Форма:
утренник.Цель:
формирование эмоционально-чувственной сферы и нравственных отношений ребёнка.Задачи:
- расширять знания учащихся о Великой Отечественной войне,
- развивать навыки творческой и поисковой работы,
- развивать творческие способности учащихся,
- формировать эстетические чувства школьников.
- воспитывать патриотические чувства на ярких примерах героизма наших людей.
Разработка внеклассного мероприятия посвящено 65 годовщине Победы в ВОВ 1941-1945 годов. В работе использован краеведческий материал о ветеранах-педагогах Леушинской школы, что придаёт особое воспитательное значение мероприятию. Удачно подобран поэтический материал. В сценарий включены стихи А.П. Карфидовой, вдовы ветерана Ю.П.Карфидова. Сценарий может быть использован для проведения классных часов, утренников, применяться на уроках.
Возраст учеников: 1-4 классы.
Методы:
- диалог
- рассказ
- сообщение учеников
- декламация
Подготовительная работа.
- Поисковая работа в музее по подборке материала
- Беседа с родственниками.
- Конкурс рисунков к Дню Победы.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор;
- Компьютер.
- Экран.
- Плакаты
- Рисунки детей
Памяти учителей Леушинской СОШ, ветеранов ВОВ посвящается.
Ход мероприятия
Слайд 1
(Дети сидят полукругом , перед ними экран. В зале темно, только горят свечи. Вечер начинается словами ведущего и показом презентации на экране.)
Звучит песня "Журавли" (инструментальная музыка) - Слайд 2
Три четверти века стоит за плечами. Слайд 3
Немало пришлось испытать, повидать.
И часто былое встает пред глазами,
А старым всегда есть о чем вспоминать.
Как кадры из фильма, картины из жизни
Встают пред тобой наяву и во сне.
Особенно в мае опять вспоминаешь
О той о далекой, жестокой войне.
Ведущий. Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война.
Итак, мы начинаем: Слайд 4
1-чтец.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
(Звучит песня "Священная война". Муз. А.Александрова, сл. В.Лебедева - Кумача. (инструментальная музыка)
Ведущий .
Последним мирным днём 1941 года была суббота. После обычной трудовой недели миллионы советских людей отправились отдыхать. Лишь продолжали дышать жаром домны, дымили трубы, безостановочно работающих предприятий, по железным дорогам мчались грузовые и пассажирские поезда:Ведущий.
Слайд 5Тишину наступившей ночи, по-летнему тёплой, благоухающей, во многих городах и сёлах нарушали счастливые голоса выпускников школ, праздновавших своё вступление во взрослую жизнь:
Ведущий.
И в этот мирный рассвет 22 июня 1941 года, фашисты совершили чудовищное злодеяние против нашей страны. Предрассветную тишину разорвали залпы десятки тысяч орудий. Множество фашистских самолётов и танков ринулись на нашу страну. Мирный труд людей оборвала война.1-й чтец.
О, Россия, Россия. Твой сын, а не гость я. Слайд 6
Ты- родная земля моя, отчий мой кров.
Я- твой сын, плоть от плоти твоей, кость от кости -
И пролить свою кровь за тебя я готов.
Ведущий.На защиту страны встали славные сыны и дочери нашей Родины. Среди них были и наши односельчане.
- Клочко Дмитрий Иванович
- Карфидов Юрий Петрович
- Овсянкин Сергей Германович
2-й чтец.
Не позабыть мне первых схваток, разбитых сел, дорог в крови,
Ночей под кровом плащ- палаток
3-й чтец.
Заранее знать хотел, бывало, как поведу себя в боях:
Не осрамлюсь ли поначалу, не заберется ль в сердце страх?
4-й чтец.
И, убедившись, встав под дула, хлебнув и гула , и огня,
Что сердце не захолонуло, кровь не свернулась у меня.
5-й чтец.
Что я ничем других не хуже, переношу тяжелый путь, -
Я затянул ремень потуже и широко расправил грудь.
1-й ведущий. Слайд 7
Дмитрий Иванович Клочко прошел три войны: с Финляндией, Германией, Японией. В первые годы войны наши войска отступали. Шесть раз со своим подразделением был в окружении под Перемышлем, Шепетовкой, Киевом , Любарами, Прилуками, Излученкомо Дона. Вместе с однополчанами удачно выходил из окружения. Пережито немало бед, холод , голод. Но все-таки одолел все невзгоды.
2-й ведущий.
