Внетабличное умножение и деление. Устные приемы

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: внетабличное умножение, деление, устные приёмы, игровая форма


Цель: Закрепить изученный материал по теме «Внетабличное умножение и деление. Устные приёмы».

Задачи:
Обучающая
- Совершенствовать вычислительные навыки.
- Закрепить умение решать простые и составные задачи изученных видов.
Развивающая
- Развивать монологическую речь при объяснении того или иного приёма вычисления.
- Развитие навыков самостоятельной работы, самоконтроля.
Воспитывающая
- Воспитывать чувство ответственности и заботы за братьев наших меньших.
Валеологическая
- Укреплять здоровье учащихся через двигательную активность на уроке, поддерживать их  работоспособность на протяжении всего урока  сменой видов деятельности,  стимулирования положительных эмоций, использование наглядности.

Тип урока: Урок закрепления знаний с применением здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного.

Методы используемые на уроке: Словесные, наглядные, практические.

Форма организации: групповая(дифференцированная), коллективная, самостоятельная работа,  индивидуальная, фронтальная.

Оборудование:
Экологическое настенное полотно, иллюстрации птиц, карточки с дифференцированными  заданиями на сенсорных крестах.

План урока.

  1. Организационный момент. 2 мин
  2. Сообщение темы и цели урока. 3 мин
  3. Устный счёт. 7 мин
  4. Самостоятельная работа. 10 мин
  5. Решение задач. 7 мин

 Физминутка.

  1. Игра «Крестики - нолики». 8 мин
  2. Итог урока. Рефлексия. 3 мин

Ход урока.

I. Организационный момент.
 Цель: Создать благоприятный эмоциональный микроклимат.
Здравствуйте, ребята.Улыбнитесь друг другу и скажите доброе слово (симпатичный, смелый, сильный, хороший, добрый, старательный, славный, прекрасный, чудесный, и т. д.).
II. Сообщение темы и цели урока.

 Цель: сконцентрировать внимание учащихся на ходе урока, дать необходимые указания к уроку.
(на ручном подвижном наборном полотне фиксируется данная карточка, учитель с карточкой отходит к доске, в это время дети читают жужжащим чтением, что написано на карточке).
- Прочитайте вполголоса написанное.
- Теперь прочитайте хором вслух. (Ребята читают слова)

Давайте, ребята, учиться считать
Двузначные числа делить, умножать
Считать не на парте, не на стене
Расчёты производить лишь в уме.

- А теперь, я уверена, вы смело можете сказать тему урока.
(Внетабличное умножение и деление).
- Прочитайте на доске задачи урока, которые мы будем решать в течение урока.
(На доске, на жёлтых волнистых линиях написаны задачи урока).
1. Совершенствовать вычислительные навыки.
2. Закрепить умение решать простые и составные задачи изученных видов.
3. Развивать логическое мышление.
- Для чего эти знания нам необходимы?
- Я надеюсь, что на уроке вы покажите хорошие знания, вас ждёт успех.

III. Устный счёт.

 Цель: продемонстрировать знания устных приёмов  умножения и деления на однозначное число,  деление двузначных чисел.

 Перед нами такая работа –
Задания для устного счёта
Мы в лес на прогулку сегодня пойдём
И знания наши с собою возьмём.
(По периметру всего класса развешены карточки с примерами и ответами).
- Соотнесите выражения с правильными ответами. (Ребята ходят по классу).

33 * 3                60 : 15             50 : 10             75 : 5
99                      4                      5                      15

69 : 3                 90 : 30             17 * 3              96 : 3
23                      3                      51                    32

- Расскажите какими приёмами вы пользовались, решая эти примеры. (Ответы детей).

- Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

IV. Самостоятельная работа (дифференцированная).
Цель: проверить прочность и глубину знаний каждого учащегося , развивать навыки самоконтроля..

- Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда вдруг блеснёт солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные «цветы». Кто бы это мог быть?

Чтоб гостей наших узнать,
Вам надо потрудиться
Значения верные найти
И не ошибиться.

(Называю состав групп)

1 группа                       2 группа                     3 группа
«Творцы»                     «Теоретики»              «Практики»
Костарев Д.                 Венго М.                    Баранова И.
Ситник Л.                    Юрьев В.                   Курбатов А.
Уваров В.                     Зинатуллина Н.         Серебренников В.
Немчинов И.               Тонкошкур К.            Софрыгин С.
Тарелкина П.               Верхотуров Н.           Халтурин О.
Шулепов Ж.                 Злобов О.                  Юлдошев А.

Каждой группе даются задания, карточки разных цветов : красный, зелёный, синий.
1 группа «Творцы» работают на ковре.

