Роль сказки в жизни ребенка

Разделы: Работа с дошкольниками


Все дети любят сказки. Но понимают ли они их? Или им просто нравиться, что взрослые им читает, говорит? Сказка, это древнейшая форма устного народного творчества, была и осталась самым популярным видом искусства и по сей день доставляет человеку огромное эстетическое наслаждение. Роль сказки в формировании поэтического восприятия мира чрезвычайно велика.

Сказку любят все и дети и взрослые. Да и как не любить волшебную сказку когда в ней все так не обычно. Герои её путешествуют по тридесятому государству, сражается со Змеем Горынычем, с Кощеем Бессмертным, летает на ковре самолете, скачет на Коньке Горбунке и даже на Сером волке.

А как приятно слушать или читать веселую сказку. Её герой чаще всего бедный мужик или храбрый солдат. Благодаря своему уму и находчивости они ставят смешное и глупое положение гордого барина, жадного попа, деревенского богатея, и даже смерть.

Народные сказки полны мудрости. В них выражены мечты, и надежды трудовых людей, а лучшей доли, о справедливой и счастливой жизни.

Народных сказок очень много. Читая сказки, невольно сравнивать давние мечты с делами народа. Все, о чем мечтает народ когда то сбылось в наши дни, не ковер плывет над землей, а стремительно мчатся воздушные лайнеры; не царь водяной командует морями и океанами- атомный ледокол расчищает кораблям дорогу; не ворон достает живую и мертвую воду - врачи спасают жизнь человеку.

Русские народные сказки, как и сказки других народов, - яркое свидетельство творческой деятельности трудового народа, всегда гуманного по своим идеалам, из вечно мечтающего о торжестве справедливости, о победе добра над злом, об улучшении жизни на земле.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослые легко устанавливают с ребенком, эмоциональный контакт. В.А.Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек, вызывают радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык, народного поэтического творчества, для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка. Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы в которых ребенок, улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях, успокаивает его, в других - бодрит.

На пример колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы ( "Ладушки", "Идет коза рогатая", "Поехали-поехали"), взывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым. Произведение устного народного творчества имеют много познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают детей. Именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие познавательных процессов, более быстрое и легкое запоминание языкового материала.

Мама читает дочке стихотворение Агнии Барто:

"Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
-Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду"

Мама: - Про кого этот стишок?

Дочь: - Про бычка.

Мама: - Правильно, про бычка. Давай посмотрим, какой он. Видишь - вот он нарисован.(показать иллюстрацию, или нарисовать самостоятельно) Вот посмотри, пожалуйста, у него ушки, вот маленькие рожки. А когда он станет взрослым бычком, рожки станут большими рогами. Ну-ка давай походим так, как ходит бычок: "И-дет бы-чок, ка-ча-ет-ся:"

Когда читаем сказку про медведя, пусть ребенок показывает, как ходит медведь, когда про зайца, как прыгает зайка.

Можно использовать предметы - заместители (кружки, квадраты, треугольники, и др.) Например: крокодил будет изображаться зеленым кружком, солнце - желтым: и т.д., по величине: слон - большой кружок, мышка - маленький.

В сказке "Колобок"

Колобок - желтый кружок, волк - серый кружок, медведь - коричневый кружок, лис - оранжевый кружок. Когда ребенок уже овладел разыгрыванием сказок с помощью заместителей, можно приступить к "конспектированию". Взрослый читает сказку и последовательно зарисовывает ситуации сюжета. В итоге получается серия рисунков. Ребенку предлагается по этим рисункам пересказать сказку. Это задание направлено на то, что бы научить ребенка воспринимать и передавать общий смысл прочитанной ему сказки, выделять основные происходящие в ней события.

Можно использовать рисунки в придумывании сказки.

Например: Папа рисует сыну человечка

Кто это будет - мальчик или девочка?

Девочка - говорит ребенок.

Значит человечку надо нарисовать платье (это тоже делает папа)

А какие у нее будут волосики?

Черные (папа рисует черные волосики)

А как её зовут?

Оля

Где она живет?

В доме (рядом рисует дом)

Мама и собачка.

А что Оля делает?

Играет.

Не страшно, если рисунок получится не совсем хорошо - не все папы умеют рисовать. Не это главное. Главное - пробудить фантазию ребенка, дать ему толчок, а потом воплотить, в реальном результате. Результат - это рисунок, на котором девочка Оля играет со своей собачкой Шариком в прятки, а мама готовит котлеты. Все это придумал ребенок, а нарисовал папа: И еще одно задание пробуждающее детскую фантазию. Это игра под названием "Черепаха".

Ребенку предлагается придумать всякую чепуху. То чего ни когда - ни когда не бывает. Как у Корнея Ивановича Чайковского "Сел баран на пароход и поехал в огород".

"Программа воспитания и обучения в детском саду" нацеливает нас на широкую использование произведений народного творчество в ребенке по развитию речи, а так же на воспитание доброжелательности, заботливого отношения друг к другу.