Классный час "Память и "Бабушкин комод"

Разделы: Классное руководство


Цели беседы:

  • обучающая: ученик в конце беседы должен знать, что такое память, как происходит процесс запоминания, какие виды памяти выделяются и что нужно делать, чтобы развить свою память;
  • воспитывающая: ученик должен уметь работать в коллективе, уметь вести дискуссии на спорную тему, уметь слушать своего товарища, уметь выражать своё мнение, в ходе беседы даётся материал, направленный на повышение общего культурного уровня учащихся, способствует развитию мышления, формирует мировоззрение;
  • развивающая: материал подобран так, что делается также акцент на развитие мыслительных способностей учащихся, их умение чётко и ясно излагать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, сопоставлять факты, делать выводы, оценивать, критиковать, соглашаться, обозначать проблемы, предлагать решения.

Ход беседы

1. Что такое память?

- Здравствуйте, как вы уже знаете, тема нашей сегодняшней беседы "Память". Эту тему я выбрала не случайно. Ведь она очень близка для нас и актуальна. Каждый из вас приходит в школу получать знания, запоминать все новую и новую информацию. Но, увы, не у каждого из нас память устроена одинаково и у каждого человека разные способности к запоминанию. И сегодня мы поговорим не только о том, как устроена наша память, но и какие виды памяти существуют и как можно ее развить.

Умение человека запоминать вызывало интерес еще в Древней Греции, где почиталась Мнемозина - богиня памяти. В античной философии память понималась как Дар, роднящий человека с миром Божественного. Платон считал память основной способностью души.

А как вы думаете, что такое память? (Учащиеся дают свои определения.)

- Хорошо, спасибо! А вот какие определения даются в различных учебниках и словарях.

 Память - это одна из психических функций и видов умственной деятельности.

 Память - способность к сохранению, накоплению и воспроизведению информации.

 Память - одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание.

 Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

2. Сущность процесса запоминания.

Итак, благодаря этой сложной и важной функции мозга человек может накапливать опыт и использовать его в будущем.

- А как же информация попадает к нам в мозг? И почему мы не можем запомнить все сразу, и забываем некоторую информацию со временем? Давайте теперь рассмотрим, как осуществляется процесс запоминания информации?

Вначале информационные сигналы воздействуют на анализаторы (органы чувств), вызывая в них изменения, которые держатся, как правило, не более 0,5 секунды. Эти изменения называют мгновенной (или сенсорной) памятью - она позволяет человеку сохранять, например, зрительный образ во время мигания или просматривать фильм, воспринимая единство изображения, несмотря на сменяющиеся кадры.

Следующей за сенсорной (мгновенной) памятью по длительности хранения информации можно выделить краткосрочную память. Характеризуется она тем, что время обработки информации может доходить до 20 сек. В ней сохраняется наиболее существенные элементы образа. Из сенсорной (мгновенной) памяти в нее попадает только та информация, которая привлекает к себе повышенное внимание.

Следующий раздел памяти - оперативная память. Срок хранения информации в этой памяти доходит до нескольких дней и определяется задачей, вставшей перед человеком.

Наиболее же важная, наиболее значимая часть информации хранится в долговременной памяти, которая обеспечивает эти функции годы и десятилетия. Данная информация может воспроизводиться сколько угодно раз без утраты.

Механизм запоминания можно представить себе в виде цепочки: потребность (или интерес), мотивация - выполнение - концентрация внимания -организация информации - запоминание.

3. Классификации видов памяти.

- Итак, мы с вами уже узнали, что по времени хранения память подразделяют на:

 мгновенную;

 краткосрочную;

 оперативную;

 долговременную.

Но существуют и другие классификации видов памяти.

Например, психологи традиционно выделяют следующие шесть видов памяти: двигательную, образную, словесно-логическую, эмоциональную, а также не произвольную и произвольную.

Как вы думаете, с чем они связаны и за что они отвечают?

(Учащиеся отвечают, высказывают свои предположения)

- Да, действительно:

 двигательная - связана с запоминанием и воспроизведением движение

 образная - ее сферой является запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора). Образную память делят на зрительную, слуховую, осязательную и т.д.