б о р к о в ь т

и

3 63

76

67 63 6 25 9 57

1. В школьную библиотеку привезли 60 учебников в пачках, по 10 книг в каждой. Сколько пачек с учебниками привезли? 60 : 10 = 6 – в
2. За 3 одинаковые точилки заплатили 27 рублей. Сколько стоят 7 таких точилок?
27 : 3 * 7 = 63 – о
3. В деревне 19 домов, а в посёлке в 4 раза больше. Сколько домов в посёлке?
19 * 4 = 76 – р
4. На спектакле в школьном зале дети сидели в 6 рядах по 9 человек и ещё в одном ряду 9 человек. Сколько детей смотрело спектакль?
9 * 6 + 9 =63 – о
5. Дети играли в слова. Маша составила 14 слов, а Слава 42 слова. Во сколько раз больше слов составил Слава, чем Маша? 42 : 14 = 3 – б
6. Сумму чисел 63 и 12 разделить на 3. (63 + 12) : 3 =25- ь
7. Из числа 75 вычесть частное чисел 54 и 3. 75 – (54 : 3) = 57
(Получится слово - воробьи).

2 группа «Теоретики» (работают самостоятельно, у каждого пример).

1. 28 * 3 – 57 = 27
2. 78 : 6 + 14 = 27   на доске:
3. 96 – 23 * 3 = 27  клёст - 17
4. 75 : 25 * 9 = 27  синички - 27
5. 57 : 3 + 8 = 27    дятел - 39
6. 83 – 28 * 2 = 27
(Получится слово - синички).

3 группа «Практики» (на доске примеры, работают под руководством учителя).

- Карточки с ответами разбросаны по классу, задание – решить, расставить числа в порядке возрастания.

80 : 20 = 4 – н
30 * 2 = 60 – г
23 * 3 = 69 – р
36 : 3 = 12 – е
48 : 24 = 2 – с
16 * 4 = 64 – и, и

(Получится слово - снегири).
- На столе лежат иллюстрации птиц: воробьи, синицы, снегири, ребята крепят их к кормушкам на панно.

В тёплые страны не улетают,
Суровую зиму у нас коротают,
Давайте, ребята, их вспомним скорей
Это синичка, снегирь, воробей.

- Почему об эти птицах мы говорим сегодня? (Ответы детей).
Физминутка. (офтальмотренажёр, расположенный на потолке)

Ох, забот у нас немало,
Пройдём по красному овалу
Чтоб глазам не уставать
Надо крест нарисовать
Мы на месте не стоим
По восьмёрке пробежим
А чтоб отдохнуть немножко
Пройдём по зелёной дорожке.

V. Решение задач.
Цель: закрепить умение решать задачи, оценить знания учащихся.

Трудно птицам жить зимой,
Корм себе найти.
Кто их может кроме нас
От голода спасти?

- Чтобы спасти птиц от голода надо решить задачу.(Задача написана на доске).
 1. Школьники осенью собрали 9 кг ягод рябины, а орехов в 6 раз больше. Все орехи и ягоды они рассыпали в пакеты по 9 кг в каждый. Сколько понадобилось пакетов?

- Прочитайте задачу.

 1). Работа над краткой записью.
- О ком говорится в задаче?
- Что собрали школьники?
- Что сказано про рябину?
- Сколько собрали орехов?
- Что сделали с этими запасами?
- Вопрос задачи.

 (На доске появляется запись)

 Р. – 9 кг ягод
О. - ? в 6 раз больше ? рассыпали по 9 кг
Пакеты - ? штук

(Сильные учащиеся работают самостоятельно, остальные с учителем).

 2). Разбор задачи.(Ученик у доски, остальные в тетради).

 - Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
- Почему ?
- Что нам известно про пакеты?
- Что клали в эти пакеты?
- Все ли данные известны?
- Что нужно найти?
- Как узнать сколько кг орехов собрали? Почему?
- Зная сколько кг ягод рябины и орехов собрали в отдельности, что мы можем найти?
- Что сделали с запасами?
- Каким действием узнаем во сколько пакетов рассыпали?
(На доске появляется запись)
 6 * 9 = 54 кг – собрали орехов
 54 + 9 = 63 кг – собрали вместе орехов и рябины
 63 : 9 = 7 п.
Ответ: понадобилось 7 пакетов.
(На компьютере задача для тех, кто справился быстрее, задачу решить двумя способами, самопроверка).
1. Каждый из 12 воробьёв склевал по 3 пшеничных и 2 ячменных зёрнышка. Сколько зёрнышек склевала вся стая?
3 * 12 + 2 * 12 =60 (з) (3 + 2) * 12 = 60 (з)

- Молодцы. С заданием справились, птицы прилетевшие к нам в гости, довольны.