Контужен в июне 1941 года. В декабре 1942 года был ранен под Сталинградом осколком снаряда в ногу. Осколки задели бровь и руку, и долго давали о себе знать. В декабре 1944 года под Будапештом ранен в позвоночник. Долго был на излечении. После выхода из госпиталя снова в строй, снова в бой , только последний - с Японией. И опять ранение, но уже ножевое, при освобождении города Пхеньянь /Хедзио/.
2-й ведущий.
Всего у Дмитрия Ивановича 15 правительственных наград. Среди них: медали "За Отвагу", " За боевые заслуги" , " За оборону Сталинграда",ордена "Красного Знамени", " Красной Звезды", " Отечественной войны 1 степени".
3-й ведущий.
О каждой из наград мог рассказать целую историю . Только 172 прыжка с парашютом совершил, из них 64-в тыл противника с особым заданием разведки.
1-й ведущий. Слайд 8
Из боевой справки: "Лейтенанту Овсянкину Сергею Германовичу приказом Верховного Главнокомандующего за № 372 от 30. 09 1945 года объявлена благодарность за отличные боевые действия в боях по освобождению от японских захватчиков Маньчжурии и Южного Сахалина.
Наступление наших войск было стремительным. Перед батареей была поставлена задача- уничтожить 2 долговременные точки. Но огневая точка противника не просматривалась с занятого нами рубежа. Мне было приказано занять боковой наблюдательный пост. Приказ был выполнен. Я с БНП корректировал огонь батареи. Вскоре огневая точка противника замолчала. Наша рота пошла в наступление. В этом бою мы взяли много японских солдат. Япония быстро капитулировала.
2-й ведущий.
В служебной характеристике отражено, что старший лейтенант показал себя высоко дисциплинированным , культурным офицером Советской Армии. Воинский долг для него б был превыше всего. Боевой путь солдата отмечен орденом " Отечественной войны 2степени.",медалью " За победу над Японией."
3-й ведущий. Слайд 9
Юрий Петрович Карфидов защищал Ленинград, освобождал Севастополь, летал на бомбардировщике в Румынию. О фронтовых подвигах своего мужа героя написала его супруга Ангелина Павловна Карфидова.
1-й чтец.
Вы для фашистов возили "подарки ",
Ты был в самолете воздушным стрелком. Слайд 10
И там, на широких небесных дорогах,
Не раз приходилось встречаться с врагом.
2-й чтец.
Случилось, фашистский стервятник
По вашему борту ударил свинцом.
Выдержал борт. Но внутри самолета
Дюралевой дробью плеснуло в лицо.
А там, на земле, обошлось без санбата,
Пинцетом почистил лицо санитар.
3-й чтец.
Остались занозы на память солдату, -
Их долго еще на гражданке таскал.
Однажды, когда самолет загорелся,
Тебя с парашютом земля приняла.
Спасибо судьбе, что тебя защитила.
За то, что тебя от огня сберегла.
1-й ведущий .
С ноября 1944 года служил в составе 162 танковой бригады стрелком радистом на Т-34.
Из воспоминаний Юрия Петровича Карфидова. Шли бой на подступах к реке Одер. Бригаде дана боевая задача захватить мост через реку. Когда танк подошел к мосту, в него попал снаряд. Тяжело ранило командира танка. Юрий Петрович принял командование на себя. Экипаж мужественно сражался, уничтожил несколько пушек, танков , прорвался на мост и сдерживал оборону до прихода нашей пехоты. За этот бой Юрий Петрович награжден орденом Красной Звезды.
4-й чтец.
А далее, так уж война приказала,
На танке стрелком воевать продолжал.
Упорно войска продвигались на Запад,
К Берлину! К Победе! И враг отступал.
5-й чтец.
Уже на немецкой земле, под Глагау,
Немцы снарядом ваш танк подожгли.
В танке был ранен механик-водитель,
Выбрались все вы и друга спасли.
4-й чтец.
Да еще многое - всякое было
В жизни солдатской. Война есть война.
Сколько ребят не вернулось из боя,
Сколько друзей довелось хоронить. слайд
Когда-нибудь разве забудешь такое!
Нет, не забудешь, пока будешь жить.
1-й ведущий. Родина высоко оценила ратный подвиг воина -сибиряка. Он удостоен ордена "Красной Звезды", медалей " За отвагу", "За оборону Ленинграда"
1-й чтец.
Ещё стояла тьма немая,
В тумане плакала трава.
Девятый день большого мая
Уже вступал в свои права.
2-й чтец.
По всей стране от края и до края
Нет города такого, нет села,
Куда бы ни пришла Победа в мае
Великого девятого числа.