 словесно-логическая - связана с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений и т. д. Этот вид памяти непосредственно связан с обучением.

 эмоциональная - ответственна за запоминание и воспроизведение чувственных восприятий совместно с высказывающими их объектами.

 не произвольная - человек запоминает и воспроизводит образы, не ставя какой-либо цели запомнить это и воспроизвести.

 произвольная - осмысленная, продуманная с определенной целью и задачей усвоить и воспроизвести материал, используя те или иные приемы.

4. Причины ухудшения памяти.

- Но не всегда нам удается запомнить желаемое, или попросту вспомнить то, что, например, так долго и упорно пытались выучить к предстоящему уроку или экзамену. И сваливаем все зачастую на плохую память. А в чем же заключаются причины ухудшения памяти? (Учащиеся отвечают, пытаются объяснить)

- Как правило, дело не в плохой памяти, а в низком уровне внимания. Внимание трудно концентрировать, если вокруг много посторонних раздражителей, например, шум, включены ТВ, радио и т.д. Трудно сосредоточить также внимание, если человек утомлен, болен, находится в состоянии повышенного нервно-психического напряжения, с другой стороны, целенаправленно тренируя и управляя вниманием, можно улучшить свою память.

Запоминается лучше всего интересная информация. Если человек сохраняет в себе и культивирует любопытство (а это врожденная психобиологическая . особенность высших животных), то получение новой информации (запоминание) сопровождается положительными эмоциями, которые закрепляют, фиксируют информацию в мозгу.

Кроме того, на память очень пагубно влияют вредные привычки, такие как злоупотребление алкоголем и курение. Результаты исследований показали, что под влиянием курения табака сужаются сосуды и наступает ухудшение кровоснабжения мозга, вследствие чего постепенно ослабевает умственная деятельность. Так же и алкоголь приводит не только к ухудшению памяти, но и к замедлению мозговой деятельности в целом.

5. Общие рекомендации для успешного запоминания.

- Итак, мы с вами выяснили, почему у нас иногда возникают проблемы с памятью. Она может быть очень капризной, а может и помочь в самый ответственный момент. Поэтому к ней необходимо бережно относиться.

А что же нужно делать для того, чтоб наша память функционировала лучше? (Учащиеся отвечают) - Верно. Необходимо знать, прежде всего, что:

1. Лучше всего память функционирует между 8 и 12 часами дня, затем ее эффективность начинает постепенно падать. После 17 часов запоминание снова улучшается и, если человек не очень устал, к 19 часам достигает высокого уровня.

2. Повторение - мать учения. Дейл Карнеги называет повторение "вторым законом памяти" и приводит следующий пример: "Тысячи студентов-мусульман знают наизусть Коран - книгу примерно такого же объема, как Новый завет, и они в значительной мере достигают этого путем повторения. Мы можем запомнить все, что угодно, в разумных пределах, если будем достаточно часто повторять это". Чем больше объем информации, тем больше потребуется повторений для запоминания. Объемный материал запоминается легче, если разбить его на смысловые части.

3. Память нельзя тренировать так, как тренируют, скажем, мышцы. Бессмысленное "зазубривание" материала не приведет к тому, что мы с каждым днем будем все легче заучивать новый материал. Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что необходимо запомнить и сформировать установку на длительность, полноту и прочность запоминания (поставить цель запомнить надолго).

4. Материал заучивается лучше, если процесс заучивания, разделенный на отрезки по 45-60 мин, прерывается паузами отдыха 10-15 мин.

Число повторений заметно уменьшается, если не стремиться запомнить все в один присест.

5. Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторить его незадолго до отхода ко сну.

6. Не для кого не секрет, что разные люди запоминают информацию по разному. Некоторые, например, лучше воспринимают информацию зрительно, а другие - на слух и т.д. Подбирая литературу, которая может дат! ответы на интересующие вас вопросы, вы должны найти наиболее удобный вам способ восприятия информации. Прочитайте с этой целью какой -нибудь отрывок из текста "про себя", другой вслух, третий - запишите; а четвертый можете продиктовать в микрофон и прослушать в магнитофонной записи. Определите, какой отрывок вы запомнили лучше всего и каким образом, вы узнаете какой способ восприятия информации вам больше подходит. Используйте по возможности все способы восприятия информации, комбинируйте их и через некоторое время память ваша станет надежней, лучше. Так как комплексные впечатления, т.е. впечатления полученные при помощи возможно большего числа органов чувств, позволяют запечатлеть в сознании материал еще лучше.