VI.  Игра «Крестики - нолики».
Цель: проконтролировать знания учащихся по теме «Внетабличное умножение и деление».

(На партах у ребят иллюстрации кормушек в виде кроссворда)
- Я произношу утверждение, если вы согласны с ним – ставьте в клеточке крестик, не согласны – нолик.
1. Произведение равно первый множитель плюс второй множитель.
2. Делимое, делитель, частное.
3. 6 * 8 = 54
4. Чётные числа делятся на 2.
5. От перестановки множителей произведение изменяется.
6. Если у одной кормушки 7 птичек, то на 5 кормушках – 30.
7. Чтобы найти делимое нужно частное умножить на делитель.
8. Если на снегу 30 следов, то прилетело 15 птичек.
9. Если любое число умножить на 0, то получится это же число.
10. На нуль делить нельзя.
11. Ты да я, да мы с тобой. Нас двое.
12. Чтобы найти делитель нужно уменьшаемое разделить на частное.
(Самопроверка , таблица с ответами на классной доске).

0 х 0 х
0 0 х х
0 х х 0

- Кто оценил себя на «5» или «4» , выйдите к доске. Апплодисментами поприветствуем друг друга.
- Молодцы.

7. Итог урока. Рефлексия.

Цель: проанализировать эмоциональное состояние учащихся на конец урока.                                        
- Наш урок подходит к концу.
- Какое задание было самое интересное для вас?
- Какое задание было самое трудное?
Вы сегодня хорошо работали, помогали друг другу и справились со сложными заданиями. Я поздравляю вас. Вы настоящие друзья.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Самоанализ урока.

Урок математики в 3-м классе по теме «Внетабличное умножение и деление. Устные вычисления».
Этот урок тесно связан с предыдущими уроками данной темы и опирается на приобретённые ранее умения решать составные задачи и вычислительные навыки учащихся.
Тип урока: Урок закрепления изученного, с применением здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного.
При проектировании урока были учтены индивидуальные особенности учащихся класса, темп работы, уровень обученности и обучаемости. В течение всего урока оценивалось эмоциональное, психофизическое и интеллектуальное состояние учащихся. Для его корректировки использовались такие приёмы, как психо – эмоциональный настрой в начале урока, смена видов деятельности, игра «Крестики - нолики», физминутка. На уроке присутствовала атмосфера сотрудничества.
Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы. Урок построен на основе логической взаимосвязи всех этапов занятия и сохранения здоровья.
Для закрепления и обобщения знаний были использованы иллюстративный, практический и частично – поисковый методы.  Учащиеся показывают свои знания и умения пользоваться известными им приёмами решения примеров на внетабличное умножение и деление, деление двузначных чисел.
Самостоятельная работа была проведена с целью контроля знаний и умений вычислительных навыков и организована дифференцировано для учащихся с разной степенью обученности. Такая организация работы обеспечила включение каждого учащегося в активную деятельность по достижению целей и создание атмосферы комфортности и сотрудничества.
При выполнении заданий учебных элементов осуществлялась не только уровневая дифференциация, но и самоконтроль и самооценка выполненной работы.
При подведении итогов урока была проведена интеллектуально – эмоциональная игра «Крестики - нолики». Учащиеся поделились своими впечатлениями и ощущениями, испытанными на уроке.
Для сохранения здоровья и создания эмоционального фона на уроке были предусмотрены следующие принципы здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного:

  1. Учебное занятие проведено в режиме смены динамических поз. Дети сидят и стоят за партами в соответствии со своим ростом. Учащиеся поочерёдно меняются местами через каждые 7 – 10 минут, работают то сидя, то стоя.
  2. Экологические дорожки здоровья из сосновых шишек, керамзита для массажа стопы ног. Под ногами у каждого массажный коврик, в классе ходят босиком.
  3. На развитие внимания и быстроты реакции применяются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке. Проведена физминутка.
  4. С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия и познания мира на уроке применяется специально разработанный «Экологический букварь». На данном уроке он был использован – помещены зимующие птицы.
  5. Уроки проводятся в режиме движения наглядного учебного материала. Для этого используются подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут оказаться в любой точке класса. Специальные держалки, позволяющие переключить зрение с ближнего на дальнее и формировать у учащихся произвольный самоуправляемый шаговый логоритм при чтении текста.

На уроке прослеживалась связь предметов математики и природоведения.
Считаю, что урок прошёл в доброжелательной психологической обстановке, в атмосфере взаимопонимания и сотрудничества, сопереживания. Это позволило реализовать все цели и задачи, поставленные на уроке. Урок цели достиг. Используемые методы, средства и формы работы позволили реализовать все цели и задачи, поставленные на уроке.