Цели:
- Развитие умения различать падежи по совокупности признаков.
- Развитие навыка правописания падежных окончаний имён существительных.
- Развивать орфографическую зоркость.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Минутка чистописания и словарно-орфографическая работа.
З з // З зв зк зд // Зв
- Вспомните всё, что вы знаете о букве «з». (Обозначает два согласных звонких звука: [з], [з'], является парной согласной.)
Завязала кошка глазки,
Но глядит из-под повязки.
(С. Я. Маршак)
- Прочтите строки из стихотворения С. Маршака.
- Спишите, графически объяснив орфограммы и пунктограммы. (После записи вызванный учащийся называет и объясняет орфограммы, повторяются изученные ранее правила.)
III. Работа по теме урока.
1. Работа по теме урока начинается с перехода к последней орфограмме: безударному окончанию существительного из-под повязки.
- Назовите последнюю орфограмму. Определите склонение и падеж существительного. (1 скл., Р.п.)
- На что ориентировались при определении падежа? (Вопрос, предлог, вспомогательное слово.)
- Что вы знаете о падежных окончаниях существительных 1 склонения? (Для обобщения знаний по этому вопросу предлагается слайд №2 презентации темы «Падежные окончания имён существительных».) (см. Приложение)
2. Работа по слайду.
- Просклоняйте существительное снежинка.
- Вспомните, какие окончания пишутся у существительных 1 склонения.
- Сделайте вывод. (У существительных 1 скл. в родительном падеже пишется окончание –и.)
- Что ещё помогает нам при определении падежей имён существительных?
3. Работа по слайдам № 5, 6.
4. Игра «Собирайка». Учитель зачитывает фрагменты из литературных произведений. Учащиеся записывают (собирают) существительные в родительном, дательном и предложном падеже в три столбика.
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт.
(С.Я. Маршак )Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
(А.С. Пушкин )На шапочке красной у Тани
Снежинки сложили узор.
(З. Александрова)Ветер после трёх ночей
Мчится к матери своей.
(А. Майков)По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
(А.С. Пушкин)И вспомнил я отцовский дом,
Ущелье наше и кругом
В тени рассыпанный аул…
(М.Ю. Лермонтов)
- Назовите существительные в родительном падеже.
- Какие окончания написали? Объясните свой выбор, воспользовавшись одним из предложенных ранее способов.
- Назовите существительные в дательном и предложном падеже. Докажите справедливость выбранных окончаний.
- Какими способами пользовались при выборе безударных окончаний существительных?
IV. Физкультурная минутка.
5. Работа с учебником (учебник Л.М. Зелениной Т.Е. Хохловой 4класс 1часть стр. 114-116).
- Найдите упражнение 94.
- Прочитайте существительные в сочетании с предлогами.
- Запишите только существительные с безударными окончаниями -е, -и. (У дороги, у кровати, у пристани, к деревне, к осени, к дяде, к площади, к старости, при учителе, при подруге, при госте, при тёте, при папе, при няне, при герое.)
- Укажите падеж и тип склонения существительных.
- Зачитайте существительные с окончанием –и. Обоснуйте выбор гласной.
- Зачитайте существительные с окончанием –е. Обоснуйте выбор гласной.
V. Самостоятельная работа учащихся.
Письмо под диктовку (взят текст упражнения 92).
От дорожки к опушке рощи вьётся заячий след. Он исчезает при ветре, во время метели. На вершине высокой ели сидит белка. Красногрудый снегирь подлетел к рябине.
- Определите склонение и падеж имён существительных.
- Поменяйтесь тетрадями с соседом. Взаимная проверка текста.
VI. Домашнее задание.
Учебник, страница 115-116 упражнение 95,96, словарь.
VII. Итог урока.
- У существительных какого склонения не нужно определять падеж? (2-ого, т.к. только в предложном падеже окончание –е; 3-его, т.к. здесь во всех падежах /Р.п., Д.п., П.п./ окончание –и.)