Линкольн, например, читал вслух то, что хотел запомнить, чтобы восприятие было одновременно и зрительным и слуховым.

- А какими способами запоминания пользуетесь вы, когда учите новый учебный материал, параграфы, стихотворения, новую лексику по иностранному языку?

(Учащиеся отвечают, приводят примеры из своего личного опыта)

- А вы знаете, что метод ассоциации - самый эффективный метод запоминания, по мнению психологов.

Методом ассоциации умело пользовался римский политический деятель Марк Туллий Цицерон при подготовке своих блестящих речей, которые произносил, не пользуясь никакими записями. Он был великолепным оратором. С помощью особых приемов он запоминал предварительно отрепетированные речи. Каждый раздел речи он связывал с определенной ситуацией в комнате и, расхаживая по этой комнате, проводил ассоциации с различными предметами, находящимися в ней, которые напоминали предметы в зале Римского сената. Выступая в сенате, он связывал разделы своей речи с соответствующими предметами и мог часами говорить без запинки.

- А вот какой существует способ запоминать длинные числа:

Следует разбить число на порции.

Каждой порции поставить в соответствие какой-либо образ (например, 31 - Новый год)

Составить короткий рассказ, в который были бы вплетены нужные вам образы.

Например, можно провести ассоциацию"число - образ" следующим способом:

27 - номер хабаровского региона (автомобильные номера имеют в своем составе цифру 27)

31 - Новый год

33 - возраст Христа

45 - год победы в Великой Отечественной войне и название пластинки Stars of 45

70 ~ год моего рождения и год рождения Ленина

85 - Windows 95.

Теперь для того, чтобы запомнить число З185277045, следует составить рассказ, в который были бы вплетены следующие образы:

Под Новый год рухнул Windows95" Хабаровском крае, и его не могли переустановить вплоть до года рождения Ленина при помощи пластинки Stars of 45.

б. Упражнения на тренировку памяти.

- А давайте теперь, воспользовавшись этими методами и способами запоминания, проделаем несколько упражнений на тренировку памяти и тем самым проверим, насколько хорошо она у нас развита.

Вот несколько упражнений по Ф.Лезеру:.

Тренировка запоминания логически не связанного текста.

Ниже приведены 12 названий, которые следует запомнить. (Сначала можно предложить зрительно, а потом на слух). Для запоминания дается 40 секунд.

Украинец Масло Бумага Каша    
Глагол Ножницы Совесть Словарь Свеча Ромашка

Запоминание чисел.

За 40 секунд нужно запомнить 20 чисел. После этого написать все, что вы запомнили.

43 37 57 38 12 86
33 56 81 47 72 6

Запоминание лиц с именами и фамилиями.

Запомнить предлагается несколько фотографий с именами и фамилиями. На это дается 30 секунд. После этого те же фотографии, но в другом порядке, вновь предлагаются исследуемому, и он должен "опознать" их.

Тренировка концентрации внимания.

Для тренировки концентрации внимания необходимо, чтобы человек сосредоточил его на избранном предмете и его основных свойствах, не отвлекался от мыслей об этом предмете. Запоминать следует существенную информацию о каком - либо событии, игнорируя несущественную.

Лезер рекомендует с целью тренировки делать описание какой - либо картины, постоянно его детализируя. Упражнение можно повторить в условиях действия отвлекающих факторов (шум и пр.)

7. Завершение беседы. Подведение итогов.

- Итак, наша беседа подходит к концу, и теперь давайте все вместе подведем ее итоги.

  • Что нового и полезного вы узнали сегодня?
  • А что о памяти и ее развитии вы уже знали раньше?
  • Какие выводы вы для себя сделали?

Надеемся, что вам понравилась сегодняшняя беседа, оказалась полезной и пригодится в будущем.

Большое спасибо за внимание и ваше активное участие в нашей беседе!

Приложение 1