Алгоритм формирования навыков чтения у детей с детским церебральным параличом на начальном этапе обучения английскому языку

Разделы: Иностранные языки


Хорошее владение иностранным языком предполагает наличие хорошего словарного запаса. Лексика в системе языков средств является важным компонентом речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма. Однако овладение словарем представляет для учащихся определенные трудности, связанные не только с тем, что им сложно запомнить, а затем воспроизвести большое количество лексических единиц, но и с особенностями усвоения новой информации учащимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а именно недостаточностью концентрации внимания, замедленностью восприятия, необходимостью многократного повторения изучаемого материала. Следует отметить, что в коррекционной школе предмет "английский язык" появляется в 5 классе, поэтому перед учителем стоит задача за короткий срок сформировать у детей произносительные навыки и навыки чтения по транскрипции. Основная цель предложенного ниже алгоритма - формирование у учащихся звукобуквенного соответствия (буквосочетание - передаваемый им звук). Однако параллельно он позволяет решить задачу обогащения словарного запаса.

Как известно, работа с лексикой включает в себя следующие этапы: введение лексических единиц, их закрепление, тренировка употребления и повторение. Рассмотрим каждый этап в отдельности.

Введение нового звука:

1. Ввод нового звука:

- графическое и звуковое предъявление;

- объяснение положение органов речи для правильного произнесения звука;

- отработка произношения.

2. Развитие фонематического слуха - учитель произносит ряд слов, учащиеся считают, сколько слов с новым звуком было произнесено или производят определенное действие, например, хлопают в ладоши, когда слышат слово с новым звуком.

3. Работа с пословицей или словосочетаниями:

- предъявление буквосочетания, передающего изучаемый звук;

- подчеркивание учащимися цветным карандашом буквосочетания(ий), передающего (их)изучаемый звук;

- подписывание звука над словами, где он есть;

- чтение учащимися пословицы или словосочетаний.

Введение новой лексики:

- учащиеся получают лист с новыми словами (картинка + графический образ слова), подчеркивают буквосочетания, передающие изучаемый звук, читают слова, каждое слово проговаривается хором;

- контроль понимания - учитель называет слово по-русски, учащиеся дают его эквивалент на ИЯ;

- учащиеся получают набор карточек с новыми словами, учитель произносит слово на английском языке, учащиеся показывают соответствующую картинку.

Тренировка лексики:

Учитель показывает картинки с ЛЕ и

- задает вопрос What is it?, учащиеся отвечают It is a :.;

- учащиеся называют слова, произнося при этом фразу I see a :;

- задает вопрос Is it a:?, учащиеся отвечают Yes, it is a :.,

No, it isn't a: It is a:

Игры для развития памяти:

- What is missing? Картинки с новыми слова вывешиваются на доску, все слова проговариваются вслух. Учитель просит учащихся закрыть глаза и убирает одну картинку, для усложнения задачи можно при этом картинки поменять местами. Участники игры открывают глаза и называют недостающий предмет. [2]

- Magic eyes. Картинки с новыми словами висят на доске, слова проговариваются вслух по порядку, затем учитель убирает картинки по очереди, учащиеся перечисляют слова так, как будто все карточки находятся на месте. [2]

- Lip reading.Картинки с новыми словами висят на доске. Учитель выбирает одну карточку и произносит слово беззвучно. Задача учащихся - угадать, что за слово было произнесено. [2]

- Repeat if it's true. Картинки с новыми словами висят на доске. Учитель показывает на картинку и произносит слово. Если слово соответствует картинке, учащиеся произносят его вслух, если нет - мотают головой и молчат. [2]

Как показывает практика, если работа по введению новых звуков, буквосочетаний и новой лексики на начальном этапе обучения английскому языку в коррекционной школе строится по данному алгоритму, то учащиеся достаточно быстро овладевают навыками чтения, а пополнение словарного запаса происходит без особых усилий и временных затрат.

Пример раздаточного материала с новыми словами.

Используемая литература.

  1. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с ДЦП. - Л., 1977. - 140 c.
  2. Carol Read. 500 Activities for the Primary Classroom. - Macmillan Eucation, 2007. - P. 90.