домашнего задания я предлагаю вам любое из всех вами перечисленных.

Спасибо за урок, вашей работой я осталась довольна.

(Приложение 1. Слайд 11)