Цели урока:
- развитие чувства патриотизма, гражданственности и уважения к Родине, ее историческим корням и национальным традициям.
- показать историческое значение Куликовской битвы
- представить яркий талант Дмитрия Ивановича Донского
- развитие умения работы с историческими источниками
Оборудование:
- видеоаппаратура
- карта сражения
- портрет князя Дмитрия Ивановича
- раздаточный материал ( исторические источники)
- доска с планом работы и таблицей о положении сил накануне сражения
Эпиграф: "Лучше честная смерть, чем позорная жизнь".
Ход урока
1. Характеристика князя (рассказ учителя)
2. Русь и Орда накануне сражения (данный материал может быть представлен как таблица).
Золотая Орда:
- Раскололась на две части, границей стала Волга
- Бесконечные усобицы и частая смена правителей
- Орда утратила свой контроль над Киевским, Волжским и Черниговским княжествами
- Постоянным правителем стал темник Мамай, но ханом стать он не мог, так как не был потомком Чингизхана. Через завоевание Руси хотел доказать, что он является продолжателем дела Батыя.
Русские земли:
- Дмитрий Иванович перестал выполнять требования Золотой Орды
- Князь становился защитником русских земель
- Попытки найти помощи у Литвы
- Увеличил свою дружину. Изменил военную организацию, активизировал роль пехоты. Преимущество - ордынская конница не могла прорвать пешую фалангу- лошадь не пройдет на выставленные вперед копья.
- 1374 год- съезд князей в Переславле-Залесском. Главная задача: простить друг друга и совершить совместный поход против Мамая. Удалось собрать 22 города.
Почему именно этот момент стал решающим?
Примерный ответ учащихся:
- Дмитрий осознал хитрую политику ордынских ханов
3. Борьба с Ордой.
Основные этапы:
Орда - тормоз в развитии государства
- 1377 год. События на реке Пьянь. Ордынцы воспользовались хитростью и перебили русские войска.
-1378 год. Битва на реке Воже. Победа русских войск.
-8 сентября 1380 год. Куликовская битва. Неподалеку от впадения в Дон реки Непрядвы.
1382 год. Поход Тохтамыша на Москву.
4. Знакомство с историческими источниками о событиях 1380 года в истории России. Основные источники - "Задонщина" и "Сказание о Мамаевом побоище".
5. Документ. "Задонщина" о силах русских воинов. (разбор и вопросы)
"Князь великий Дмитрий Иванович.. сказал: " пришла к нам весть.. что царь Мамай стоит у быстрого Дона, пришел он на Русь и хочет идти на нас.."
И вот князь Дмитрий Иванович и брат его, князь Владимир Андреевич: упрядили свои храбрые полки.. К славному городу Москве съехались все князья русские.. И сказал всем великий Дмитрий Иванович: "Братья и князья русские, гнездо мы великого князя Владимира Киевского! Не рождены мы на обиду ни соколу, ни ястребу, ни кречету, ни черному ворону, ни поганому этому Мамаю!.. А воинов с нами - триста тысяч латников. А воеводы у нас надежные, а дружина в боях испытанная, а кони под нами борзые, а доспехи на нас золоченые, а шлемы черкасские, а щиты московские.. а кинжалы фряжские, а мечи булатные: и все как один готовы головы свои положить за землю Русскую и за веру христианскую.."
Вопросы к документу:
1. Какими силами располагал князь Дмитрий?
2. из каких русских земель пришли полки на помощь Москве?
3. О чем свидетельствует этот факт?
6. Основные события сражения на Куликовом поле. ( фрагмент фильма о ходе сражения).
Вопросы к фильму:
- какую роль сыграла русская православная церковь?
- какое событие стало началом сражения?
- почему князь отдал приказ о переходе Дона перед началом битвы?
- из каких частей состояло русское войско?
7. Стихотворение.
"Там за Непрядвою, за Доном".
: Позади у воинов Непрядва,
Слева - затуманившийся Дон.
И простор великий только на два,
Только на два стана разделен.Вот сейчас - не в дальней дали где-то -
Здесь сойдутся, как гроза с грозой:
Грянул поединок Пересвета,
Вышедшего в бой с Тамир-Мурзой.До земли поникли травы луга,
И до неба поднялись дубы:
Всадники несутся друг на друга,
Встретились- и - кони на дыбы!Копья устремив ожесточенно,
Оба пали под ноги коней:
И тогда полки сошлись у Дона -
Кто из них отважней и сильней?Черной тучей конница Мамая
Затянула весь простор степной.
Но, ее удары принимая,
Выстроились русичи стеной.Кони, обезумев, рвут поводья,
И своих потопчут, и врагов.
И от крови, словно в половодье,
Скоро выйдет Дон из берегов:"Други! Мы живем под небом божьим,
А в бою сражаться нам самим. Братья!
Лучше головы положим,
Но своей земли не посрамим!Лучше пасть, достойно смерть приемля,
Чем позором жизнь свою сберечь.
Чтобы защитить родную землю,
Мы готовы в землю эту лечь!..."
Вопросы:
1. Какие события в русской истории можно поставить вровень с Куликовской битвой?
Помогает ли художественная литература понять историю нашей страны?
8. Документ. "Задонщина" о победе на Куликовом поле (вопросы к документу)
"Обрушились русские князья не силу татарскую: на поле Куликовом на речке Непрядве.. Полки поганых вспять повернули и начали бить и сечь беспощадно: Тут рассыпались поганые в смятении и побежали непроторенными дорогами:пропала охота у царей и князей их на Русскую землю ходить:
Уже по Русской земле разнеслось веселье и ликованье.. А гроза и слава великого князя Дмитрия Ивановича.. по всем землям пронеслась.
: И стал великий князь Дмитрий Иванович.. на поле Куликовом.. Страшно и горестно, братья, было в то время смотреть: лежат трупы христианские, словно сенные стога, у Дона великого, а Дон-река три дня кровью текла. И сказал князь: "Сосчитайтесь, братья, скольких у нас: недостает?"
: "Нет, государь, у нас сорока бояр московских, двенадцати князей Белозерских, тридцати новгородских посадников, двадцати бояр коломенских: А посечено безбожным Мамаем двести пятьдесят три тысячи : а татар пало бесчисленное множество."
Вопросы к документу:
1. Каким образом автор произведения подчеркивает значение Куликовской битвы?
2. Что можно сказать по данным о погибших?
9. Итоги сражения (в тетрадь под запись)
- возрос авторитет Москвы
- ускорился процесс объединения русских земель
- в сознании русского народа крепла вера в неизбежное падение ордынского владычества
- Золотая Орда стала избегать открытых сражений с русскими ратями
10. Домашнее задание- пар 23, печатная тетрадь- зад 3.+ новые слова.
11. Работа в печатной тетради (пар. 23 задание 1, задание 2).
Литература.
- Пчелов Е.В. Учебник. История России с древнейших времен до конца XVII века.- М.: Русское слово, 2006
- Пчелов Е.В. Рабочая тетрадь. История России.- М.: Русское слово, 2006.