Ведущий 1. 4 года шла война - это 1418 дней! 34 тысячи часов и более 20 миллионов погибших людей! А мы живём в эпоху больших масштабов, мы привыкли к крупным цифрам, мы с лёгкостью, почти не задумываясь произносим. Тысяча километров в час, миллионы тонн сырья:Но 20 миллионов погибших. Вы представляете, что это такое?
Ведущий 2.
Если по каждому погибшему из 20 миллионов, в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать:32 года!Ведущий 1.20 миллионов могил на 2,5 тысячи километров - это значит 7, 5 тысяч убитых на километр, 15 человек на каждые 2 метра земли!
Ведущий 2. 20 миллионов за 1418 дней - это значит, 14 тысяч убитых ежедневно, 600 тысяч человек в час, 10 человек в каждую минуту. Вот что такое 20 миллионов!
3-й чтец.
Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали, Слайд 11
Сверстники наши почти.
4-й чтец.
Среди нас нет тех,
Кто ушёл на фронт и не вернулся.
Вспомним через века, через года,
О тех, кто уже не придёт никогда.
Вспомним.
(минута молчания, звучит метроном)
1-й чтец .
Прошла война, прошла страда.
Но боль взывает к людям:
Давайте люди никогда
Об этом не забудем.
(С чего начинается Родина) (инструментальная музыка)
2-й чтец.
Пускай во всём, чем жизнь полна,
Во всём, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было!
3-й чтец.
И наши потомки забыть не должны,
Тех, кто насмерть стоял за свободу страны.
По-прежнему в памяти часто мелькают
Как кадры из фильма, картины войны
1-й чтец.
Лишения, ранения, боль и зло -
Все вытерпели, все перенесли
Не растеряв души своей тепло,
Детей учить с фронтов они пришли.
2-й чтец.
Сергей - учитель младших классов, воспитатель,
Хоть в пекле боя голос потерял, Слайд 12
Но шепот его слушали внимательно,
Никто вести занятье не мешал.
1-й ведущий. Благодаря огромному труду Сергея Германовича, составленным летописям жизни школы и талантливых педагогов , не канули в неизвестность. И сегодня , листая пожелтевшие страницы альбомов,мы вспоминаем историю родной школы.
3-й чтец.
Дмитрий Иванович черчение
И рисование преподавал, Слайд 13
Был полон юмора, терпения,
Фотографированью обучал.
2-й ведущий. Стараниями Дмитрия Ивановича школа всегда имела современное оформление, отвечающее высоким требованиям эстетики.
4-й чтец.
Юрий Петрович - воспитатель, Слайд 14
Немало лет он детям посвятил,
Воспитывал сирот он в интернате,
Своим примером многому учил.
3-й ведущий. Пропитанный порохом, прошедший через все ужасы войны, он отлично , не по своим годам знал жизнь. Бывший фронтовик быстро находил ключики к каждому ребячьему сердцу. .А эти дети, потерявшие во время войны родителей, особенно нуждались в теплоте и ласке. Всю щедрость своего сердца отдавал он ребятишкам. Они тянулись к нему, хотеди быть похожими на него, отважного фронтовика.
1-й чтец.
Его рисунки и военных лет
В его семье хранятся до сих пор,
Порой и в школе рисованье
С любовью для детей он вел
2-й чтец.
Проходят годы. Постепенно
Война уходит дальше, дальше:
Учителя, фронтовики- герои,
Трудившиеся в школе нашей.
О них мы память сохраним
Не только как о воинах-героях,
Мы уважаем их и чтим
И как прекрасных педагогов.
3-й чтец.
Во время бедности послевоенной,
Когда и хлеба недосыта,
Они детишкам, многого лишенным,
Дарили душ своих частицу.
Ведущий 1.
Хорошо просыпаться и знать, что у тебя впереди прекрасный день, что тебе ничего не угрожает, и все твои мечты сбудутся. Хорошо быть счастливым.4-й чтец.
Никто не знает, кем мальчишка станет,
Какую он дорогу в жизни изберет.
Вот только звезды ему ласково мигают,
Огромный Млечный путь к себе его зовет.
Чем больше знаний , тем сильнее станешь.
Ты - гражданин России.
Много это значит, ко многому обязывает.
(инструментальная музыка "День победы")
Ведущий.
В 65-й раз День Победы наша страна будет праздновать так же, как и в далеком уже 45- Этот праздник остается радостным и трагическим. Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за Великую Победу, за наших людей , перенесших войну, за воинов -учителей , отдавших нам тепло своих душ. И наш долг, долг живущих, помнить об этом. Слайд 15, 16
Литература.
- Альбом "Прошлое и настоящее" В фонд №1, №3
- Материалы из семейного архива сына Ю.П.Карфидова